Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 25 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЯ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю В. Е.Г., в присутствии представителя АО «НЭСК-элетросети» по доверенности от 01.01.2022 № 09.НС-27/23-3 М.П.В. и директора ООО МК «Эйрена» П. А.Н. (приказ от 10.09.2018 № 88 «О продлении полномочий директора ООО МК «Эйрена»), в отсутствие надлежащим образом уведомленного Ростехнадзора, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-6417/2022, возбужденного в отношении АО «НЭСК-элетросети» (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13) по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, представителям разъяснены права, предусмотренные ч.1 ст.25.1, ч.4,5 ст. 25.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Краснодарское УФАС России поступило из прокуратуры Краснодарского края письмом от 29.09.2022 № 07/1-р-39006-22/27622 (вх. от 06.10.2022 № 19340/22) поступило обращение ООО «Машиностроительная компания «Эйрена», на действия АО «НЭСК-электросети», указывающее на действия нарушающие Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).
Из обращения следует, что АО «НЭСК-электросети» (далее – Сетевая организация, СО) воспрепятствовала 30.07.2022 с 19.00 до 14.00 31.07.2022 и 16.08.2022 с 08.05 до 17.08.2022 12.00 перетоку/поставке электрической энергии в отношении ЭПУ ООО «Машиностроительная компания «Эйрена» (далее - Заявитель), расположенные в г. Тимашекске по ул. Баварская, 11, путем выключения контактного болтового соединения на опоре 1-1 от ВЛ-10 кВ фидер КЗ-7 (на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности).
Сетевая организация мотивировала действия сложившейся аварийной ситуацией 30.07.2022 и 16.08.2022, в результате которой произошло отключение ЭПУ Заявителя, а также еще двух опосредованно подключенных потребителей электроэнергии. В результате мероприятий по устранению последствий аварии СО установила неисправность принадлежащего Заявителю электросетевого хозяйства и обесточило ЭПУ Заявителя. Требованием Сетевой организации предъявляемом к Заявителю явилась необходимость проведения лабораторных испытаний в отношении ТП170п (далее - Объект).
Обоснованных подтверждений неисправности ТП-170п, а также подтверждения необходимости проведения лабораторных испытаний в отношении объекта по настоящему делу не предоставлено.
Согласно абзацу 3 пункта 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Согласно п. 6 Правил технологического недискриминационного доступа № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами N 861.
В соответствии с частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения настоящего дела Сетевой организацией представлены письменные пояснения (исх. СО от 22.02.2023 № 09.НС-08/1181), из которых следует, что ТП-170п, эксплуатацию которой осуществляет Заявитель, технологически присоединена от ВЛ 10 кВ КЗ-7 ПС «Комбикормовый завод». От данного присоединения также запитаны 3200 бытовых потребителей, 2 социально значимых объекта, промышленные потребители. В результате неблагоприятных погодных условий, сопровождаемых ливнями и грозами, 30.07.2022 в 17.15 часов произошло аварийное отключение присоединения 10 кВ КЗ-7 ПС «Комбикормовый завод». В ходе восстановительных работ, силами СО проведен осмотр ЛЭП, в результате которого видимых повреждений не установлено, в связи с чем произведено последовательное отключение трансформаторных подстанций, что позволило установить причину отключения ВЛ, а именно нарушение нормального режима работы транспортной подстанции КЗ7-ТП-170п. Вывод о нарушении режима работы объекта Заявителя исходил из повторного включения присоединения 10 кВ КЗ-7 ПС 35/10 кВ «Комбикормовый завод» в результате которого срабатывала противоаварийная автоматика по присоединению КЗ-7.
Таким образом, СО пришла к выводу о неисправности Объекта Заявителя и отключила его от источника питания, изменив при этом схему передачи электроэнергии в отношении иных потребителей, присоединенных к КЛ-10 кВ КЗ-7 ПС «Комбикормовый завод».
Включение Объекта Заявителя осуществлено 31.07.2022 в 13:55, после проведения совместного (СО и Заявитель) осмотра Объекта.
16.08.2022 произошло аварийное отключение ВЛ-10 кВ КЗ-7. Восстановление энергоснабжения после аварийного отключения произведено по аналогичной схеме, т.е. путем отключения Объекта Заявителя от источника питания и исключения его из схемы энергоснабжения. Письмом от 16.08.2022 № 50.нс-07/411 СО сообщила АО «НЭСК», что в связи с повреждением оборудовании РУ-10/0,4 Кв ТП-170п 16.08.2022 в 08:59, СО ограничила режим электропотребления ТП-170п в связи с аварийным состоянием.
17.08.2022 обратился в СО с требованием о восстановлении энергоснабжения. СО В свою очередь потребовала предоставления результатов испытаний электрооборудования Объекта.
Возобновление перетока электрической энергии в отношении Объекта Заявителя осуществлено 18.08.2022 в 05:40.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом установлено, что ограничение перетоку/передаче электроэнергии в отношении Объекта Заявителя произошло в результате неблагоприятных погодных условий 30.07.2022 и 16.08.2022. Восстановление перетоку/передаче электроэнергии в отношении Объекта Заявителя обуславливались требованиями СО об устранении дефектов на трансформаторной подстанции КЗ-ТП170п, проведения испытаний оборудования с предоставлением протоколов испытаний в СО (письмо от 17.08.2022 № 50.нс-08/415). В свою очередь, СО не представлено сведений, подтверждающих неисправность Объекта Заявителя.
В соответствии с п. 31(6) Правил № 861, категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор. Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Подтверждением надлежащего технологического присоединения Объекта Заявителя является Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанный между СО и Заявителем 10.02.2014г. Согласно п. 5 указанного акта энергоснабжение Объекта Заявителя осуществляется по III категории надежности. Энергоснабжение Объекта осуществляется на основании договора энергоснабжения, приложение № 2 которого также свидетельствует о III категории надежности.
Ограничение Объекта Заявителя в результате неблагоприятных погодных условий и период восстановления энергоснабжения силами СО в отношении Объекта Заявителя длилось с 30.07.2022 22:01 до 37.07.2022 11:00, что в совокупности с оставило 13 часов.
Ограничение Объекта Заявителя в результате неблагоприятных погодных условий и период восстановления энергоснабжения силами СО в отношении Объекта Заявителя длилось с 16.08.2022 08:59 до 18.08.2022 05:15, что в совокупности с оставило 44 часа.
Ограничение и восстановление перетока/передачи электрической энергии в указанные даты подтверждается копиями оперативного журнала СО, представленными СО должностному лицу Краснодарского УФАС России письмом от 25.01.2023 № 09.нс-08/527.
На дату вынесения постановления по делу № 023/04/9.21-6417/2022 сведений о согласовании с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по рассматриваемым отключениям должностному лицу Краснодарского УФАС России не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Сетевая организация приняла все зависящие от нее меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Ранее АО «НЭСК-электросети» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ (№ А32-38417/2021, вступившее в силу 06.12.2021, оплачено 03.02.2022), за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного в действиях АО «НЭСК-электросети» содержатся признаки нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в части несоблюдения требований п. 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861.
Должностным лицом при рассмотрении настоящего дела учтено, что состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, является формальным, поскольку нарушение Сетевой организацией обязанности по согласованию сроков в порядке п. 31(6) Правил недискриминационного доступа, образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий. При этом охраняемым объектом является порядок и сроки рассмотрения Заявки, независимо от наступивших последствий.
Местом совершения правонарушения является – место расположения АО «НЭСК-электросети» – 350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13.
Время совершения правонарушения: - 17.08.2022 дата в которую Сетевая организация должна была осуществить действия в порядке п. 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 в части согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору более длительного срока восстановления электроснабжения, ввиду производства ремонта/восстановительных работ объектов электросетевого хозяйства.
При рассмотрении дела директором ООО МК «Эйрена» П. А.Н. заявлено устное ходатайство об отводе должностного лица, мотивированное заинтересованностью должностного лица в разрешении настоящего дела.
Ходатайство рассмотрено должностным лицом и отклонено, в связи со следующим. В статье 29.2 КоАП РФ перечислены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.
Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело в случае, если это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
Доказательств, свидетельствующих о наличии указанных обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, не имеется.
Также директором ООО МК «Эйрена» П.А.Н. заявлено устное ходатайство о переквалификации статуса Ростехнадзора из свидетеля в эксперта, связи с отсутствием представителей свидетеля в месте отключения электроэнергии.
Ходатайство рассмотрено и отклонено, в связи со следующим довод директора ООО МК «Эйрена» П.А.Н. о неправомерном привлечения Ростехнадзора к участию в деле об административном правонарушении в качестве свидетеля не принимает.
Частью 1 статьи 25.6 КоАП РФ установлено, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
В соответствии со статьей 26.3 КоАП РФ свидетельские показания не являются единственным источником информации в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Действующее в сфере производства по делам об административных правонарушениях законодательство не предусматривает обязательного привлечения к участию деле об административном правонарушении свидетеля.
Сбор доказательств является прерогативой должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Достаточность доказательств оценивается лицом, уполномоченным рассматривать материалы дела об административных правонарушениях.
В рассматриваемом деле должностное лицо установило достаточность собранных Управлением доказательств для вывода о наличии в действиях СО состава, вмененного ему в вину административного правонарушения, в том числе при условии отсутствия сведений истребованных у Ростехнадзора.
В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1, часть 4, 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
24.04.2023 заместителем руководителя Краснодарского УФАС России В. Е.Г. по результатам рассмотрения материалов дела № 023/04/9.21-6417/2022 в присутствии представителя АО «НЭСК-элетросети» по доверенности от 01.01.2022 № 09.НС-27/23-3 М.П.В. и директора ООО МК «Эйрена» П. А.Н. вынесено постановление о наложении штрафа.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать АО «НЭСК-элетросети» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф в размере 600 000 руб. должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ по форме квитанции, приложенной к Постановлению.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Копию документа, подтверждающую уплату штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, на эл. адрес: to23@fas.gov.ru.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.