Решение б/н / от 23 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Новороссийский

морской торговый порт»

 

353901, г. Новороссийск,

ул. Портовая, д. 14

 

АО «Роснефтефлот»

 

123112, г. Москва,

Пресненская набережная, д. 6, стр. 2

 

ООО «МА «Шельф–Флот»

 

123112, г. Москва,

Пресненская набережная, д. 6, стр. 2,

оф. 2001

 

АО «Флот Новороссийского

 морского торгового порта»

 

353901, г. Новороссийск,

ул. Мира, 2И

 

АО «Транснефть–Сервис»

 

353913, г. Новороссийск,                              пр. Ленина 37, оф. 205

 

ООО «Транснефть–Сервис»

 

353913, г. Новороссийск,                              пр. Ленина 37

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2019                                        г. Краснодар

Полный текст решения изготовлен 23.07.2019

                                                                                                                                

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 489/2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Е.Г. Войченко – заместитель руководителя управления,

Членов Комиссии:

Мурадян О.А. – начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа;

Жигунова А.В. – заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Маркелова О.В. – главный специалист–эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

 

рассмотрев дело № 489/2018 по признакам нарушения ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (далее – ПАО «НМТП»), ООО «Транснефть – Сервис», АО «Флот НМТП» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей ПАО «НМТП»: <…> по доверенности от 09.01.2019 № <…>, <…> по доверенности от 09.01.2019 № <…>, <…> по доверенности от 09.01.2019 № <…>, <…> по доверенности от 09.01.2019 № <…>; представителя ООО «Транснефть – Сервис»: <…> по доверенности от 01.08.2017 № б/н; представителя АО «Флот НМТП»: <…> по доверенности от 28.12.2018 № <…>; представителя АО «Роснефтефлот»: <…> по доверенности от 23.12.2017 № <…>, представителя ООО «МА «Шельф–Флот»: <…> по доверенности от 06.11.2018 № <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 489/2018 послужило заявление АО «Роснефтефлот» от 25.09.2018 № 20–1116 (вх. в Краснодарское УФАС России от 01.10.2018 № 10676) о нарушении ПАО «НМТП» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из заявления следует, что ПАО «НМТП» принято «Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» от 01.06.2018, содержащее положения, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, что создает препятствия АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск, а также ущемляет интересы морских агентов, в частности ООО «Морское агентство «Шельф – Флот» (далее – ООО «МА «Шельф-Флот») при осуществлении деятельности в морском порту Новороссийск.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147–ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17 ПАО «НМТП» включен в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах (п. 101), государственное регулирование которых осуществляется ФАС России (Приложение 1 к приказу от 08.09.2017 № 1189/17).

ПАО «НМТП» являясь владельцем и оператором морского терминала в порту Новороссийск, оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе по буксирному обеспечению швартовных операций с привлечением третьих лиц (АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть – Сервис»).

Краснодарским УФАС России по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания буксирных услуг в морском порту Новороссийск в 2017 году, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220,  составлен аналитический отчет, согласно которому доля группы лиц в составе ПАО «НМТП» и АО «Флот «НМТП» на рынке буксирных услуг в морском порту Новороссийск составила более пятидесяти процентов, в связи с чем, ПАО «НМТП» (группа лиц) занимает доминирующее положение на указанном рынке.

В ходе рассмотрения заявления АО «Роснефтефлот», документов и сведений, представленных АО «Роснефтефлот», ПАО «НМТП», Управлением в действиях ПАО НМТП» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Краснодарского УФАС России от 16.10.2018 № 363 возбуждено дело № 489/2018, рассмотрение которого назначено на 07.11.2018.

07.11.2018 Комиссией к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «МА «Шельф – Флот» и рассмотрение дела № 489/2018 отложено до 04.12.2018.

В ходе рассмотрения дела № 489/2018 Комиссией в действиях ПАО «НМТП» установлены признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 391 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла решение о выдаче ПАО «НМТП» предупреждения.

Комиссией установлено, что ПАО «НМТП» оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе по буксирному обеспечению швартовных операций самостоятельно и/или с привлечением третьих лиц, непосредственно осуществляющих буксирное обеспечение швартовных операций. Из сведений, представленных ПАО «НМТП» для буксирного обеспечения швартовных операций в морском порту Новороссийск ПАО «НМТП» привлекает суда АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть – Сервис».

Между ПАО «НМТП», АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть – Сервис» заключен и действует договор от 05.12.2017 № 602-11656Д/3924/17, по условиям которого Исполнители - АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть – Сервис» оказывают комплекс услуг по обеспечению непрерывности технологического процесса по грузовой обработке судов, в том числе швартовным операциям.  АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть – Сервис» входят в одну группу лиц с ПАО «НМТП».

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения к участию ООО «Транснефть–Сервис» и АО «Флот НМТП» в качестве ответчиков по делу № 489/2018, о чем вынесено соответствующее определение.

04.07.2019 Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела № 489/2018 (далее – Заключение), в связи с чем, рассмотрение дела № 489/2018 отложено до 22.07.2019.

Комиссия, с учетом представленных на Заключение дополнительных письменных пояснений АО «Роснефтефлот» (от 16.07.2019 № 20-938), письменных пояснений ООО «МА «Шельф – Флот» (от 16.07.2019 № б/н), ходатайства ООО «Транснефть – Сервис» от 19.07.2019 №ОТНС-08/11-09/1581, ходатайства АО «Флот НМТП» от 19.07.2019 № 16-3360, а также письменных возражений ПАО «НМТП» (от 22.07.2019 № 1110-05/135), изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 489/2018 доказательства, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В каждом морском порту Российской Федерации с учетом географических, гидрометеорологических, технологических и навигационных особенностей морского порта в порядке, установленном Федеральным Законом от 08.11.2017 № 261–ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон о морских портах), и на основании Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463 (далее – Общие правила №463), разрабатываются обязательные постановления (п. 4 Общих правил № 463).

Приказом Минтранса России от 30.11.2017 № 503 утверждены Обязательные постановления в морском порту Новороссийск (далее-Обязательные постановления № 503).

В соответствии с п. 4 Обязательных постановлений № 503 плавание судов в морском порту, стоянка судов на акватории морского порта осуществляются в соответствии с Общими правилами № 463 и Обязательными постановлениями № 503.

Согласно п. 3 Обязательные постановления № 503 подлежат исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в морском порту Новороссийск.

ПАО «НМТП», являясь оператором морского терминала в морском порту Новороссийск, согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о морских портах обязано осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта исключительно в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

Полномочия и обязанности оператора морского терминала по обеспечению безопасности в морских портах установлены ч. 2 ст. 15 Закона о морских портах.

С 09.06.2018 ПАО «НМТП» введено в действие «Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП», о чем ПАО «НМТП» письмом от 01.06.2018 № 1000-02/90 уведомило всех заинтересованных лиц.

«Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» действует с Изменениями № 1 от 28.03.2019, введенными в действие с 05.04.2019 (далее – Руководство), о которых ПАО «НМТП» письмом от 29.03.2019 № 2602-19/573 уведомило всех заинтересованных лиц.

ПАО «НМТП» в Руководстве установило не предусмотренные законодательством, обязательные к исполнению правила для хозяйствующих субъектов, оказывающих буксирные услуги, необоснованные ограничения на используемые при буксировке суда и предусмотрело завышенные требования к оборудованию (буксирам).

Руководство применяется, в том числе к деятельности транспортно – экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах НМТП (п.1.6 Руководства), устанавливая условия об обязательном соблюдении Руководства и иных нормативных документов НМТП, регламентирующие порядок осуществления деятельности в зоне безопасности терминалов НМТП, тем самым, ущемляя интересы компаний, оказывающих услуги в морском порту Новороссийск, в том числе, на терминалах ПАО «НМТП».

В свою очередь, действующее законодательство не наделяет ПАО «НМТП» как оператора морского терминала полномочиями по изданию актов, закрепляющих дополнительные, не установленные нормативно, требования к деятельности на территории морского порта, а также не позволяет распространять действие издаваемых им актов на неопределенный круг лиц, придавая соответствующим актам нормативный (обязательный) характер.

В частности, п.1.8, п.4.2.2, п.4.2.3 Руководства устанавливают требования по ознакомлению капитана судна и экипажа с положениями Руководства, подтверждая факт ознакомления, получения Руководства и согласие соблюдения установленных в нем требований. При этом, в случае обнаружения несоблюдения положений Руководства, представители терминала ПАО «НМТП» вправе остановить операции по обработке судов (Приложение 1 к Руководству);

- п.4.8.3 Руководство содержит: «Эксплуатация судов вспомогательного флота, осуществляющих обслуживание судов, пришедших для проведения грузовых операций на причалах терминалов НМТП, должна осуществляться при условии обеспечения безопасности, сохранности и долговечности объектов инфраструктуры терминала НМТП.

С целью соблюдения требований безопасной эксплуатации Терминал вправе запрашивать у владельцев судов портового флота документальное подтверждение соответствия судов, осуществляющих деятельность по обслуживанию транспортных судов на причалах НМТП, требованиям Терминала. При выявлении нарушений требований Классификационных обществ в Российской Федерации, требований «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №620, создающих угрозу безопасности мореплавания и (или) осуществлению деятельности в морском порту, НМТП в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» информирует об этом капитана порта».

В свою очередь, ПАО «НМТП» не обладает статусом уполномоченного органа государственной власти, не наделено правом на осуществление контрольно-надзорных мероприятий, в том числе на проведение проверки соответствия иных хозяйствующих субъектов требованиям действующего законодательства, равно как и правом на ограничение их деятельности.

Правом на осуществление соответствующего контроля судов, используемых для оказания буксирных услуг обладают Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (п. 1 ст. 6 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 5.1.2, п. 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в  сфере транспорта № 398, Административного регламента № 313), Инспекция государственного портового контроля (ст. 76, ст. 79 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 10 ст. 11 Закона о морских портах),  Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (п. 5.1.3,п. 5.1.5 ПП РФ №400), Российский морской регистр судоходства (ст. 22, 23 Кодекса торгового мореплавания, ПП РФ № 121).

В соответствии со ст. 74 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта. Как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями, капитан морского порта вправе осуществлять контрольно – надзорные функции (ст. 11 Закона о морских портах).

Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан (ст. 78 КТМ РФ).

Статьей 79 КТМ РФ установлено, что государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания.

Кроме того, согласно пункту 12 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденных приказом Минтранса РФ от 09.07.2014 № 182, деятельность оператора морского терминала, связанная с оказанием услуг по перевалке грузов в морском порту, осуществляется в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности мореплавания, установленными законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании, Федеральным законом, обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, а также актами капитана морского порта.

Таким образом, содержание пункта 4.8.3 Руководства не основано и не обусловлено нормами действующего законодательства.

Согласно п.4.8.4 Руководства: предоставление НМТП буксирного обеспечения швартовых операций заходящих судов осуществляется в соответствии с заключенным договором при соблюдении требований данного Руководства с правом привлечения НМТП третьих лиц, непосредственно осуществляющих буксирное обеспечение швартовых операций. Для буксирного обеспечения швартовных операций ПАО «НМТП» привлекает суда АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть – Сервис» - хозяйствующих субъектов, входящих с ПАО «НМТП» в одну группу лиц.

Установление данного требования лишает судовладельцев, морских агентов, фрахтователей возможности самостоятельно выбирать лицо, которое оказывало бы им услуги по буксировке, поскольку право выбора хозяйствующего субъекта в силу положений Руководства закреплено за ПАО «НМТП».

Тем самым положение п. 4.8.4 Руководства направлено на ущемление интересов хозяйствующих субъектов (судовладельцев, морских агентов, фрахтователей) и препятствует АО «Роснефтефлот» оказанию буксирных услуг в морском порту Новороссийск.

Также пунктами 4.8.5, 4.8.6, 4.8.7, 4.8.6.1, 4.8.7.1 Руководства установлено следующее:

- п.4.8.5: буксиры обеспечения швартовых операций предназначены для оказания помощи судам во время чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти на борту судна в результате потери хода, неисправности рулевого управления, пожара и разлива нефти/нефтепродуктов или др. ЧС;

- п.4.8.6: буксирное обеспечение нефтеналивных судов (наливных); в целях обеспечения безопасной эксплуатации терминалов НМТП количество и суммарная мощность буксиров для проведения швартовных операций танкеров на причалах Нефтерайона НМТП определяется с учетом данных, приведенных в СП 350.1326000.2018 Свод правил «Нормы технологического проектирования морских портов, утвержденных и введенных в действие приказом Минтранса России от 01.03.2018 № 75 (далее – СП 350.1326000.2018), и Обязательных постановлениях в морском порту Новороссийск, утвержденных приказом Минтранса России от 30.11.2017 № 503».

-п. 4.8.7: буксирное обеспечение судов на причалах Грузового района НМТП; при проведении швартовной операции судна на причалах Внутренней гавани НМТП количество и суммарная мощность буксиров для проведения швартовных операций судов на причалах НМТП определяется с учетом данных, приведенных в СП 350.1326000.2018 Свод правил «Нормы технологического проектирования морских портов, утвержденных и введенных в действие Приказом Минтранса России от 01.03.2018 № 75 (далее – СП 350.1326000.2018), и Обязательных постановлениях в морском порту Новороссийск, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.11.2017 № 503».

- п. 4.8.6.1: услуги по буксирному обеспечению швартовных операций на причалах Нефтерайона НМТП осуществляются с привлечением буксиров, оснащенных средствами по борьбе с пожаром, имеющих запас пенообразования и в символе класса судна имеющих знак оснащенности судна средствами по борьбе с пожаром не ниже FF3. Все газовыпускные трубы главных, вспомогательных двигателей и инсинераторов оборудуются искрогасителями или искроуловителями, обеспечивающими безопасную работу буксиров с не дегазированными нефтеналивными судами и у нефтяных причалов.

- п. 4.8.7.1: по окончании швартовной операции суда буксирного обеспечения входят в состав судов аварийного реагирования, обеспечивающих постоянное дежурство –пожарных судов, буксиров, нефтемусоросборщиков, судов накопителей и судов заводчиков бонового ограждения, готовых в чрезвычайных ситуациях отвести суда от причалов, оказать судну помощь в тушении пожара, ликвидации разливов нефти/нефтепродуктов.

Требования, содержащиеся в вышеуказанных пунктах не предусмотрены и не соответствуют нормам действующего законодательства, ввиду следующего:

В морском порту Новороссийск осуществляется буксирное обеспечение судов.

Согласно п. 96 Общих правил плавания № 463 количество и мощность буксиров, а также количество швартовщиков, необходимых для обеспечения безопасности швартовых операций в морском порту, указываются в обязательных постановлениях.

В соответствии с п. 64 Обязательных постановлений № 503 швартовные операции в морском порту для всех судов валовой вместимостью 500 и более, за исключением судов портового флота, выполняются с обязательным буксирным обеспечением.

Количество и мощность буксиров для проведения швартовных операций судов определяется с учетом сведений о минимальных количестве и мощности буксиров для швартовных операций судов в морском порту, которые приведены в приложении №4 к настоящим Обязательным постановлениям.

При этом, Свод правил СП 350.1326000.2018 согласно Разделу 1 «Область применения» включает нормы технологического проектирования морских портов, терминалов (п. 1.1, п. 1.2) и применяется на стадии проектирования (реконструкции, модернизации) действующих портов и их отдельных элементов, а не в период эксплуатации портовой инфраструктуры.

В силу п.1 ч.1 ст.16 Закона о морских портах и п. 75 Обязательных постановлений в порту Новороссийск, обязанность по эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов возложена на операторов морских терминалов и иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 утвержден Технический регламент безопасности объектов морского транспорта (далее - «Технический регламент» № 620), устанавливающий обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.

Согласно п. 186 Технического регламента № 620 техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.

В силу пункта 162 Технического регламента эксплуатанты объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований пожарной безопасности этих объектов, предусмотренных пунктами 164 - 169 технического регламента №620.

На основании вышеизложенного, введение дополнительных технических и иных требований к буксирному обеспечению не предусмотрено вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем, указанные выше положения раздела 4.8 Руководства «Буксирное обеспечение, суда аварийного реагирования», предъявляют завышенные требования к техническому оснащению и мощности буксиров, что создает препятствия АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями п. 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2001 № 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193, буксировка морским транспортом является лицензируемым видом деятельности.

АО «Роснефтефлот» на основании Лицензии от 06.04.2012 Серия МТ-3 № 000005 осуществляет деятельность по буксировке морским транспортом.

Используемые суда АО «Роснефтефлот» соответствуют требованиям действующего законодательства, что подтверждается соответствующей лицензией, свидетельствами буксирных судов.

После введения ПАО «НМТП» в действие Руководства (с 09.06.2018), АО «Роснефтефлот» не было оказано ни одной услуги по буксирному сопровождению на терминалах ПАО «НМТП» в морском порту Новороссийск, при этом данный вид услуг ранее оказывался на регулярной основе.

Из представленных АО «Роснефтефлот» сведений, следует, что в 2017 году АО «Роснефтефлот» оказало 1584 операций по буксирному сопровождению швартовки и отшвартовки судов к причалам терминалов ПАО «НМТП», на общую сумму 753 853 051,00 руб.; за февраль – март 2018 (до введения в действие Руководства) - 2 операции, на сумму 83 592,00 руб.

В соответствии с пп. 3, 4 ст. 16 Закона о морских портах № 261 операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах; не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, действия ПАО «НМТП» по принятию и установлению в Руководстве обязательных к исполнению требований, не предусмотренных действующим законодательством, являются злоупотреблением ПАО «НМТП» своим доминирующим положением, и направлены на вытеснение буксирных компаний, в частности АО «Роснефтефлот» с рынка буксирных услуг в морском порту Новороссийск, что является недопустимым в силу пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Положение пункта  1.6 Руководства, устанавливает, что деятельность транспортно – экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах НМТП осуществляется на основании договоров, в которые включаются условия о соблюдении настоящего Руководства, и иных нормативных документов НМТП, соответственно данное Руководство распространяется на всех агентов, которые осуществляют деятельность в акватории морского порта Новороссийск  и применяется в отношении неопределенного круга лиц.

Руководство и Изменения № 1 в Руководство от 28.03.2019 размещены на официальном сайте ПАО «НМТП» www.nmtp.info.

Типовые формы договоров, в том числе договор на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций, предусматривающие обязанность по соблюдению требований Руководства при осуществлении деятельности на терминале ПАО «НМТП» размещены на информационном портале ПАО «НМТП» в сети Интернет https://webportal.ncsp.com., и в силу статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации являются публичной офертой.

 Так, ПАО «НМТП» разработан и утвержден проект унифицированного договора на оказание услуг по обслуживанию морских судов (услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций).

Из сведений и документов, представленных ООО «МА «Шельф – Флот» от 06.11.2018 № б/н (вх. от 07.11.2018 № 12054) следует, что в связи с введением в действие Руководства, а также унификацией договора на оказание услуг по обслуживанию морских судов ПАО «НМТП» включило в договор условия, ограничивающие право судовладельцев, фрахтователей, морских агентов, в частности ООО «МА «Шельф–Флот» на самостоятельный выбор контрагентов, оказывающих им буксирные услуги в морском порту Новороссийск.

С целью осуществления деятельности в морском порту Новороссийск ООО «МА «Шельф–Флот» письмом от 25.12.2018 № 100 обратилось в адрес ПАО «НМТП» с заявкой о заключении договора на оказание услуг по выполнению швартовных операций судов к причалам терминалов ПАО «НМТП» на 2019 год.

ПАО «НМТП» письмом от 25.01.2019 № 2602-19/110 направило в адрес ООО «МА «Шельф–Флот» договор на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций в морском порту Новороссийск, утвержденную на 2019 год.

Рассмотрев договор, ООО «МА «Шельф–Флот» выразило несогласие с условиями по обязательному соблюдению Руководства, а также включению буксирных услуг, предоставляемых портом в единый комплекс услуг швартовных операций, в связи с чем, направило протокол разногласий о внесении соответствующих изменений (письмо ООО «МА «Шельф–Флот» от 25.02.2019 № 16).

В свою очередь, ПАО «НМТП» письмом от 27.03.2019 № 1100-04/111 в адрес ООО «МА «Шельф – Флот», направило протокол урегулирования разногласий, в котором настаивала на своей редакции договора, условия которого, предусматривают обязательства морского агента по соблюдению положений Руководства, а также единый комплекс оказываемых услуг швартовных операций, включающих в свой состав обеспечиваемые ПАО «НМТП» услуги буксиров.

ПАО «НМТП», настаивая на вышеуказанных условиях договора по оказанию портом услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций, злоупотребляет своим доминирующим положением, результатом чего является ущемление интересов ООО «МА «Шельф–Флот», что является недопустимым в силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В ходе рассмотрения дела № 489/2018 Комиссией в действиях ПАО «НМТП» установлены признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых является ущемление интересов ООО «МА «Шельф – Флот», в связи с чем ПАО «НМТП» выдано предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия) нарушающих п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В установленный срок предупреждение не исполнено.

Имеющаяся в деле № 489/2018 переписка между ПАО «НМТП» и ООО «МА «Шельф–Флот» свидетельствует о настаивании ПАО «НМТП» на заключении договора на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций (далее – Договор № 602-12315Д) в редакции ПАО «НМТП», навязывая услуги буксиров в составе комплексной услуги по выполнению швартовных операций, а также навязывании обязательств по соблюдению Руководства (письмо ПАО «НМТП» от 31.05.2019 № 2602-19/853 с приложением договора и протокола урегулирования разногласий к договору; письмо ООО «МА «Шельф–Флот» от 28.06.2019 № 71 с приложением протокола разногласий к протоколу урегулирования разногласий от 31.05.2019).

Комиссия, рассмотрев договор № 602-12315Д, направленный ПАО «НМТП» письмом от 31.05.2019 № 2602-19/853 в адрес ООО «МА «Шельф–Флот», установила следующее.

Согласно пункту 1 договора термины и определения: Швартовные операции используются в значении - все услуги, оказываемые судну в пределах одного судозахода, по швартовке, отшвартовке, перешвартовке судна в пределах одного грузового района, Нефтерайона Порта, Морского вокзала, перетяжке судна вдоль причала (без изменения номера причала) с привлечением сил и средств Порта (включая, но не ограничиваясь, буксиры, береговые швартовные бригады).

Предметом договора в соответствии с п. 2.1 является оказание Портом услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций.

Порт имеет право оказывать услуги по договору самостоятельно и/или с привлечением третьих лиц.

В соответствии с п. 3.1.2 договора (в редакции протокола от 31.05.2019), Порт обязан при наличии заявки Агента осуществлять Швартовные операции в отношении судов Агента, в том числе: 1) обеспечивать необходимое количество и суммарную мощность буксиров для Швартовных операций. Агент осведомлен, что все Швартовные операции в отношении судов, следующих к причалам ПАО «НМТП», осуществляются Портом.

Таким образом, условие п. 3.1.2 договора лишает ООО «МА «Шельф – Флот» возможности самостоятельно выбрать лицо, которое оказывало бы морскому агенту буксирные услуги в морском порту Новороссийск.

Стоимость услуг Порта указана в Приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, и в Прейскурантах тарифов на дополнительные услуги ПАО «НМТП» (п. 5.1 договора). 

Согласно п. 1.1.1 Приложения № 1 к договору (с учетом протокола от 31.05.2019), стоимость Швартовных операций, производимых в пределах ПАО «НМТП», без учета НДС составляет 12,17 рублей РФ/0,183 долларов США (без НДС) за 1 кубический метр условного объема судна, при этом условный объем судна определяется произведением его наибольших длины, ширины и высоты борта в метрах, в соответствии со сведениями, указанными в General arrangement plan (НДС не облагается в соответствии с подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ). Полученный результат условного объема судна округляется до трех знаков после запятой.

Условие п. 1.1.1 Приложения № 1 к договору предусматривает оплату за комплекс услуг по выполнению швартовных операций, в состав которых ПАО «НМТП» включены услуги буксиров, без определения стоимости каждой входящей в состав комплекса услуг швартовных операций услуги, что ограничивает право ООО «МА «Шельф–Флот» на самостоятельный выбор буксирной компании, и на оплату за фактически оказанные ему услуги.

В свою очередь, самостоятельный характер услуг буксировки и швартовки подтверждается нормами части 9 статьи 17 Закона о морских портах, пунктами 17 и 93 Общих правил плавания и стоянки судов № 493, Правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16, а также правоприменительной практикой, согласно которым, услуги буксиров и услуги швартовщиков являются отдельными услугами.

Кроме того, в силу п. 29 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, деятельность по буксировке морским транспортом является отдельным лицензируемым видом деятельности, что подтверждает самостоятельный характер буксирных услуг.

Пунктом 3.2.4.1 договора № 602-12315Д установлено, что Агент обязан информировать судовладельца/фрахтователя и капитана судна о действующих в Порту правилах и требованиях, установленных в документах, в том числе Руководстве по обработке судов.

До постановки судна Агент, в соответствии с п. 3.2.4.3. договора № 602-12315Д обязан предоставить Порту письменное подтверждение об ознакомлении капитаном судна с Руководством по обработке судов и принятии обязательств по его соблюдению.

Согласно п. 15.7 договора № 602-12315Д, Агент подтверждает, что на момент заключения Договора № 602-12315Д он ознакомлен с «Руководством по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» и принимает на себя обязательства по его выполнению.

Таким образом, положения Руководства в совокупности с условиями договора № 602-12315Д устанавливают, что именно терминал ПАО «НМТП» обеспечивает буксирное сопровождение швартовных операций в составе единой комплексной услуги по выполнению швартовных операций заходящих судов, результатом чего является ущемление интересов агентирующих компаний, судовладельцев, фрахтователей и вытеснение буксирных компаний с рынка буксирных услуг в морском порту Новороссийск.

Агенты (судовладельцы, фрахтователи) и иные лица, осуществляющие деятельность в морском порту Новороссийск, пребывая под угрозой невозможности осуществления погрузки/выгрузки в порту и срыва контрактных обязательств (в том числе в связи с установлением завышенных требований к буксирному обеспечению), вынуждены отказываться от услуг буксиров АО «Роснефтефлот» и заключать договоры на условиях, определенных ПАО «НМТП».

В материалах дела № 489/2018 также имеется переписка агентов, свидетельствующая о вынужденном заключении договоров на услуги буксирного сопровождения непосредственно с ПАО «НМТП», отказывая АО «Роснефтефлот» и аннулируя ранее поданные заявки (переписка с ООО «Альмар Сервисиз», АО «МА «Новоторик»).

Комиссия, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 489/2018 доказательства, с учетом письменных возражений на заключение об обстоятельствах дела №489/2018, представленных ООО «Транснефть-Сервис» (ходатайство от 19.07.2019 № ОТНС-08/11-09/1581), АО «Флот НМТП» (ходатайство от 19.07.2019 № 16-3360), не усматривает в действиях ООО «Транснефть-Сервис» и АО «Флот НМТП» нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Доводам и обоснованиям, представленным ПАО «НМТП» в возражениях на Заключение об обстоятельствах дела № 489/2018 (письменные возражения ПАО «НМТП» от 22.07.2019 № 1110-05/135), рассмотренным в рамках дела № 489/2018, дана надлежащая оценка, что не влечет изменение принимаемого решения.

На основании вышеизложенного, действия ПАО «НМТП» по принятию (утверждению) Руководства и установлению в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке буксирных услуг в морском порту Новороссийск нарушают пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», а  действия ПАО «НМТП» по установлению в договоре № 602-12315Д, направленном в адрес ООО «МА «Шельф-Флот», условий по обязательному соблюдению Руководства, а также условий, обуславливающих предоставление услуг береговой швартовной бригады обязательным предоставлением буксирных услуг нарушают  пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. В связи с отсутствием в действиях ООО «Транснефть-Сервис», АО «Флот НМТП» нарушения ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции, на основании п. 1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела № 489/2018 в отношении АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть – Сервис», прекратить.

2. Признать в действиях ПАО «НМТП» факт нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии (утверждении) Руководства и установлении в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск.

3. Признать в действиях ПАО «НМТП» факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании условий договора на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций № 602-12315Д, направленного в адрес ООО «МА «Шельф –Флот», по обязательному соблюдению Руководства, а также условий, обуславливающих предоставление услуг береговой швартовной бригады, обязательным предоставлением буксирных услуг, результатом которых является ущемление интересов ООО «МА «Шельф – Флот».

4. Выдать ПАО «НМТП» предписание:

- в срок до 16.09.2019 прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии (утверждении) Руководства и установлении в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск путем исключения из Руководства положения об обязанности соблюдения (обязательном соблюдении) Руководства иными лицами, осуществляющими деятельность в морском порту Новороссийск, не входящими в группу лиц с ПАО «НМТП» в понимании статьи 9 Закона о защите конкуренции. В срок до 16.09.2019 разместить Руководство с вышеуказанными изменениями на официальном сайте ПАО «НМТП».

- в срок до 16.09.2019 прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании условий договора на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций № 602-12315Д, направленного в адрес ООО «МА «Шельф –Флот», по обязательному соблюдению Руководства, а также условий, обуславливающих предоставление услуг береговой швартовной бригады, обязательным предоставлением буксирных услуг, результатом которых является ущемление интересов ООО «МА «Шельф – Флот» путем осуществления следующих действий:

- из договора на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций № 602-12315Д, направленного ПАО «НМТП» в адрес ООО МА «Шельф – Флот» исключить термин Руководство по обработке судов (Раздел 1 термины и определения);

- исключить из пункта 1 термины и определения: Швартовные операции–все услуги, оказываемые судну в пределах одного судозахода, по швартовке, отшвартовке, перешвартовке судна в пределах одного грузового района, Нефтерайона Порта, Морского вокзала, перетяжке судна вдоль причала (без изменения номера причала) с привлечением сил и средств Порта (включая, но не ограничиваясь, буксиры, береговые швартовные бригады) формулировку: «включая, но не ограничиваясь, буксиры»;

- исключить из п. 3.1.2 договора пп. 1) «обеспечивать необходимое количество и суммарную мощность буксиров для Швартовных операций»;

- исключить из п. 3.1.2 договора формулировку: «Агент осведомлен, что все Швартовные операции в отношении судов, следующих к причалам ПАО «НМТП», осуществляются Портом»;

- исключить из п. 1, п. 3.1.2 договора, п. 1.1.1 Приложения № 1 к договору положения о том, что услуги буксиров являются частью услуг по выполнению швартовных операций и подлежат оплате в составе единой ставки по швартовным операциям;  

- исключить из п. 3.2.4.1, п. 3.2.4.3, п. 15.7 договора и приложения № 3 к договору формулировки о принятии ООО «МА Шельф-Флот» обязательств по соблюдению (выполнению) Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП»;

- изложить п. 1.1.1 Приложения 1 к договору, предусмотрев дифференцированные ставки в зависимости от объема оказанных морскому агенту услуг.

В срок до 16.09.2019 направить договор на оказание портом услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций с вышеуказанными изменениями в адрес ООО МА «Шельф – Флот».

5. Передать материалы дела № 489/2018 по фактам нарушения ПАО «НМТП» п. 3, п. 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии                                                                                  Е.Г. Войченко

 

Члены Комиссии:                                                                                           О.А. Мурадян

 

                                                                                                                          А.В. Жигунова

 

                                                                                                                         О.В. Маркелова

 

 

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

ПАО «Новороссийский

морской торговый порт»

 

ул. Портовая, д. 14,

353901, г. Новороссийск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 6-489/2018

 

23.07.2019 г.                                                                                                           г. Краснодар

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 489/2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Е.Г. Войченко – заместитель руководителя управления,

Членов Комиссии:

Мурадян О.А. – начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа;

Жигунова А.В. – заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Маркелова О.В. – главный специалист–эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.07.2019 по делу № 489/2018 о нарушении ПАО «Новороссийский морской торговый порт» пункта 9, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ПАО «НМТП» в срок до 16.09.2019 прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии (утверждении) Руководства и установлении в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск, путем исключения из Руководства положения об обязанности соблюдения (обязательном соблюдении) Руководства иными лицами, осуществляющими деятельность в морском порту Новороссийск, не входящими в группу лиц с ПАО «НМТП» в понимании статьи 9 Закона о защите конкуренции. В срок до 16.09.2019 разместить Руководство с вышеуказанными изменениями на официальном сайте ПАО «НМТП».
  2. ПАО «НМТП» в срок до 16.09.2019 прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании условий договора на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций № 602-12315Д, направленного в адрес ООО «МА «Шельф –Флот», по обязательному соблюдению Руководства, а также условий, обуславливающих предоставление услуг береговой швартовной бригады, обязательным предоставлением буксирных услуг, результатом которых является ущемление интересов ООО «МА «Шельф – Флот» путем осуществления следующих действий:

- из договора на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций № 602-12315Д, направленного ПАО «НМТП» в адрес ООО МА «Шельф – Флот» исключить термин Руководство по обработке судов (Раздел 1 термины и определения);

- исключить из пункта 1 термины и определения Швартовные операции–все услуги, оказываемые судну в пределах одного судозахода, по швартовке, отшвартовке, перешвартовке судна в пределах одного грузового района, Нефтерайона Порта, Морского вокзала, перетяжке судна вдоль причала (без изменения номера причала) с привлечением сил и средств Порта (включая, но не ограничиваясь, буксиры, береговые швартовные бригады) формулировку: «включая, но не ограничиваясь, буксиры»;

- исключить из п. 3.1.2 договора пп. 1) «обеспечивать необходимое количество и суммарную мощность буксиров для Швартовных операций»;

- исключить из п. 3.1.2 договора формулировку: «Агент осведомлен, что все Швартовные операции в отношении судов, следующих к причалам ПАО «НМТП», осуществляются Портом»;

- исключить из п. 1, п. 3.1.2 договора, п. 1.1.1 Приложения № 1 к договору положения о том, что услуги буксиров являются частью услуг по выполнению швартовных операций и подлежат оплате в составе единой ставки по швартовным операциям;  

- исключить из п. 3.2.4.1, п. 3.2.4.3, п. 15.7 договора и приложения № 3 к договору формулировки о принятии ООО «МА Шельф-Флот» обязательств по соблюдению (выполнению) Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП»;

- изложить п. 1.1.1 Приложения 1 к договору, предусмотрев дифференцированные ставки в зависимости от объема оказанных морскому агенту услуг.

В срок до 16.09.2019 направить договор на оказание портом услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций с вышеуказанными изменениями в адрес ООО МА «Шельф – Флот».

  1. Об исполнении настоящего Предписания ПАО «НМТП» сообщить в Краснодарское УФАС России в срок до 20.09.2019, с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель комиссии                                                                        Е.Г. Войченко

 

Члены Комиссии:                                                                                  О.А. Мурадян

                                                                                                                А.В. Жигунова

                                                                                                                           

                                                                                                                О.В. Маркелова

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны