Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2446/2021 по результатам рассмотрения жал... от 11 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2446/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

08 июня 2021 г.                                                                                             г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО «Навигатор-Т» (далее – Заявитель) при участии представителя Федерального государственного бюджетного образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки универсальный малогабаритный самоспасатель с полумаской (извещение № 32110238833 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки универсальный малогабаритный самоспасатель с полумаской (извещение № 32110238833 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).       

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.  

Рассмотрение жалобы состоялось 08.06.2021 года в 10:00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 116.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (далее – Положение), утвержденным министерства сельского хозяйства Российской Федерации распоряжением № 102-р от 03.03.2021.

Начальная (максимальная) цена договора – 642 400,00 руб.      

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. 

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе № 158э-202104-1 от 17.05.2021 к моменту окончания срока приема подано 3 заявки, на заседании Единой комиссии ФГБОУ ВО «Кубанский ГАУ» принято решение заявку № 6162 (ООО «Навигатор-Т») отклонить по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 14 Положения о закупке (несоответствие заявки требованиям к содержанию). В заявке указано: «Коэффициент подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) в подмасочное пространство капюшона: - 2% - для людей старше 12 лет (имеющих размер шеи более 3,0 дм)». В аукционной документации требовалось: «Коэффициент подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) в подмасочное пространство капюшона должен быть:

- не более 2% - для людей старше 12 лет или имеющих размер шеи более 3,0 дм». Согласно инструкции по заполнению заявки «Если иное не установлено настоящей инструкцией по заполнению заявки, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей (без слов «более», «менее», «не менее», «не более», «должен», «может», «не должен» «должно быть», «допускается», «не допускается», «или», «минимум», «требуется», «выше», «уже», «шире», «свыше», «ниже», «как минимум» и других, образованных на их основе слов и словосочетаний), позволяющие идентифицировать объект закупки… Союз «или» не должен сопровождать значения показателей, указываемых участником закупки. Если предлагаемая единица товара может обладать одновременно несколькими значениями, разделенными в аукционной документации союзом «или», то предлагаемые участником закупки значения должны сопровождаться союзом «и».

В разделе «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в процедуре закупки» аукционной документации было установлено, что первая часть заявки должна содержать «предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки (описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки».

В разделе аукционной документации «инструкция по заполнению заявки (требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик)» указано: «При поставке товара, в том числе поставляемого при выполнении работ заявка должна содержать конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), страну происхождения товара. Если иное не установлено настоящей инструкцией по заполнению заявки, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей (без слов «более», «менее», «не менее», «не более», «должен», «может», «не должен» «должно быть», «допускается», «не допускается», «или», «минимум», «требуется», «выше», «уже», «шире», «свыше», «ниже», «как минимум» и других, образованных на их основе слов и словосочетаний), позволяющие идентифицировать объект закупки. Не допускается предложение по одной и той же характеристике товара (материала) двух и более конкретных показателей, предложение показателей, сопровождающихся словами, знаками, позволяющими сделать вывод об их неконкретности, наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров, кроме случаев, предусмотренных настоящей инструкцией».

Также в инструкции указано: «Если в техническом задании перечисляются различные значения показателей через союз «или», то необходимо выбрать и указать только один показатель. Союз «или» не должен сопровождать значения показателей, указываемых участником закупки. Если предлагаемая единица товара может обладать одновременно несколькими значениями, разделенными в аукционной документации союзом «или», то предлагаемые участником закупки значения должны сопровождаться союзом «и».

Таким образом, в аукционной документации установлен запрет на сопровождение каких-либо характеристик предлагаемого товара словом «более», а также установлены правила представления значений показателей при использовании в описании товара союза «или». Участник закупки данный факт не оспаривает.

В аукционной документации установлено требование: «Коэффициент подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) в подмасочное пространство капюшона должен быть: - не более 2% - для людей старше 12 лет или имеющих размер шеи более 3,0 дм».

По приведенным выше правилам инструкции по заполнению заявки участник закупки должен выбрать одно значение из двух, разграниченных союзом «или» (1) для людей старше 12 лет; (2) имеющих размер шеи более 3,0 дм) и конкретизировать размер шеи, если будет выбран второй вариант.

Заявителем проигнорированы указанные правила - не выбран один из двух вариантов (указаны два значения, без союза «и»), также, не указана конкретизация размера шеи.

В заявке Заявителя указано: «Коэффициент подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) в подмасочное пространство капюшона: - 2% - для людей старше 12 лет (имеющих размер шеи более 3,0 дм)».

Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик. Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 3 статьи 18 Положения.

Согласно подпунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В Документации о закупке предусмотрены единые квалификационные требования к участникам закупки, предъявляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки. В документации о закупке заказчик, организатор закупки с учетом предмета закупки вправе установить иные измеряемые дополнительные требования к участникам закупки.

Таким образом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им таких требований. При этом требования к предмету и участникам закупки могут измеряться как по стоимостным, так и не по стоимостным критериям. Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия, установленным в документации требованиям. Каких-либо требований об установлении в положении о закупке и/или в документации о закупке закрытого перечня документов, представляемых претендентами законодательство Российской Федерации и Положение о закупке не предусматривает.

Согласно письму ФАС России от 24.12.2012 № ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в абзаце 5 раздела 8 установлено, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, необходимый для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Указанный вывод содержится и в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018). Верховный суд РФ указал на то, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств.

Положение о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» не обжаловано.

С учетом вышеизложенного, Заявителем не выполнены требования, установленные в документации о закупке, что повлекло отклонение его заявки.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» на действия Федерального государственного бюджетного образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки универсальный малогабаритный самоспасатель с полумаской (извещение № 32110238833 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.  

 

Заместитель председателя Комиссии:                                          

        

Члены Комиссии:                                                                         

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны