Решение б/н решение от 17 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 03.12.2020 г.                                         г. Краснодар

Решение изготовлено в полном объеме 17.12.2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии – «…» – заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Члены комиссии:

«…» – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 023/05/8-4241/2020, возбуждённое по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в газете «Честное Пенсионерское» (№ 21 от 20.05.2020 г.) рекламы на стр. 12 содержания: ««Моя Станица» встречает с улыбкой … Усть-Лабинская продуктовая розничная сеть «Моя Станица» этой весной открыла ещё по два магазина в Краснодаре и Сочи …», с признаками нарушения требований ст. 8 Федерального закона «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления физического лица (вх. № 8225 от 03.07.2020 г.) (далее – Заявитель) по факту распространения в газете «Честное Пенсионерское» (№ 21 от 20.05.2020 г.) рекламы на стр. 12 содержания: ««Моя Станица» встречает с улыбкой … Усть-Лабинская продуктовая розничная сеть «Моя Станица» этой весной открыла ещё по два магазина в Краснодаре и Сочи …», Краснодарским УФАС России установлено следующее.

К заявлению, в качестве подтверждения, был приложен экземпляр газеты (в деле).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещённая в газете «Честное Пенсионерское» (№ 21 от 20.05.2020 г.) рекламы на стр. 12 содержания: ««Моя Станица» встречает с улыбкой … Усть-Лабинская продуктовая розничная сеть «Моя Станица» этой весной открыла ещё по два магазина в Краснодаре и Сочи …», является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

Объектом рекламирования, согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе").

В соответствии с "Правилами продажи товаров дистанционным способом", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612 (далее - Правила), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Согласно пункту 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

В силу пункту 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

В пункте 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Согласно пункту 4 названной статьи, при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Согласно статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", дистанционным способом продажи является такой способ, когда договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Пунктом 9 Правил установлено, что продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме информацию (для импортных товаров - на русском языке) включающую, в том числе, наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В соответствии с пунктом 17 Правил, организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в данном случае отсутствует непосредственной контакт потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения прайса, который, направляется покупателям по мессенджерам, который содержит информацию о наличии того или иного наименования товара, его стоимости.

Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации одним из объектов рекламирования является реклама товара при дистанционном способе продажи.

В нарушение данной правовой нормы, в тексте вышеуказанной рекламы сообщается о дистанционной продаже товара, однако отсутствует информация, обязательная для распространения такой рекламы - о местонахождении юридического лица.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Краснодарским УФАС России в адрес Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу был направлен запрос (исх.№ 21468/7 от17.07.2020 г.) с целью выяснения наличия/отсутствия свидетельства о государственной регистрации в качестве СМИ газеты «Честное Пенсионерское».

В ответ на вышеуказанный запрос Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу представило копию свидетельства о регистрации СМИ ПИ № ТУ23-01541 от 19.02.2016 г., а также копию устава редакции газеты «Честное Пенсионерское» от 23.08.2017 г. В соответствии с предоставленными документами, учредителем газеты «Честное Пенсионерское» является ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар» (ОГРН 1022301193969, ИНН 2308023766; адрес: ул. Рашпилевская, д. 32, пом. 123, Краснодар, 350063).

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ст. 8 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар».

На основании изложенного было возбуждено дело № 023/05/8-4241/2020, в отношении ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар», поскольку размещается реклама товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров.

Рассмотрение дела № 023/05/8-4241/2020 было проведено посредством видеоконференцсвязи. На рассмотрении дела № 023/05/8-4241/2020 представитель ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар» ходатайствовал о привлечении к рассмотрению дела рекламодателя – ООО «ПРОГРЕСС АГРО» (ОГРН 1192375017372, ИНН 2312280798; юридический адрес: ул. им. Евдокии Бершанской (Пашковский жилой), д. 72, лит. А, пом. 25, г. Краснодар, 350911) – в соответствии с договором на оказание рекламно-информационных услуг № 15 от 18.03.2020 г.

Краснодарским УФАС России в адрес ООО «ПРОГРЕСС АГРО» был направлен запрос с целью выяснения обстоятельств дела, согласования макета распространявшейся информации.

В ответ на указанный запрос ООО «ПРОГРЕСС АГРО» предоставило пояснения, в соответствии с которыми согласование указанного макета отсутствовало, однако ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар» ранее предоставляло пояснения, включающие в себя переписку, в которой сотрудник ООО «ПРОГРЕСС АГРО» одобряет направленный ранее макет вышеуказанной рекламы.

Таким образом реклама вышеуказанного содержания, размещенная в газете «Честное Пенсионерское» был согласован ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар» с рекламодетелем ООО «Прогресс Агро».

На основании изложенного, в действиях рекламораспространителя ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар» и рекламодателя ООО «ПРОГРЕСС АГРО» при распространении в газете «Честное Пенсионерское» (№ 21 от 20.05.2020 г.) рекламы на стр. 12 содержания: ««Моя Станица» встречает с улыбкой … Усть-Лабинская продуктовая розничная сеть «Моя Станица» этой весной открыла ещё по два магазина в Краснодаре и Сочи …» установлены признаки нарушения ст. 8 Федерального закона «О рекламе», поскольку размещается реклама товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце таких товаров.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространённую в газете «Честное Пенсионерское» (№ 21 от 20.05.2020 г.) рекламы на стр. 12 содержания: ««Моя Станица» встречает с улыбкой … Усть-Лабинская продуктовая розничная сеть «Моя Станица» этой весной открыла ещё по два магазина в Краснодаре и Сочи …», поскольку в ней нарушены требования ст. 8 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Редакция ТРК «Екатеринодар» и ООО «ПРОГРЕСС АГРО» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                     _______________«…»

                              

 

Члены Комиссии                                                 ___________________«…»

 

___________________«…»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны