Решение (комиссия) №35971/23 РЕШЕНИЕ по делу № 023/07/3-6138/2023 по результатам рассмотр... от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




Заявитель:
ООО «ЧОО «ОШТЕН»


ул. Шовгенова, д. 280, офис 8,

г. Майкоп, Республика Адыгея, 385016
ohrana-org@yandex.ru, ohrana-jurist@yandex.ru, maykop01dab@yandex.ru


Заказчик:
ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю»


ул. Селезнева, д. 242,
г. Краснодар, 350058
info@kmvh.ru, kmvh.90@mail.ru, admin@kmvh.ru


Оператор электронной площадки:

АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»


ул. Московская, д. 55, г. Казань, 420021
info@mail.zakazrf.ru


РЕШЕНИЕ
по делу № 023/07/3-6138/2023 по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров


07 декабря 2023 года г. Краснодар


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – комиссия) в составе:

председатель комиссии:

Кошелева И.А. – заместитель руководителя Управления;

члены комиссии:

Королева Д.В. - начальник отдела контроля органов власти Управления;

Сангаджиева Э.Б. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления,

с участием посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «ЧОО «ОШТЕН» (далее - Заявитель) по доверенности Докумова Адама Байзетовича (доверенность № 02-07/2023 от 17.07.2023), представителей ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» (далее - заказчик) по доверенности: Пилюгина Андрея Александровича (доверенность № 14 от 01.02.2023), Ачмиз Фатимы Аскровны (доверенность № 39 от 06.06.2023),

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела представителей АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЧОО «ОШТЕН» (вх. № 43373-ЭП/23 от 29.11.2023) на действия (бездействие) заказчика – федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по защите от противоправных посягательств, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждению и пресечению преступлений, и административных нарушений на охраняемых объектах ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» (извещение № 32312989736 от 22.11.2023, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),


УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ЧОО «ОШТЕН» (вх. № 43373-ЭП/23 от 29.11.2023) на действия (бездействие) заказчика – федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по защите от противоправных посягательств, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждению и пресечению преступлений, и административных нарушений на охраняемых объектах ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» (извещение № 32312989736 от 22.11.2023, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 07 декабря 2023 года в 10 часов 30 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Согласно доводам жалобы порядок оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостному критерию безосновательного ограничивает возможность принять участие в конкурсе.

Заказчик доводам жалобы возражает, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной; письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

22.11.2023 заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32312989736 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по защите от противоправных посягательств, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждению и пресечению преступлений, и административных нарушений на охраняемых объектах ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз».

Согласно извещению

дата начала срока подачи заявок - 22.11.2023;

дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 30.11.2023 08:00;

дата рассмотрения первых частей заявок - 30.11.2023;

дата рассмотрения вторых частей заявок - 01.12.2023;

дата подведения итогов - 04.12.2023;

начальная цена - 28 819 999,56 руб.;

оператор электронной площадки - акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю», утвержденным распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2022 № 421-р (далее - Положение о закупке).

Комиссией установлено, что согласно пункту 3.16 Информационной карты (Раздел 1 Документации открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства) критерии оценки заявок на участие в закупке установлены в соответствии с разделом 12 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, величины их значимостей и порядок оценки заявок участников».

Разделом 12 Документации (Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, величины их значимостей и порядок оценки заявок участников) установлено, что оценка заявок, окончательных предложений участников закупки, осуществляется в соответствии с утвержденными Правилами оценки заявок, установленными в Положение о закупке заказчика.

В соответствии со статьей 28 Положения о закупке в целях определения участника закупки, предложившего наиболее выгодные (лучшие) условия исполнения договора, Заказчик осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе в соответствии c критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации. Срок, в течение которого Заказчик должен осуществить оценку и сопоставление заявок, устанавливается в конкурсной документации.

Для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе Заказчик вправе устанавливать любые критерии, обеспечивающие определение поставщика (подрядчика, исполнителя), способного наилучшим образом обеспечить потребности Заказчика в закупаемой продукции.

Оценка заявок в конкурсе может осуществляться с использованием следующих критериев:

1) цена договора (цена договора за единицу продукции, сумма начальных (максимальных) цен единиц продукции);

2) сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

3) функциональные и качественные характеристики продукции, являющейся предметом закупки;

4) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг;

5) расходы на техническое обслуживание товара;

6) срок предоставления гарантий качества;

7) объем предоставления гарантий качества;

8) квалификация участника конкурса;

9) условия платежей по договору;

10) стоимость жизненного цикла товара в результате выполнения работы объекта;

11) иные критерии, установленные в конкурсной документации.

При этом критерий, указанный в пункте 1 является обязательным.

В конкурсной документации Заказчик указывает используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена договора (цена договора за единицу продукции, сумма начальных (максимальных) цен единиц продукции)».

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых Заказчиком, должна составлять 100 (сто) процентов. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг» или «расходы на техническое обслуживание товара» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена договора (цена договора за единицу продукции, сумма начальных (максимальных) цен единиц продукции)».

В конкурсной документации в отношении критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по критериям оценки. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 (сто) процентов.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в отношении критерия оценки в конкурсной документации Заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, а также формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемой продукции в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки.

Не допускается использование Заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в конкурсной документации.

Разделом 12 Документации (Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, величины их значимостей и порядок оценки заявок участников) установлено, что оценка заявок (предложений) осуществляется по стоимостному и нестоимостным критериям.

Так, содержанием критерия «Цена договора» является стоимость затрат исполнителя в текущих ценах с учетом НДС и конкурсного снижения.

Величина значимости критерия: 20 %, коэффициента значимости критерия оценки -0,2.

Величина значимости критерия: «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» 80%, коэффициент значимости критерия оценки - 0,8.

При этом, показателями нестоимостного критерия являются:

- Квалификация трудовых ресурсов (охранников), предлагаемых для оказания услуг (Величина значимости показателя критерия - 20%);

- Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (Величина значимости показателя критерия - 80%).

По названному показателю оценивается количество исполненных муниципальных (государственных) контрактов и договоров по успешному оказанию услуг охраны объектов Министерства сельского хозяйства РФ или его партнеров, на сумму не менее 100 % от начальной (максимальной) цены договора настоящего конкурса за период с 2020 по 2022 гг.

При этом в Документации не установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе по указанному показателю, а именно:

- не указано определение «успешного оказания услуг охраны»;

- не установлен перечень партнеров Министерства сельского хозяйства РФ.

Кроме того, формулировка названного показателя допускает его двоякое толкование, а именно не установлено то применяется ли требование о минимальной сумме начальной (максимальной) цены договора к каждому договору и муниципальному (государственному) контракту, представленному потенциальным участником в составе заявки либо к общей стоимости всех представленных в составе заявки договоров и муниципальных (государственных) контрактов.

Одновременно с этим установленное заказчиком ограничение на представление договоров, государственных (муниципальных) контрактов, подтверждающих опыт участников в части обязательного требования к контрагентам: «Министерство сельского хозяйства РФ или его партнеры» необоснованного ограничивают возможность предоставления потенциальными участниками закупки договоров и контрактов, подтверждающих наличие требуемого опыта охранных услуг, но заключенных с иными контрагентами, а также не позволяет заказчику в полном объеме и объективно оценить фактически имеющийся опыт участников по оказанию услуг по защите от противоправных посягательств, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждению и пресечению преступлений, и административных нарушений.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках у заявителя имелись правовые основания для направления настоящей жалобы в антимонопольный орган. Жалоба направлена ООО «ЧОО «ОШТЕН» до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, действия заказчика по установлению показателя нестоимостного критерия «количество исполненных муниципальных (государственных) контрактов и договоров по успешному оказанию услуг охраны объектов Министерства сельского хозяйства РФ или его партнеров, на сумму не менее 100 % от начальной (максимальной) цены договора настоящего конкурса за период с 2020 по 2022 гг.» нарушают пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом установленных нарушений, комиссия Краснодарского УФАС России на основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия,


РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЧОО «ОШТЕН» (вх. № 43373-ЭП/23 от 29.11.2023) на действия (бездействие) заказчика – федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по защите от противоправных посягательств, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждению и пресечению преступлений, и административных нарушений на охраняемых объектах ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» (извещение № 32312989736 от 22.11.2023, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать заказчику - федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.


Решение и предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня вынесения решения и предписания.





Председатель комиссии И.А. Кошелева





Члены комиссии Д.В. Королева





Э.Б. Сангаджиева



2023-37687


Связанные организации

ООО "ЧОО "ОШТЕН"
ИНН 0105075003, ОГРН 1150105001474
АО Агентство по государственному заказу Республики Татарстан
ИНН 1655391893, ОГРН 1171690094630
ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю»
ИНН 2312042708, ОГРН 1032307159521