Решение (комиссия) №10679/24 Решение по делу № 023/07/3-1631/2024 (необоснованная) от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 023/07/3-1631/2024 по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11 апреля 2024 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов № 3 (далее – комиссия) в составе:

с участием посредством видеоконференцсвязи представителя общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Фишт» по доверенности Цыкалова Дмитрия Анатольевича (доверенность № 10‑45/24 от 09.02.2024), представителя автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский Сад № 8 Муниципального образования Динской район» по доверенности Прошкиной Анастасии Николаевны (доверенность № 42 от 09.04.2024),

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела представителей оператора электронной площадки ООО ,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Фишт» (вх. № 12699-ЭП/24 от 04.04.2024) на действия (бездействие) заказчика – автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида  при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по оказанию охранных услуг (выставление поста охраны) для нужд автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида (май-декабрь)(извещение № 32413443156 от 28.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Ч» (вх.  32413443156 от 28.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 11 апреля 2024 года в 16 часов 00 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Согласно доводам жалобы заказчик:

1. установил начальную максимальную цену договора без расчета мобильной группы;

2. неправомерно ввёл критерий оценки, предполагающий наличие у участников закупки опыта работы по охране образовательных объектов.

Заказчик доводам жалобы возражает, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной; письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

28.03.2024 заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413443156 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право оказание охранных услуг (выставление поста охраны) для нужд автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад №8 муниципального образования Динской район» (май-декабрь). Согласно извещению

дата начала срока подачи заявок — 28.03.2024;

дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) — 05.04.2024 09:00;

дата рассмотрения первых частей заявок — 08.04.2024;

дата рассмотрения вторых частей заявок — 15.04.2024;

дата подведения итогов — 15.04.2024;

начальная цена — 991 779,60 руб;

Оператор электронной площадки - общество с ограниченной ответственностью «Э».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида  утвержденное наблюдательным советом Автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида  29.12.2023 (далее — Положение о закупке).

1. По мнению заявителя, направившего жалобу в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, заказчик при расчете начальной максимальной цены договора не учел стоимость мобильной группы.

Пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 2.1 Информационной карты, предметом закупки является оказание охранных услуг (выставление поста охраны) для нужд автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида в период с 01.05.2024, но не ранее даты заключения договора по 01.01.2025.

В пункте 2.7 Информационной карты начальная (максимальная) цена договора составляет 991 779 руб. (девятьсот девяносто одна тысяча семьсот семьдесят девять) рублей 60 копеек.

Согласно пункту 10.1. Положения о закупке, начальная (максимальная) цена договора, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 63.3 настоящего Положения:

метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка),

нормативный метод,

тарифный метод,

проектно-сметный метод,

затратный метод,

иной метод в соответствии с пунктом 10.12 настоящего Положения.

Согласно разделу 4 Информационной карты используемый метод определения начальной (максимальной) цены контракта: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Согласно пункту 10.2. Положения о закупке, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров , работ, услуг.

Согласно пункту 10.6. Положения о закупках, начальная (максимальная) цена договора, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле:

 

где

v – количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги), в случае расчета НСЦЕ v = 1;

n – количество источников ценовой информации, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

Цi – цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При расчете начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), должно быть использовано не менее трех источников ценовой информации.

В случае невозможности получения ценовой информации не менее чем из трех источников, заказчик вправе произвести расчет с использованием меньшего количества источников с обоснованием отсутствия такой возможности.

Таким образом, руководствуясь Положением о закупке, при формировании начальной (максимальной) цены договора Заказчиком применен метод анализа рынка, а именно: проведен открытый запрос ценовых предложений, в рамках которого было получено 3 коммерческих предложения, что подтверждается предоставленными Заказчиком в материалы дела документами и сведениями.

В представленных документах, комиссия Краснодарского УФАС России установила, что 27.03.2024 заказчик обратился к трем организациям с запросом коммерческих предложений для проведения закупки услуг по предоставлению охранных услуг с использованием мобильной группы.

Таким образом комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что начальная (максимальная) цена договора определена и обоснована Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), на основании полученных трех коммерческих предложений.

Таким образом, установление начальной (максимальной) цены договора соответствует утвержденному Положению о закупке, определяется Заказчиком с учетом установленных методов, и не относится к компетенции участника закупки.

Комиссия Краснодарского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки в части соблюдения порядка формирования начальной (максимальной) цены договора. На основании вышеизложенного, довод жалобы не обоснован.

2. Заявитель считает, что заказчик при оценке заявок неправомерно ввёл критерий, предполагающий наличие у участников закупки опыта работы по охране образовательных объектов.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Вместе с тем, Закон о закупках к числу основных принципов, которыми руководствуются заказчики при проведении закупок, относит, в том числе целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

В этой связи возможное сужение круга участников закупки не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции, если при этом достигается эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Соответственно, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Согласно конкурсной документации, объектом закупки и предметом договора является «Оказание охранных услуг (выставление поста охраны) для автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.

Заказчик относится к сфере образования, так как является образовательной организация, то есть социальным объектом с массовым скоплением детей, к которому применяются определенные нормы безопасности, этикета и иных условий деятельности.

К объектам образования действующим законодательством предъявляются специальные требования по антитеррористической защищенности. Постановление Правительства от 24 сентября 2019 года № 1243 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а также регулируется «Национальным стандартом Российской Федерации обеспечение безопасности образовательных организаций оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций» утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 августа 2019 г. № 492-ст (далее - ГОСТ Р 58485-2029), который устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Таким образом в разделе 13 Конкурсной документации, касающемся критериев оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме и порядка оценки участников, особое внимание уделяется наличию у участников опыта работы, связанного с предметом договора. Для оценки этого критерия учитываются заключенные контракты (договоры), сопоставимые с предметом договора, а именно контракты (договоры), предусматривающие оказание услуг по охране объектов сферы образования.

Требования о наличие у участников закупки опыта работы по охране образовательных объектов сформулированы на основании потребностей заказчика в услугах определенного качества, исполнителе или поставщике с определенной квалификацией, опытом, ресурсами и т. д.

Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки и не могут рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.

Таким образом, установление заказчиком требования о наличии у участников закупки опыта работы в конкретной сфере (в настоящем случае - охране объектов сферы образования) не противоречит положениям Закона о закупках.

Также, комиссия Краснодарского УФАС России отмечает, что показатели, установленные в документации по нестоимостным критериям, не являются препятствием для подачи заявки на участие в данной закупке, основанием для отклонения заявки от участия в закупке, в случае отсутствия документов, подтверждающих соответствие участника Закупки определенному показателю нестоимостного критерия, а также не являются ограничением допуска к участию в Закупке.

Таким образом, данный довод жалобы Заявителя признается необоснованным.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ч» (вх. № 12699-ЭП/24 от 04.04.2024) на действия (бездействие) заказчика – автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида  при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по оказанию охранных услуг (выставление поста охраны) для нужд Автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида (май-декабрь)(извещение № 32413443156 от 28.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Связанные организации

ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО ЧОО "Фишт"
ИНН 0105066055, ОГРН 1120105000850
Автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "Детский Сад № 8 Муниципального образования Динской район"
ИНН 2330022373, ОГРН 1022303617632