Решение №023/07/3-1793/2019 / от 8 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1793/2019

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

08 октября 2019 г.                                                                                  г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

Сафронова О.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Бабакова Ю.С. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Довлатов А.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Шашарин С.О. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;     

в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя ООО «Авиафлюид интернешнл» (далее – Заявитель), в присутствии представителей Организатора торгов АО «Международный аэропорт «Краснодар» К.Л.А., слушателя Ш.А.А. (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку противогололедного реагента для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар» (извещение № 31908253940 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку противогололедного реагента для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар» (извещение                                        № 31908253940 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).     

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 08.10.2019 года в 11:30 часов по адресу:               г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар» (далее – Положение), утвержденным Советом директоров АО «Международный аэропорт «Краснодар» Протоколом от 20.12.2018.

Начальная (максимальная) цена договора – 11 150 000 руб.     

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом № 541 от 23.09.2019 о рассмотрении и оценки заявок участников и допуске к дальнейшему участию в конкурсе в электронной форме № 31908253940 заявка ООО «Авиафлюид интернешнл» отклонена как несоответствующая требованиям технического задания, а именно: в части технических характеристик выявлено несоответствие химического состава. 

Согласно пункту 3.2.3 Положения Заказчик устанавливает требования к участникам закупки, форме и содержанию заявок, закупаемой продукции, описанию и составу Продукции, условиям ее поставки и определяет необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям.

В соответствии с пунктом 5.3.2. Положения в Закупочной документации содержатся сведения в том числе к предмету договора требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) поставляемого товара и пр., иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.

Согласно пункту 4.3.2. Информационной карты Раздела I Закупочной документации при описании продукции Участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям Документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены. При этом должны указываться точные и не допускающие двусмысленного толкования показатели.

Заявитель в жалобе указывает, что его заявка в части требований, технических характеристик к продукции не соответствовала Техническому заданию Заказчика Закупочной документации. Заявитель при подаче заявки подтвердил, что он ознакомлен с Закупочной документацией, в том числе в части Технического задания, Закупочная документация никем не оспаривалась.

Заявитель утверждает, что Организатор торгов неправомерно установил в техническом задании требование к химическому составу, тем самым лишив возможности участия ООО «Авиафлюид интернешнл» в данной процедуре.

Из представленных материалов и сведений Организатором торгов установлено следующие.

Рынок противогололедных материалов велик в связи с чем Организатор торгов при выборе учитывал климатические особенности региона, проанализировать температурные показатели в зимний период.

Согласно пояснениям Организатора торгов требования по химическому составу установлены для обеспечения безопасности полетов. В Краснодарском рае преобладают осадки в виде гололедицы, гололедного дождя и в связи с чем лучше всех работает противогололедный реагент на основе карбамида, азотистого кальция и азотистого магния.

Предлагаемый к закупке реагент на основании карбамида, как основного непроизводного твердого вещества, имеет высокую плавящую способность по отношению ко льду. По химическому составу твердый карбамид, как производная указанного реагента, при контакте с водой (льдом) быстро и полностью растворяется до состава солей, что в конечном итоге делает наиболее высокопроизводительным сам материал.

Также согласно доводам Организатора торгов реагент на основе формиата натрия образует со льдом низкотемпературные эвтектики в двойных водно-солевых системах типа «соль-вода». Таким образом высокопроизводительным материалом на основе формиата натрия становится только в соединении с водой и менее производительным со льдом.

Исходя из опыта применения Организатором торгов, гранулированного реагента на основании карбамида и нитрата кальция, нитрата магния, как сухого твердого материала, наиболее высокопроизводительного и обладающего высокой плавящей способностью по отношению ко льду, чем реагент на основе формиата натрия при условии его сухого твердого состояния.

Кроме того, одним из важных факторов для Организатора торгов является скорость срабатывания реагента на ИВПП. У реагента на основе карбамида и нитрата кальция, нитрата магния самая высокая скорость при взаимодействии с ледяным покрытием. Также он полноценно работает без смачивания его жидким реагентом в отличие от реагентов, в составе которых имеется формиат натрия.

Применительно к предмету договора поставки - противогололедный реагент, именно химический состав реагента является основным фактором, определяющим его потребительские свойства. В перечне материалов, предназначенных для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов гражданской авиации, размещенном на сайте Росавиации, содержится несколько марок противогололедных реагентов разных производителей, которые соответствуют заявленным в Техническом задании требованиям.

         Согласно сведениям, из руководства по работе с химреагентоми предлагаемыми к поставке Заявителем, помимо химического состава, реагент не соответствует требованиям документации о закупке и потребностям Заказчика по следующим критериям:

         Согласно пункту 5.2 Руководства по применению «Противогололедным защитным действием (низкотемпературные свойства) – способность предотвращать образование гололеда, а также при взаимодействии со льдом/снегом образовывать водные растворы с низкой температурой замерзания не ниже минус 12 ºС».

В документации установлен нижний предел температуры применения не менее минус 20 ºС.

         Согласно пояснениям Организатора торгов реагент, представленный Заявителем, согласно руководства по применению, при температуре наружного воздуха ниже минус 20 ºС рекомендуется применять в смоченном виде, путем нанесения небольшого количества жидкого реагента поверх рассыпанных на поверхность гранул. АО «Международный аэропорт «Краснодар» применяет в работе только сухой реагент, без смачивания, в связи с тем, что это требует дополнительных, трудовых и временных затрат, что может привести помимо дополнительных затрат Заказчика и к нарушению установленных графиков обслуживания Воздушных судов, и как следствие к задержкам рейсов, что является ненадлежащим исполнением Аэропортом своих обязательств по отправке и приему Воздушных судов и рискам взыскания Авиакомпаниями убытков с аэропорта, причиненных нарушением обязательств по договору аэропортового и наземного обслуживания.

Гранулометрический состав реагента, предложенный Заявителем – от 2 мм.

Согласно технического задания состав реагента от 1 мм.

Толщина расплавленного слоя льда предложенное Заявителем – при минус 6.6 ºС.

Согласно технического задания толщина расплавленного слоя льда – при минус 7 ºС.

Аэропорт, являющийся оператором аэродрома, обеспечивает соответствие покрытий аэродрома требованиям, установленным Федеральным авиационными правилами «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденными Приказом Минтранса № 262 от 25.08.2015 (далее ФАП-262).

ФАП 262 устанавливает требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, обязательные для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные аэродромы.

Приказом Минтранса РФ от 31.01.2011 № 29 утверждены типовые инструкции по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки. Согласно пункту 7.6 указанной инструкции аэропорт обязан в рамках аэродромного обеспечения полетов определить в том числе мероприятия по поддержанию аэродрома (вертодрома) в постоянной эксплуатационной готовности, порядок и сроки определения толщины слоя осадков на ВПП и коэффициента сцепления. Согласно письма Росавиации от 505.02.2019 № 3054/02 «Информация по безопасности полетов № 2» при проведении проверок необходимо обращать внимание на качество очистки искусственных покрытий элементов летного поля аэродрома и объективность передаваемых данных о состоянии ВПП, особенного в части типа, толщины слоя осадков и площади загрязнения; отмечать необходимость включения критериев качества очистки искусственных покрытий (поддержание видимости всей маркировки, отсутствие снежных и гололедных образований и пр.) аэродрома в соответствующую аэродромную документацию (план зимнего содержания, технологические карты по очистке искусственных покрытий); качество очистки искусственных покрытий определять, в том числе исходя из документации ВС, эксплуатируемых на аэродроме.

Согласно пункту 18.13 Методических рекомендаций по подготовке организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период, утвержденных приказом Росавиации от 29.10.2015 № 689 при подготовке к работе в осенне-зимний период (ОЗП), аэропорт в соответствии с годовыми планами в летнее время и непосредственно в период подготовки к ОЗП проводится подготовка (ремонт) техники зимнего содержания аэродромов; разрабатывается (уточняется) план зимнего содержания аэродрома, в котором определяется очередность очистки от снега и гололеда элементов летнего поля, указывается количество техники, личного состава, участвующего в подготовке аэродрома к полетам, рассчитываются сроки уборки аэродрома в зависимости от количестве и вида выпавших осадков, температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра; заготавливается необходимое количество химических реагентов для борьбы с гололедом на искусственных покрытиях летнего поля и т.д.

Согласно требований Инструкции по применению химических реагентов для предупреждения и удаления гололедных образований на аэродромных покрытиях, утверждено МГА СССР от 30.05.1988, продолжительность плавления льда и степень снижения его адгезии с покрытием при действии растворов зависит от температуры воздуха, толщины гололедной пленки, норм расхода и составляет 25 - 30 мин. в случае применения порошкообразного реагента и 10 -25 мин. для гранулированного реагента. По истечении указанного времени производится окончательная очистка поверхности покрытия щетками машин типа ПМ-130 или машинами типа ДЭ-224. После очистки с поверхности покрытий удаляется скопившийся в пониженных местах раствор реагента ветровыми машинами типа ВМ-66, ВМ-63, М-АИ-25. При необходимости покрытие подсушивается. Работы выполняются с учетом местных условий по принятой в данном аэропорту технологии льдоснегоочистельных работ в соответствии с технологическими картами.

Во исполнение указанных требований Организатор торгов разрабатывает план зимнего содержания аэропорта, в котором описывается процедуры очистки покрытий аэродрома, в том числе используемая техника, реагент и временные интервалы, необходимые для очистки покрытий аэродрома.

Таким образом действия Организатора торгов выразившееся в отклонении заявки ООО «Авиафлюид интернешнл» правомерны.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «Авиафлюид интернешнл» на действия Организатора торгов АО «Международный аэропорт «Краснодар» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку противогололедного реагента для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар» (извещение № 31908253940 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                  О.А. Сафронова

        

Члены Комиссии:                                                                 Ю.С. Бабакова

                                                                                              А.Н. Довлатов

                                                                                              С.О. Шашарин   

                                                                                                                         

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны