Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3119/2021 по результатам рассмотрения жал... от 17 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3119/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14 июля 2021 г.                                                                                             г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

в отсутствие, надлежащим образом уведомленного ООО «ЭкООнис – экологически чистые технологии» (далее – Заявитель), в отсутствие, надлежащим образом уведомленного МУП «Водоканал города Новороссийска» (далее – Заказчик), при участии представителя путем ВКС МБУ «Центр муниципальных торгов» МО г. Новороссийск (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение лабораторных анализов и испытаний воды водоисточников, питьевой воды, сточной и очищенной сточной воды, воды поверхностных водоемов, почв и иловых осадков на объектах водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» (извещение № 32110380052 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение лабораторных анализов и испытаний воды водоисточников, питьевой воды, сточной и очищенной сточной воды, воды поверхностных водоемов, почв и иловых осадков на объектах водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» (извещение № 32110380052 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 14.07.2021 в 11:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов установил в документации требования, противоречащие требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг для МУП «Водоканал» (далее – Положение), утвержденным приказом директора МУП «Водоканал города Новороссийска» № 7 от 14.01.2021г.

11 июня 2021г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32110380052 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение лабораторных анализов и испытаний воды водоисточников, питьевой воды, сточной и очищенной сточной воды, воды поверхностных водоемов, почв и иловых осадков на объектах водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена договора – 1 990 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 11.06.2021 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок - 28.06.2021 в 09:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пояснениям Организатора торгов, до срока и времени окончания подачи заявок на участие в аукционе на право заключения договора на выполнение лабораторных анализов и испытаний воды водоисточников, питьевой воды, сточной и очищенной сточной воды, воды поверхностных водоемов, почв и иловых осадков на объектах водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» заявок не поступило.

Вместе с тем, запросов на разъяснение положений документации до срока окончания подачи заявок 09.00 28.06.2021г. не поступало.

Согласно протоколу Организатора торгов № 32110380052 от 28.06.2021г. аукцион признан не состоявшимся.

Довод Заявителя о том, что Организатора торгов некорректно составил описание предмета закупки и предъявил необоснованные требования к исполнителю в проекте договора не нашел подтверждения.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно части 6.1. статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Данное требование согласуется с требованиями Организатора торгов с пп. пункта 11.1.3.1. подпункта 11.1.3. пункта 11.1. Главы 11 «Правила описания предмета конкурентной закупки» Положения о закупке.

Согласно пункту 6.1 Разделам 2 «Описание предмета закупки», установлено, что 3 этап: Исследования проводятся в лабораториях, имеющих Аттестат аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об аккредитации в качестве технически компетентного и независимого испытательного центра предоставляющий право выдавать заключение о составе и качестве воды, аккредитацию и сертификацию, позволяющую проводить соответствующие анализы, предоставляющий право выдавать заключение. Протоколы лабораторных исследований с заключением выдаются Заказчику после выполнения исследований в минимальный срок - 24 часа после отбора проб воды (ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97) и максимальный срок - 7 дней после отбора проб воды.

Предъявляемое требование МУП «Водоканал» города Новороссийска предусмотрено в нормативных актах Российской Федерации.

Согласно Федеральному законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» п. 4, 5 части 1 статьи 8 «Национальный орган по аккредитации» предусмотрено:

4) формирование и ведение реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, предоставление сведений из указанных реестров;

5) организация формирования и ведения реестров сертификатов соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестров деклараций о соответствии, в том числе национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, и предоставления сведений из указанных реестров, а также формирование и ведение указанных реестров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом права Евразийского экономического союза, и предоставление сведений из них.

Абзацем 5 статьи 11 «Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 32. «Производственный контроль» Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.

В соответствии с пунктом 24 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (утв. Приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 года № 707) предъявляются дополнительные требования к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, а также к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.

Согласно пунктом 4 статьи 25 «Производственный контроль качества питьевой воды, качества горячей воды» Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Довод Заявителя о требовании Заказчика об отборе проб представителем Заказчика без присутствия представителя Исполнителя на месте отбора проб для обеспечения представительности и арбитражности пробы не нашел своего подтверждения.

Отбор образцов (проб) и выполнение лабораторных исследований (испытаний) и измерений являются разными видами лабораторной деятельности.

Предметом рассматриваемой закупки является только выполнение лабораторных исследований (испытаний) и измерений. Отбор образцов (проб) не является предметом рассматриваемой закупки.

Испытательная лаборатория не осуществляет отбор образцов (проб), регламентируется п. 7.8.2.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», лаборатория должна нести ответственность за всю информацию, представленную в отчете, за исключением случаев, когда информация предоставляется Заказчиком. Данные, предоставленные Заказчиком, должны быть четко идентифицированы. Кроме того, в случае если информация предоставлена Заказчиком, и она может повлиять на достоверность результатов, в отчет должно быть включено заявление об ограничении ответственности лаборатории. В случае если лаборатория не осуществляет и не несет ответственности за стадию отбора образцов (например, образец был предоставлен Заказчиком), в отчете должно быть отражено, что полученные результаты относятся к предоставленному заказчиком образцу.

Довод Заявителя о неправомерности требования о времени доставки проб в Испытательную Лабораторию, изложенное в Закупочной документации Раздел 2. п. 82, а также требование, изложенное Заказчиком в Документации Закупки, Раздел 1 Информационная карта, п. 8.2 о нахождении Испытательной Лаборатории Исполнителя на территории МО Новороссийск, ссылаясь на формулировку МУК 4.2.1018-01 «Санитарно-микробиологический анализ питьевой воды» п. 3.2.1. не нашел своего подтверждения.

В соответствии с пунктом 3.2.1 МУК 4.2.1018-01 «Санитарно-микробиологический анализ питьевой воды», доставку проб питьевой воды осуществляют в контейнерах-холодильниках при температуре (4-10) °С. В холодный период года контейнеры должны быть снабжены термоизолирующими прокладками, обеспечивающими предохранение проб от промерзания. При соблюдении указанных условий срок начала исследований от момента отбора проб не должен превышать 6 ч.

Если пробы нельзя охладить, их анализ следует провести в течение 2 ч после забора.

Если не может быть соблюдено время доставки пробы и температура хранения, анализ пробы проводить не следует.

Пробы питьевой воды должны доставляться в отдельных продезинфицированных контейнерах.

Как следует из приведенного выше пункта 3.2.1 МУК 4.2.1018-01 предусматривает два альтернативных способа транспортирования (доставки) пробы:

1) в контейнерах-холодильниках при температуре ((4-10) °С) в срок не более 6 часов,

2) без охлаждения в срок не более 2 часов после забора.

Согласно пояснения Организатора торгов, Заказчик не располагает контейнерами-холодильниками, обеспечивающими доставку проб воды при температуре (4-10) °С.

Заказчик также не обязан располагать такими контейнерами-холодильниками, поскольку МУК 4.2.1018-01 предусматривает и альтернативный метод доставки проб без охлаждения в срок не более 2-х часов после забора.

Учитывая вышесказанное, Заказчик располагает техническими возможностями по доставке проб в испытательную лабораторию Исполнителя в срок не более 2-часов после забора. А с учетом затрат времени на отбор нескольких проб – и того меньше.

Заказчик располагает техническими возможностями по доставке проб до испытательной лаборатории исполнителя только в пределах МО город Новороссийск.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «ЭкООнис – экологически чистые технологии» на действия Организатора торгов МБУ «Центр муниципальных торгов» МО г. Новороссийск при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение лабораторных анализов и испытаний воды водоисточников, питьевой воды, сточной и очищенной сточной воды, воды поверхностных водоемов, почв и иловых осадков на объектах водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» (извещение № 32110380052 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                

        

Члены Комиссии:                                                                         

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны