Решение №023/06/64-3035/2019 . от 11 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №1864/2019-КС

по делу № 023/06/64-3035/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

      11 декабря 2019 года                                                                               г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 рассмотрев жалобу ООО «ПромТехСтрой» (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» при проведении электронного аукциона: «Поставка и монтаж 2-х резервуаров для хранения мазута, объемом по 400 метров кубических каждый» (извещение № 0318100047919000158) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.

Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласен.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Орленок» проводился электронный аукцион: «Поставка и монтаж 2-х резервуаров для хранения мазута, объемом по 400 метров кубических каждый» (извещение № 0318100047919000158).

Начальная (максимальная) цена контракта – 29 400 000,00 руб.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В Техническом задании указано «Цель выполнения поставки и монтажа: Поставка и монтаж резервуаров РВС-400(2) и РВС-400(1), для обеспечения хранения и бесперебойной подачи топлива в Центральную котельную ВДЦ «Орленок». Что также подтверждается источником финансирования «Иные субсидии в целях приобретения не финансовых средств, код субсидии, 03-99».

Понятие объекта капитального строительства определено в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому «Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)».

Согласно подпункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ «некапитальные строения, сооружения строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений)».

Из пояснений представителей Заказчика следует, что Заказчик нуждается в двух новых резервуарах для хранения мазута, объёмом по 400 метров кубических каждый на объекте капитального строительства «Мазутохранилище» ФГБОУ ВДЦ «Орленок». Резервуары для хранения мазута (РВС-400), входящие в состав данного объекта, не являются объектами капитального строительства в соответствии с подпунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса, так как не имеют прочной связи с землей, а конструктивные характеристики резервуаров позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Таким образом, резервуары являются сложным технологическим оборудованием, изготовляемым на заводе на основании проекта, подлежащие поставке и монтажу в месте ранее демонтированных емкостей и с привязками к местности указанным в проекте. Геометрические размеры и вес резервуаров не позволяют их перевозить в собранном виде на дорогах общего пользования (федерального, муниципального значения), в связи с чем резервуары поставляются в разобранном виде и подлежат сборке и монтажу на месте их дальнейшей эксплуатации. То есть проект Заказчиком был выполнен с целью максимального предоставления необходимой информации потенциальным участникам закупки, в т. ч. и такой как ситуационный план, климатические условия, требования к безопасности, с учетом выполнения монтажных работ в условиях действующего детского центра.

Довод Заявителя о том, что проектная документация содержит требование о демонтаже старых резервуаров не соответствует действительности. Ни проектная документация, ни техническое задание аукционной документации не содержит подобных требований.

Подпункт 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает возможность включения в состав документации о закупке спецификаций, планов, чертежей, эскизов, фотографий, результатов работ, чем и является проектная документация, что не является нарушением Закона о контрактной системе.

Наличие проектной документации не является основанием для отнесения предмета закупки к строительным работам, каких-либо нормативных актов, опровергающих данный довод, не существует. Кроме того, ряд работ, входящих в состав проекта, выполненного ООО «ПрофЭксперт», не являются предметом настоящего аукциона, и будут выполнены в рамках других закупок. Конкретный же перечень оборудования и работ по его монтажу в рамках настоящей закупки указан в Техническом задании аукционной документации. Следовательно, ссылка Заявителя на часть 3.1. статьи 66 Закона о контрактной системе несостоятельна, как в части предъявления Заказчиком требований к составу первой части заявки (так как проектная документация была размещена не в соответствии с п.8) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе), так и в части сроков проведения электронного аукциона, предусмотренных ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе с учетом положений п.8) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы о необходимости установления требования к участникам данной закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства неправомерен, отсутствие данного требования не влечет за собой ограничения конкуренции, как указано в жалобе и не может рассматриваться как нарушение законодательства в сфере закупок и не нарушает права и законные интересы участников закупки. Более того, для участия в аукционе поступило 3 заявки.

Указание Заявителем жалобы об отсутствии в извещении краткого изложения условий контракта, содержащего наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы или оказания услуг, а также сроков поставки товара или завершения работ не соответствует действительности, так как в Извещении, опубликованном в установленном законом порядке, указанная информация содержится.

Документация электронного аукциона содержит Часть 1, где в Разделе 1.1 «Общая информация и условия проведения аукциона» установлено:

«4.1.1 Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.

7.1.1. В аукционе могут участвовать только зарегистрированные в единой информационной системе, аккредитованные на электронной площадке и допущенные к участию в таком аукционе его участники».

В п.3.2.2 документации определено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Однако, в ч.50 ст.112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 настоящего Федерального закона. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Таким образом, требования, установленные Заказчиком в пунктах 4.1.1. и 7.1.1 аукционной документации установлены с нарушением ч.50 ст.112 Закона о контрактной системе так как не позволяют подать заявку лицам, еще не зарегистрированным в ЕИС, а только аккредитованным на электронной площадке до 1 января 2019г.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например, значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например, от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

В Части 2 «Техническая часть» Заказчиком установлены характеристики оборудования, подлежащего к поставке и монтажу, например:

 

Растворитель

Растворитель на основе высококипящей фракции бензина, предназначенный для разбавления масляных красок, алкидных эмалей, мастик, на основе битума и каучука.

Характеристики растворителя:

  • внешний вид – прозрачная жидкость
  • максимальная массовая доля ароматических углеводородов, не выше 16 %
  • максимальная массовая доля серы не более 0,05 %
  • летучесть по ксилолу от 2,0 до 5,0
  • содержание воды и механических примесей – отсутствует.

 

Грунтовка

Тип – грунтовка эпоксидная двухупаковочная, назначение – для защиты от коррозии внутренней поверхности стальных резервуаров, предназначенных для хранения нефти, светлых и темных нефтепродуктов.

Грунтовка соответствует следующим требованиям:

  • максимальная массовая доля нелетучих веществ ниже 85 %;
  •  минимальная жизнеспособность после смешивания компонентов, не менее 8 ч;
  •  стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре 20 ºС, ч, не менее 48
  • на один слой покрытия: теоретический расход 0,19 кг/м2 - 0,29 кг/м2,
  • максимальная толщина слоя после высыхания не более 110 мкм.

 

Эмаль

Тип – эмаль эпоксидная двухупаковочная, назначение – для защиты от коррозии внутренней поверхности стальных резервуаров, предназначенных для хранения нефти, светлых и темных нефтепродуктов.

Эмаль соответствует следующим требованиям:

  • максимальная массовая доля нелетучих веществ ниже 85 %;
  • минимальная жизнеспособность после смешивания компонентов, не менее 8 ч;
  • стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре 20 ºС, ч, не менее 48;
  • на один слой покрытия: теоретический расход 0,19 кг/м2 - 0,29 кг/м2;
  • максимальная толщина слоя после высыхания не более 110 мкм.

Окрашивание производится в один слой или два слоя.

В соответствии с ГОСТ Р 51693-2000 «Грунтовки антикоррозионные. Общие технические условия (с Поправкой)» п.5.1 Грунтовки изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативных или технических документов на конкретную марку грунтовки, по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке.

5.2 В нормативных документах (НД) или технических документах (ТД) на конкретную марку грунтовки указывают область ее применения и условия формирования покрытий.

5.3 Характеристики

5.3.1 Грунтовки должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.

Таблица 1

 

Значение

 

Наименование показателя

Органоразбавляемые грунтовки

Водно-дисперсионные грунтовки

Метод испытания

Показатели грунтовки:

     

1 Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее

13,0

48,0

По ГОСТ 17537

2 Условная вязкость при температуре (20,0±0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, с

13-180

30-180

По ГОСТ 8420

3 Время высыхания:

для грунтовок естественной сушки до степени 3 при температуре (20±2) °С, ч, не более:

   

По ГОСТ 19007 и 9.4 настоящего стандарта

для эпоксидных грунтовок

36

-

 

для всех остальных

24

5

 

для грунтовок горячей сушки, ч, не более

4

2

 

4 Жизнеспособность (срок годности) после смешения компонентов при температуре (20±2) °С, ч, не менее:

 

Не определяют

По ГОСТ 27271

для эпоксидных грунтовок

4

   

для всех остальных

6

   

5 Класс и подкласс опасности (температура вспышки в закрытом тигле, °С):

   

По ГОСТ 19433 и 9.5 настоящего стандарта

3.1

Менее минус 18

-

 

3.2

Минус 18 и более, но менее 23

-

 

3.3

23 и более, но менее 61

-

 

9.1

Более 61, но менее 90

-

 

Показатели покрытия:

     

6 Внешний вид покрытия

После высыхания
грунтовка должна образовывать однородную, без кратеров, пор и морщин поверхность

После высыхания
грунтовка должна образовывать однородную, без кратеров, пор и морщин поверхность

По 9.6 настоящего стандарта

7 Адгезия покрытия, баллы, не более

2

2

По ГОСТ 15140

8 Эластичность пленки при изгибе, мм, не более

3

3

По ГОСТ 6806

9 Стойкость покрытия к статическому воздействию при температуре (20±2) °С, ч, не менее:

   

По ГОСТ 9.403, метод А и 9.7 настоящего. стандарта

воды

24

24

 

Требования, установленные Заказчиком по поз. «Растворитель», «Грунтовка», «Эмаль» не соответствуют положениям ГОСТ, что нарушает ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПромТехСтрой» обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.64; п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.50 ст.112 Закона о контрактной системе.
  2. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
  3. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение №0318100047919000158).
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны