Решение б/н РЕШЕНИЕ от 24 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 

ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ»

 

____________

ООО «АДВ-сервис»

(для сведения)

 

____________

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.04.2024 г.

Решение изготовлено в полном объеме 24.04.2024 г.                                             г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии: ____________– начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

____________– специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

____________– специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

рассмотрев дело № 023/05/5-554/2024, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении на сайте pikabu.ru/best рекламы содержания: «Новый ЖК в Краснодаре! Старт продаж (лучшая цена)! Квартиры в новом ЖК Краснодара! Доступные цены. Успейте купить по лучшей цене!», с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»,

 

в присутствии (посредством участия в видеоконференцсвязи) надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/5-554/2024 лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российского Федерации о рекламе представителей – ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» - ____________

в присутствии (посредством участия в видеоконференцсвязи) надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/5-554/2024 представителя – ООО «АДВ-сервис» - ____________

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявление ____________о признаках нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении информации на сайте pikabu.ru/best информации содержания: «Новый ЖК в Краснодаре! Старт продаж (лучшая цена)! Квартиры в новом ЖК Краснодара! Доступные цены. Успейте купить по лучшей цене!», Краснодарским УФАС России установлено следующее.

Информация вышеуказанного содержания, распространяется на сайте pikabu.ru/best, что подтверждается материалами, приложенными заявителем (скриншоты).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация вышеуказанного содержания является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Дополнительно сообщаем о том, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производится с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Преимущество рекламируемого товара должно быть выражено в рекламе в форме сравнения. Конкретный критерий, по которому указывается сравнение при использовании в рекламе сравнительных характеристик объекта рекламирования с иными товарами, должен быть указан в рекламе.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, в данном случае путем употребления сравнения «Застройщик № 1 в Новосибирске», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Таким образом, при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара над товарами иных продавцов, должны быть указаны те конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, то есть в рекламе обязательно должно содержаться обоснование данного утверждения. Использованные в рекламе конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, должны быть достоверными.

Кроме того, отсутствие в рекламе критерия «по объему текущего строительства», является отсутствием существенной информации, которое вводит потребителей данной рекламы в заблуждение.

Для рассмотрения Краснодарским УФАС России в рамках предоставленных ему полномочий вышеуказанного заявления требовались сведения от оператора связи.

Краснодарским УФАС России в адрес ООО «ПИКАБУ» были направлены запросы (исх. ____________г.) о предоставлении информации:

- договора (со всеми приложениями), заключенного ООО «ПИКАБУ» с рекламодателем рекламы (баннер), размещенной на сайте pikabu.ru/best, содержания: «Новый ЖК в Краснодаре! Старт продаж (лучная цена)! Квартиры в новом ЖК Краснодара! Доступные цены. Успейте купить по лучшей цене!»;

- оригинал-макета рекламы вышеуказанного содержания, распространенной на сайте pikabu.ru/best, утвержденного сторонами;

- документальное подтверждение оплаты рекламодателем оказанных рекламораспространителем услуг по распространению рекламы вышеуказанного содержания на сайте pikabu.ru/best;

- акта выполненных работ по распространению рекламы вышеуказанного содержания на сайте pikabu.ru/best, подписанного сторонами.

ООО «ПИКАБУ» представило письменные пояснения (вх. ____________) из которых следует, что: «По состоянию на «09» января 2024 года в реестре рекламных материалов, распространяемых на Пикабу, рекламный материал с содержанием: «Новый ЖК в Краснодаре! Старт продаж (лучшая цена)!» не значится и никогда не значился, а значит договоры на оказание услуг по распространению указанных рекламных материалов не заключались.

Одновременно сообщаем, что на сайте https://pikabu.ru/ реализуется программатик реклама путем размещения кода рекламных сетей без возможности предварительной модерации со стороны Пикабу. Указанных на скриншоте рекламный материал предположительно мог распространяться ООО «Яндекс»».

Краснодарским УФАС России в адрес ООО «ЯНДЕКС» был направлен запрос (исх. ____________) о предоставлении информации:

- договора (со всеми приложениями), заключенного ООО «Яндекс» с рекламодателем рекламы (баннер), размещенной на сайте pikabu.ru/best, содержания: «Новый ЖК в Краснодаре! Старт продаж (лучная цена)! Квартиры в новом ЖК Краснодара! Доступные цены. Успейте купить по лучшей цене!»;

- оригинал-макета рекламы вышеуказанного содержания, распространенной на сайте pikabu.ru/best, утвержденного сторонами;

- документальное подтверждение оплаты рекламодателем оказанных рекламораспространителем услуг по распространению рекламы вышеуказанного содержания на сайте pikabu.ru/best;

- акта выполненных работ по распространению рекламы вышеуказанного содержания на сайте pikabu.ru/best, подписанного сторонами.

ООО «ЯНДЕКС» представило письменные пояснения (вх. ____________) из которых следует, что вышеуказанная информация размещалась в рамках договора возмездного оказания услуг № ____________г., заключенного между Яндексом и ООО «АДВ - сервис».

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания является ООО «АДВ-сервис».

На основании изложенного, в действиях рекламодателя ООО «АДВ-сервис» ____________при распространении рекламы содержания: «Новый ЖК в Краснодаре! Старт продаж (лучная цена)! Квартиры в новом ЖК Краснодара! Доступные цены. Успейте купить по лучшей цене!» посредством размещения на сайте pikabu.ru/best, усматриваются признаки нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

На основании вышеизложенного, Краснодарским УФАС России было возбуждено дело № 023/05/5-554/2024.

Определением о назначении дела 023/05/5-554/2024 к рассмотрению (исх. ____________) Краснодарским УФАС России были запрошены договора с рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания.

ООО «АДВ-сервис» представило в Краснодарское УФАС России копию договора № 2022/06/20-645997-adv на размещение рекламно-информационных материалов (вх. ____________). Из представленного договора следует, что рекламодателем является ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ».

В связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств по делу и привлечения лица в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, определением об отложении рассмотрении дела № 023/05/5-554/2024 (исх. ____________) у ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» были запрошены следующие сведения:

- письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.

ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» были представлены письменные пояснения (вх. ____________) из которых следует, что:

- «…Реклама является достоверной. Сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами не содержит.

Поскольку в Определении не представлены сведения и причины, послужившие основанием для вынесения Комиссией Определения, Рекламодатель произведет некоторые (но не все возможные) предположения и даст по ним пояснения…

… «Старт продаж (лучшая цена)». В данной фразе нет сравнения с другими изготовителями…

… «(Лучшая цена)». В данной фразе нет сравнения с другими изготовителями. Согласно параграфу 188 Правил русской орфографии и пунктуации за авторством С.Г. Бархударова, К.И. Былинского, В.В. Виноградова в скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. То есть данная фраза поясняет фразу «старт продаж» и представляет собой добавочное замечание к ней. Это распространенная практика среди изготовителей ЖКЕ - давать лучшую цену на страте продаж, а по мере приближения срока сдачи объекта и сокращения оставшихся в продаже площадей увеличивать цену. В данном случае имеет место сравнение цен одного и того же объекта рекламы на разных этапах продаж…

… «Успейте купить по лучшей цене». В данной фразе нет сравнения с другими изготовителями. Данная фраза еще раз обращает внимание потенциального покупателя на то, что на данном этапе продаж действуют выгодные условия.

Практика Рекламодателя показывает, что повторение несколько раз основной мысли в рекламном сообщении с большой вероятностью обращает на нее внимание потенциальных покупателей. Основной мыслью Рекламы является то, что сейчас (на страте продаж) можно купить квартиры по лучшей цене по сравнению с ценой в будущем…

… Также информируют, что Рекламодатель изменил формулировку Рекламы, заменив слово «лучшая» на «выгодная»».

Комиссия Краснодарского УФАС России не согласно с доводами ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ», в силу того, что использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

На рассмотрение дела №023/05/5-554/2024 ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» представило доказательства изменения текста рекламы (вх. № ____________) из которого следует, что спорная реклама вышеуказанного содержания теперь читается как: «Новый ЖК в Краснодаре! Старт продаж по выгодным ценам!».

Также, на рассмотрении дела №023/05/5-554/2024 23.04.2024 г. ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» признал себя рекламодателем вышеуказанной рекламы, а ООО «АДВ - сервис» является лишь техническим посредником между рекламодателем и рекламораспространителем.

Следовательно, Комиссия Краснодарское УФАС России в ООО «АДВ - сервис» не усматривает признаков нарушения Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 - 8 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ».

На основании изложенного рекламодателем ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» ____________при распространении на сайте pikabu.ru/best рекламы содержания: «Новый ЖК в Краснодаре! Старт продаж (лучшая цена)! Квартиры в новом ЖК Краснодара! Доступные цены. Успейте купить по лучшей цене!», нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой участник рынка не имеет таких цен на рекламируемые товары.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу содержания: «Новый ЖК в Краснодаре! Старт продаж (лучшая цена)! Квартиры в новом ЖК Краснодара! Доступные цены. Успейте купить по лучшей цене!», распространяемую на сайте pikabu.ru/best, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. ООО «МОНОЛИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ» не выдавать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с тем, что реклама вышеуказанного содержания не распространяется.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя комиссии                  

Члены Комиссии                            

                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны