Решение б/н . от 30 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Новороссийский

морской торговый порт»

ул. Портовая, д. 14,

г. Новороссийск, 353901

 

АО «Роснефтефлот»

Пресненская наб., д. 6, стр. 2,

г. Москва, 123112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 99А/2019

 

30 апреля 2019 года                                                                                              г. Краснодар

      Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) Войченко Екатерина Геннадьевна, рассмотрев в присутствии представителей ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по доверенности от 09.01.2019 № <…> и № <…> <…>, <…>, представителя АО «Роснефтефлот» по доверенности от 23.04.2019 № <…> <…> протокол и материалы дела об административном правонарушении № 99А/2019, возбужденного в отношении юридического лица – ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (место нахождение: 353901, г. Новороссийск, ул. Портовая, д. 14; ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) (далее – ПАО «НМТП») по факту нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установленного решением Краснодарского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 71/2018 от 07.05.2018, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), представителям ПАО «НМТП», АО «Роснефтефлот» разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1, частями 4 и 5 статьи 25.5, руководствуясь статьями 28.1, 29.7,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Краснодарского УФАС России от 07.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 71/2018 ПАО «НМТП» признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем принятия (утверждения) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлении в нём условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции (копия решения от 07.05.2018 по делу № 71/2018 имеется в материалах дела № 99А/2019).

В Краснодарское УФАС России поступило заявление АО «Роснефтефлот» от 28.12.2017 № 20-1469 (вх. № 14143 от 29.12.2017), направленное ФАС России письмом от 12.01.2018 № ЦА/958/18 (вх. № 779 от 26.01.2018), Новороссийской транспортной прокуратурой письмом от 15.01.2018 № 2ж,3ж-2018/98 (вх. № 754 от 26.01.2018), Южной транспортной прокуратурой письмом от 27.03.2018 № 23/1-124-2018/651 (вх. эл./п. № 2887 от 02.04.2018, № 3411 от 05.04.2018), заявление ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал от 30.01.2018 № 0327/07 (вх. № 956 от 31.01.2018) на действия ПАО «НМТП» по вопросу принятия (утверждении) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлении в нём условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции.

В ходе рассмотрения заявлений АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал Краснодарским УФАС России установлено следующее.

АО «Роснефтефлот» с 2016 года оказывает буксирные услуги в морском порту Новороссийск.

Используемые суда АО «Роснефтефлот» для оказания буксирных услуг в порту Новороссийск соответствуют требованиям действующего законодательства, что подтверждается актами проверок буксиров АО «Роснефтефлот».  

18.12.2017 ПАО «НМТП» утвердило «Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» (далее – «Руководство»). До 18.12.2017 подобного документа в ПАО «НМТП» не было.

Письмо ПАО «НМТП» от 25.12.2017 № 1000-02/39 о введении в действие Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» направлено в адрес заинтересованных лиц с указанием на обязанность соблюдения требований Руководства, а также на то, что оказание услуг по перевалке грузов в порту Новороссийск в 2018 году будет осуществляться ПАО «НМТП» в строгом соответствии с требованиями Руководства.

Согласно п. 1.6 Руководства деятельность транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах НМТП, осуществляется на основании заключенных договоров с операторами терминалов, грузоотправителями и/или судовладельцами, при строгом соблюдении настоящего Руководства, нормативных документов, приказов, распоряжений, действующих в районе эксплуатационной ответственности терминалов НМТП.

По мнению заявителей, издание Руководства (локальный нормативный акт ПАО «НМТП») и его направление лицам, осуществляющим свою деятельность в порту Новороссийск, является злоупотреблением ПАО «НМТП» своим доминирующим положением, поскольку Общество, не являясь каким-либо властным, надзорным или контролирующим органом, в силу действующего законодательства не обладает правом осуществления проверки соответствия иных хозяйствующих субъектов требованиям действующего законодательства, равно как и правом на ограничение их деятельности.

Приказом Краснодарского УФАС России от 02.03.2018 № 60 возбуждено дело по признакам нарушения ПАО «НМТП» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно приказу ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17 «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России» ПАО «НМТП» включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах.  

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Управлением подготовлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания буксирных услуг в морском порту Новороссийск в 2017 году, согласно которому доля группы лиц в составе ПАО «НМТП» и АО «Флот «НМТП» составила более пятидесяти процентов, в связи с чем ПАО «НМТП» (группа лиц) занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.

ПАО «НМТП» является владельцем и оператором морского терминала в порту Новороссийск, при этом ПАО «НМТП» оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе с привлечением хозяйствующего субъекта, входящего с ним в одну группу лиц - АО «Флот «НМТП», которое, в частности, оказывает услуги по буксирному обеспечению швартовых операций.

Руководство ПАО «НМТП» устанавливает значительное количество не предусмотренных законодательством обязательных к исполнению правил для хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских судов, накладывает необоснованные ограничения при буксировке судов и предусматривает завышенные требования не только к оборудованию буксиров, но и к новым условиям оказания услуг по перевалке грузов в 2018 году, а именно:

 1) пунктом 4.9.2 Руководства предусмотрены специальные требования к используемым при швартовных операциях тросам.

 2) пунктом 4.9.5.1 Руководства предусмотрены специальные требования к оснащенности буксиров средствами противопожарной борьбы, а именно наличие в символе класса знака FF3.

 3) пунктом 5.9.8 Руководства предусмотрены требования к количеству буксиров при работах на швартовку и отшвартовку, а также к суммарному тяговому усилию.

4) пунктами 4.9.6, 4.9.7 Руководства установлены требования к техническим характеристикам и количеству буксиров, необходимых для выполнения швартовных операций к причалам ПАО «НМТП». Указанные характеристики соответствуют техническим параметрам и количественному составу судов АО «Флот НМТП».

Из пояснений ПАО «НМТП» следует, что в пунктах 4.9.6 и 4.9.7 Руководства устанавливаются требования к техническим характеристикам и количеству буксиров, необходимых для выполнения швартовных операций к причалам ПАО «НМТП». Обязательные постановления устанавливают запрет на использование меньшего количества и мощности буксиров, тогда как в Руководстве предусмотрено большее количество буксиров.

Установленные Руководством требования к технической оснащенности буксиров, а также правила выполнения буксировок и швартовных операций противоречат следующим нормам действующего законодательства, в том числе:

- п. 18 приказа Минтранса Российской Федерации от 20.08.2009 № 140 «Об утверждении общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (далее – Общие правила), в соответствии с которым количество и мощность буксиров должны обеспечивать безопасность буксировки судов на акватории морского порта;

- п. 4 приказа Минтранса России от 30.11.2017 № 503 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Новороссийск» (далее – Обязательные постановления), в соответствии с которым плавание судов в морском порту, стоянка судов в акватории осуществляются в соответствии с Общими правилами и настоящими Обязательными постановлениями.

Обязательные постановления подлежат исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в морском порту (п. 3 Обязательных постановлений).

В морском порту осуществляется буксирное обеспечение судов. Швартовные операции в морском порту для всех судов валовой вместимостью 500 и более, за исключением судов портового флота, выполняются с обязательным буксирным обеспечением. Сведения о минимальном количестве и мощности буксиров для швартовных операций судов в морском порту приведены в приложении № 4 к настоящим Обязательным постановлениям (пп. 15, 64 Обязательных постановлений).

Введение дополнительных требований к буксирам, не предусмотренных действующим законодательством, а также указание, что буксирное обеспечение швартовных операций обеспечивается исключительно терминалом, направлено на ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Согласно ст. 74 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее – КТМ РФ) функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта, который действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан (ст. 78 КТМ РФ).

5) Руководство пунктом 4.9.4 прямо устанавливает, что именно терминал предоставляет буксирное обеспечение швартовных операций заходящих судов в соответствии с требованиями данного Руководства.

Из пояснений ПАО «НМТП» следует, что пункт 4.9.4 Руководства разработан в соответствии с п. 186 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (далее - Технический регламент), согласно которому техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработке судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических  факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.

6) пункт 4.9.3 Руководства предоставляет НМТП право на осуществление инспекций вспомогательных судов (в том числе буксиров), осуществляющих деятельность по обслуживанию судов, пришедших для проведения грузовых операций на причалах терминалов НМТП, на предмет их соответствия требованиям Классификационных обществ. При выявленных нарушениях НМТП наделило себя правом ограничения деятельности таких судов в зоне эксплуатационной ответственности Общества. 

Из пояснений ПАО «НМТП» следует, что п. 4.9.3 Руководства не противоречит КТМ РФ, Техническому регламенту и Обязательным постановлениям, поскольку предусматривает процедуры, вытекающие из обязанностей ПАО «НМТП» по технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, при которой должны обеспечиваться безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность объектов инфраструктуры морского транспорта при их взаимодействии с судами.

7) раздел 4.6 Руководства: с лоцманом на судне в течение всего времени следования к терминалам НМТП находится мастер по швартовым операциям. Мастер по швартовым операциям – уполномоченный представитель и работник ПАО «НМТП», который поднимается на борт судна по его прибытии и остается на борту швартовой операции. 

Согласно пояснениям ПАО «НМТП» мастер проверяет готовность судна к швартовным и грузовым операциям на терминале, помогает капитану судна при швартовных/отшвартовных операциях, информирует капитана об особенностях работы на терминале. По мнению ПАО «НМТП», появление данной должности признано повысить уровень безопасности судоходства, обработки судов и швартовки. 

8) пункт 4.7.1 Руководства судну запрещается входить в район эксплуатационной ответственности НМТП без лоцмана и мастера по швартовым и грузовым операциям на борту.

9) пункт 4.7.2 Руководства все маневры танкера в районе терминала НМТП должны выполняться только по указанию лоцмана и/или мастера по швартовым операциям.

10) пункт 4.7.3 Руководства мастер по швартовым и грузовым операциям при выявлении нарушений данного Руководства и/или безопасных условий проведения швартовой операции, если данные нарушения невозможно устранить до начала операции, имеет право отменить швартовку судна.

11) пункт 4.8.1 Руководства мастер по швартовым и грузовым операциям и/или лоцман информирует капитана судна об особенностях работы на терминалах НМТП: навигационные средства, глубина моря, характеристика течения в настоящий момент, процедуры швартовки, аварийной буксировки.

12) пункт 4.8.2 Руководства мастер по швартовым и грузовым операциям НМТП или лоцман поддерживает связь с терминалом, СУДС, буксирами обеспечения, другими вспомогательными судами и обеспечивает с помощью вспомогательных судов отвод плавучих бонов от пути подхода судна.

Из пояснений ПАО «НМТП» следует, что согласно Руководству мастер по швартовым и грузовым операциям проверяет готовность судна к швартовным и грузовым операциям на терминале, информирует капитана об особенностях работы на терминале, что соответствует обязанностям оператора морского терминала (пп. 82, 83 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 № 140 (далее – Общие правила)).

13) пункт 4.8.3 Руководства мастер по швартовым и грузовым операциям НМТП во время подхода судна к причалу находится на мостике и помогает экипажу судна при швартовных операциях.  

Согласно пояснениям ПАО «НМТП» пунктами 4.7.1. и 4.7.2 Руководства установлен запрет на заход судов эксплуатационной ответственности ПАО «НМТП» без лоцмана и/или мастера по швартовным операциям на борту, а также предусмотрено требование о выполнении маневров только по указанию лоцмана и/или мастера по швартовным и грузовым операциям. В приложении 3 к Обязательным постановлениям определены районы обязательной лоцманской проводки судов в морском порту Новороссийск. Район эксплуатационной безопасности терминалов ПАО «НМТП» входит в район обязательной лоцманской проводки. Обязательные постановления не запрещают присутствие на борту вместе с лоцманом мастера по швартовным и грузовым операциям.

Таким образом, функции и права мастера по швартовке и грузовым операциям вторгаются в функции лоцмана и руководителя швартовщиков, который выделяется оператором терминала. В свою очередь, мастер по швартовке и грузовым операциям является лицом, обязанность присутствия которого на судне, установлена ПАО «НМТП» и безальтернативно предложена заинтересованным лицам.

Руководство не устанавливает ответственность мастера по швартовке и грузовым операциям, указания которого согласно Руководству являются обязательным для капитана судна, а также не предусматривает ответственность ПАО «НМТП» за вред, причиненный судну или грузу некомпетентными рекомендациями мастера по швартовке и грузовым операциям.

В соответствии с п. 65 Обязательных постановлений при проведении швартовых операций судна у причалов оператор причала выделяет руководителя швартовщиков, обеспеченного радиосвязью с лоцманом или капитаном судна, а также швартовщиков, количество которых зависит от валовой вместимости судна.

Согласно Руководству «в целях обеспечения безопасности судов и предотвращения происшествий с судами для захода в порт и подхода к терминалам в морском порту Новороссийск обязательна лоцманская проводка».

В соответствии с ч. 1 ст. 87 КТМ РФ лоцманская проводка осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах. Иных лиц на борту судна, кроме лоцмана и капитана судна, обеспечивающих безопасность плавания и предотвращения происшествий с судами при заходе/выходе судна из порта и его следовании по акватории порта, действующим законодательством не предусмотрено.

В целях безопасности плавания судна капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований (ст. 96 КТМ РФ).

Действующий порядок осуществления буксирных услуг в морском порту Новороссийск следующий: агентирующие компании, являющиеся представителями судовладельцев (фрахтователей), в соответствии с условиями договоров на обслуживание судов на 2018 год направляют в адрес главного диспетчера ПАО «НМТП» письменную заявку (номинацию) на обработку агентируемого судна, а также заявку на осуществление швартовных операций. При наличии судовой партии груза и надлежащим образом оформленного пакета документов на погрузку главный диспетчер включает судно в план швартовных работ на очередные сутки и направляет в адрес агентирующей компании уведомление с указанием номера причала, к которому запланирована швартовка. Буксировка в свою очередь осуществляется в соответствии с планом швартовых работ и суточным графиком, утверждаемым капитаном порта.

ВрИО Капитана морского порта уведомил заинтересованных лиц, осуществляющих деятельность в морском порту Новороссийск, о том, что Руководство не подлежит применению с момента его издания, как противоречащее действующему законодательству (информационное письмо от 27.12.2017 № 5761/0010).

Переписка между ПАО «НМТП» и ФГБУ «АМП Черного моря» (капитаном порта Новороссийск) по исполнению информационного письма исх. № 5761/0010 от 27.12.2017 «О неприменении «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» в морском порту Новороссийск» не осуществлялась.

Положения Руководства позволяют ПАО «НМТП» определять транспортно-экспедиторские, агентские, сюрвейерские и иные компании, связанные с обслуживанием судов на терминалах ПАО «НМТП», буксирные компании и лоцманские службы, которые будут выполнять заявки на заход/выход судна на причалы, оператором которых является ПАО «НМТП».

Также положения Руководства в совокупности с условиями договора между ПАО «НМТП» и агентирующими компаниями, устанавливают, что именно терминал предоставляет буксирное обеспечение швартовных операций заходящих судов и направлены на устранение конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими буксировки морских судов, и на вытеснение буксирных компаний с рынка буксирных услуг.

В силу обозначенных обстоятельств, агентские компании, грузовладельцы, судовладельцы и иные лица, осуществляющие деятельность в порту, под угрозой невозможности осуществления погрузки/выгрузки в порту и срыва контрактных обязательств вынуждены отказываться от услуг заявителей (АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал) и заключать договоры на невыгодных для них условиях с ПАО «НМТП.

Из сведений ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал, в 2018 году сумма доходов от услуг буксиров в порту Новороссийск за январь-февраль составила 0 тыс. рублей. Это обусловлено тем, что 01.01.2018 года основная стивидорная компания в порту Новороссийск – ПАО «НМТП» применяет комплексную ставку, включающую в себя услуги по погрузке и выгрузке грузов, швартовку и работу буксиров, что исключает возможность работы буксиров ФГУП «Росморпорт», так как вышеуказанные услуги отдельно не расценены.

Согласно представленным документам ПАО «НМТП» из типовых договоров на обслуживание судов, заключенных в 2017 году между ПАО «НМТП» и контрагентами, следует, что в швартовные операции включены все услуги, оказываемые судну в пределах одного судозахода, по швартовке, отшвартовке, перешвартовке судна в пределах одного грузового района, перетяжке судна вдоль причала (без изменения номера причала) с привлечением сил и средств Порта (включая, но не ограничиваясь, буксиры, береговые швартовные операции) ( раздел 1 договора).

С учетом изложенного, после издания Руководства, с 01.01.2018 в адрес АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал заявки на оказание буксирных услуг в морском порту Новороссийск не поступали.

В связи с изложенным, ПАО «НМТП» ограничивает интересы компаний (хозяйствующих субъектов), оказывающих услуги в морском порту Новороссийск.

В соответствии с пп. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах; не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.

Согласно п. 9 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Вышеуказанные действия (бездействия) ПАО «НМТП», выразившиеся в принятии (утверждении) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлении в нём условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, нарушают пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением Комиссии Краснодарского УФАС России от 07.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 71/2018 установлен факт нарушения ПАО «НМТП» пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Указанные обстоятельства также подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 по делу № А32-22095/2018.

Место совершения административного правонарушения - г. Новороссийск.

Время совершения административного правонарушения - 18.12.2017.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение комиссии антимонопольного органа вступает в законную силу с момента его принятия (изготовления в полном объеме).

Решение по делу № 71/2018 вступило в законную силу - 07.05.2018.

Таким образом, факт нарушения антимонопольного законодательства ПАО «НМТП», ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, установлен - 07.05.2018.

Срок давности привлечения ПАО «НМТП» административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.В адрес ПАО «НМТП» направлено уведомление о составлении протокола от 26.02.2019 исх. № 4194/5, в котором указано, что законному представителю ПАО «НМТП» надлежит явиться в Краснодарское УФАС России 19.03.2019 в 17 часов 00 минут.По данному делу протокол об административном правонарушении от 19.03.2019 исх. № 6082/5 составлен в присутствии представителей ПАО «НМТП» по доверенности от 09.01.2019 № <…> и № <…> <…>, <…> (копия протокола получена представителем ПАО «НМТП» доверенности от 09.01.2019 № <…> <…> 19.03.2019).

Определением от 19.03.2019 исх. № 6083/5 рассмотрение дела об административном правонарушении № 99А/2019 назначено на 02.04.2019 в 12 часов 00 минут.

В Краснодарское УФАС России поступило ходатайство ПАО «НМТП» от 02.04.2019 (вх. № 3434 от 02.04.2019) об отложении рассмотрения дела в связи с подачей ПАО «НМТП» в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу № А32-22095/2018. Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено.

Определением от 02.04.2019 исх. № 7338/5 срок рассмотрения дела об административном правонарушении № 99А/2019 продлен до 02.05.2019.

Определением от 02.04.2019 исх. № 7339/5 рассмотрение дела № 99А/2019 отложено на 30.04.2019 в 12 часов 30 минут (копия определения получена представителем ПАО «НМТП» доверенности от 09.01.2019 № <…> <…> 02.04.2019).

В наличии имелись все материалы, необходимые для рассмотрения дела.

В Краснодарское УФАС России поступило ходатайство АО «Роснефтефлот» от 15.04.2019 исх. № 20-527 (вх. № 4032 от 17.04.2019) о привлечении в качестве потерпевшего по делу об административном правонарушении № 99А/2019 АО «Роснефтефлот» (ОГРН 1026500526590).

Определением от 17.04.2019 исх. № 8785/5 ходатайство АО «Роснефтефлот» от 15.04.2019 исх. № 20-527 (вх. № 4032 от 17.04.2019) удовлетворено, в качестве потерпевшего по делу об административном правонарушении № 99А/2019 привлечено АО «Роснефтефлот» (123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 6; ОГРН 1026500526590).

Письмом АО «Роснефтефлот» от 15.04.2019 исх. № 20-528 (вх. № 4033 от 17.04.2019) в материалы дела АО «Роснефтефлот» представлены объяснения по делу № 99А/2019.

Письмом ПАО «НМТП» (вх. № 4693 от 30.04.2019) в материалы дела № 99А/2019 представлены письменные пояснения по вопросу о незаконности решения Краснодарского УФАС России от 07.05.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 71/2018.

Между тем, решение комиссии антимонопольного органа вступает в законную силу с момента его принятия (изготовления в полном объеме).

Решение по делу № 71/2018 вступило в законную силу - 07.05.2018.

Законность решения по делу № 71/2018 также подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-22095/2018.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, при этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «НМТП» имелась возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, в частности, не допускать действий по принятию (утверждению) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлении в нём условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции.

При рассмотрении дела № 99А/2019 обстоятельства, отягчающие или смягчающие административную ответственность, не установлены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, посягает на конкуренцию между хозяйствующими субъектами, являющуюся определяющим условием обеспечения свободы экономической деятельности в Российской Федерации, что гарантировано статьей 8 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, основания для освобождения ПАО «НМТП» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33КоАП РФ.

Согласно отчету о финансовых результатах ПАО «НМТП» за 2017 год и выписке из пояснений к бухгалтерской отчетности ПАО «НМТП» за 2017 год (вх. № 3066 от 25.03.2019) в 2017 году ПАО «НМТП» деятельность на рынке буксирных услуг не осуществляло, выручки от реализации данных услуг не получало.

Таким образом, в отношении ПАО «НМТП» подлежит применению штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Заместителем руководителя Краснодарского УФАС России 30.04.2019 при рассмотрении материалов дела № 99А/2019 в присутствии представителей ПАО «НМТП» по доверенности от 09.01.2019 № <…> и <…> <…>, <…>, представителя АО «Роснефтефлот» по доверенности от 23.04.2019 № <…> <…>, вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 99А/2019.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ПАО «НМТП» (место нахождение: 353901, г. Новороссийск, ул. Портовая, д. 14; ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного Кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду: 161 1 16 02010 01 6000 140.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

ИНН 2309053192 КПП 231001001  УИН 16100500000000066097

Получатель: УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю).

Банк получателя: Южное ГУ Банка России г. Краснодар.

БИК 040349001           Расчетный счет: 40101810300000010013

Назначение платежа КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

НДС не предусмотрен

ОКТМО: 03701000

Очередность платежа 4.

Тел/факс: 253-62-11

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в законном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с части 1 статьи 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                   Е.Г. Войченко

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны