Постановление б/н , от 2 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 023/04/14.31-2803/2020

 

30 июня 2020 года                                                                                                г. Краснодар

 

      Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) <…>, рассмотрев в присутствии представителей <…> по доверенности от 20.12.2019 № <…> <…> и <…> протокол и материалы дела об административном правонарушении № 023/04/14.31-2803/2020, возбужденного в отношении должностного лица - генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (далее – ПАО «НМТП») <…> по факту нарушения ПАО «НМТП» (место нахождение: 353901, г. Новороссийск, ул. Портовая, д. 14; ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установленного решением Краснодарского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2018 от 23.07.2019, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Решением Краснодарского УФАС России от 23.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2018 ПАО «НМТП» признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем принятия (утверждения) Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» от 01.06.2018 и установлении в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск (копия решения от 23.07.2019 по делу № 489/2018 имеется в материалах дела № 023/04/14.31-2803/2020).

Основанием для возбуждения дела № 489/2018 послужило заявление АО «Роснефтефлот» от 25.09.2018 № 20-1116 (вх. № 10676 от 01.10.2018) о нарушении ПАО «НМТП» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из заявления следует, что ПАО «НМТП» принято «Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» от 01.06.2018, содержащее положения, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, что создает препятствия АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск, а также ущемляет интересы морских агентов, в частности ООО «МА «Шельф-Флот» при осуществлении деятельности в морском порту Новороссийск.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147–ФЗ «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17 ПАО «НМТП» включен в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах (п. 101), государственное регулирование которых осуществляется ФАС России (Приложение 1 к приказу от 08.09.2017 № 1189/17).

ПАО «НМТП» являясь владельцем и оператором морского терминала в порту Новороссийск, оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе по буксирному обеспечению швартовных операций с привлечением третьих лиц (АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть – Сервис»).

Краснодарским УФАС России по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания буксирных услуг в морском порту Новороссийск в 2017 году, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220,  составлен аналитический отчет, согласно которому доля группы лиц в составе ПАО «НМТП» и АО «Флот «НМТП» на рынке буксирных услуг в морском порту Новороссийск составила более пятидесяти процентов, в связи с чем, ПАО «НМТП» (группа лиц) занимает доминирующее положение на указанном рынке.

В ходе рассмотрения заявления АО «Роснефтефлот», документов и сведений, представленных АО «Роснефтефлот», ПАО «НМТП», Управлением в действиях ПАО НМТП» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Краснодарского УФАС России от 16.10.2018 № 363 возбуждено дело № 489/2018, рассмотрение которого назначено на 07.11.2018.

07.11.2018 Комиссией к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «МА «Шельф – Флот» и рассмотрение дела № 489/2018 отложено до 04.12.2018.

В ходе рассмотрения дела № 489/2018 Комиссией в действиях ПАО «НМТП» установлены признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 391 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла решение о выдаче ПАО «НМТП» предупреждения.

Комиссией установлено, что ПАО «НМТП» оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе по буксирному обеспечению швартовных операций самостоятельно и/или с привлечением третьих лиц, непосредственно осуществляющих буксирное обеспечение швартовных операций. Из сведений, представленных ПАО «НМТП» для буксирного обеспечения швартовных операций в морском порту Новороссийск ПАО «НМТП» привлекает суда АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть-Сервис».

Между ПАО «НМТП», АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть-Сервис» заключен и действует договор от 05.12.2017 № 602-11656Д/3924/17, по условиям которого Исполнители - АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть-Сервис» оказывают комплекс услуг по обеспечению непрерывности технологического процесса по грузовой обработке судов, в том числе швартовным операциям.  АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть-Сервис» входят в одну группу лиц с ПАО «НМТП».

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения к участию ООО «Транснефть-Сервис» и АО «Флот НМТП» в качестве ответчиков по делу № 489/2018, о чем вынесено соответствующее определение.

04.07.2019 Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела № 489/2018 (далее – Заключение), в связи с чем, рассмотрение дела № 489/2018 отложено до 22.07.2019.

Комиссия, с учетом представленных на Заключение дополнительных письменных пояснений АО «Роснефтефлот» (от 16.07.2019 № 20-938), письменных пояснений ООО «МА «Шельф-Флот» (от 16.07.2019 № б/н), ходатайства ООО «Транснефть-Сервис» от 19.07.2019 № ОТНС-08/11-09/1581, ходатайства АО «Флот НМТП» от 19.07.2019 № 16-3360, а также письменных возражений ПАО «НМТП» (от 22.07.2019 № 1110-05/135), изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 489/2018 доказательства, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В каждом морском порту Российской Федерации с учетом географических, гидрометеорологических, технологических и навигационных особенностей морского порта в порядке, установленном Федеральным Законом от 08.11.2017 № 261–ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон о морских портах), и на основании Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463 (далее – Общие правила №463), разрабатываются обязательные постановления (п. 4 Общих правил № 463).

Приказом Минтранса России от 30.11.2017 № 503 утверждены Обязательные постановления в морском порту Новороссийск (далее - Обязательные постановления № 503).

В соответствии с п. 4 Обязательных постановлений № 503 плавание судов в морском порту, стоянка судов на акватории морского порта осуществляются в соответствии с Общими правилами № 463 и Обязательными постановлениями № 503.

Согласно п. 3 Обязательные постановления № 503 подлежат исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в морском порту Новороссийск.

ПАО «НМТП», являясь оператором морского терминала в морском порту Новороссийск, согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о морских портах обязано осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта исключительно в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

Полномочия и обязанности оператора морского терминала по обеспечению безопасности в морских портах установлены ч. 2 ст. 15 Закона о морских портах.

С 09.06.2018 ПАО «НМТП» введено в действие «Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП», о чем ПАО «НМТП» письмом от 01.06.2018 № 1000-02/90 уведомило всех заинтересованных лиц.

«Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» действует с Изменениями № 1 от 28.03.2019, введенными в действие с 05.04.2019 (далее – Руководство), о которых ПАО «НМТП» письмом от 29.03.2019 № 2602-19/573 уведомило всех заинтересованных лиц.

ПАО «НМТП» в Руководстве установило не предусмотренные законодательством, обязательные к исполнению правила для хозяйствующих субъектов, оказывающих буксирные услуги, необоснованные ограничения на используемые при буксировке суда и предусмотрело завышенные требования к оборудованию (буксирам).

Руководство применяется, в том числе к деятельности транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах НМТП (п.1.6 Руководства), устанавливая условия об обязательном соблюдении Руководства и иных нормативных документов НМТП, регламентирующие порядок осуществления деятельности в зоне безопасности терминалов НМТП, тем самым, ущемляя интересы компаний, оказывающих услуги в морском порту Новороссийск, в том числе, на терминалах ПАО «НМТП».

В свою очередь, действующее законодательство не наделяет ПАО «НМТП» как оператора морского терминала полномочиями по изданию актов, закрепляющих дополнительные, не установленные нормативно, требования к деятельности на территории морского порта, а также не позволяет распространять действие издаваемых им актов на неопределенный круг лиц, придавая соответствующим актам нормативный (обязательный) характер.

В частности, п.1.8, п.4.2.2, п.4.2.3 Руководства устанавливают требования по ознакомлению капитана судна и экипажа с положениями Руководства, подтверждая факт ознакомления, получения Руководства и согласие соблюдения установленных в нем требований. При этом, в случае обнаружения несоблюдения положений Руководства, представители терминала ПАО «НМТП» вправе остановить операции по обработке судов (Приложение 1 к Руководству);

- п. 4.8.3 Руководство содержит: «Эксплуатация судов вспомогательного флота, осуществляющих обслуживание судов, пришедших для проведения грузовых операций на причалах терминалов НМТП, должна осуществляться при условии обеспечения безопасности, сохранности и долговечности объектов инфраструктуры терминала НМТП.

С целью соблюдения требований безопасной эксплуатации Терминал вправе запрашивать у владельцев судов портового флота документальное подтверждение соответствия судов, осуществляющих деятельность по обслуживанию транспортных судов на причалах НМТП, требованиям Терминала. При выявлении нарушений требований Классификационных обществ в Российской Федерации, требований «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №620, создающих угрозу безопасности мореплавания и (или) осуществлению деятельности в морском порту, НМТП в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» информирует об этом капитана порта».

В свою очередь, ПАО «НМТП» не обладает статусом уполномоченного органа государственной власти, не наделено правом на осуществление контрольно-надзорных мероприятий, в том числе на проведение проверки соответствия иных хозяйствующих субъектов требованиям действующего законодательства, равно как и правом на ограничение их деятельности.

Правом на осуществление соответствующего контроля судов, используемых для оказания буксирных услуг обладают Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (п. 1 ст. 6 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 5.1.2, п. 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в  сфере транспорта № 398, Административного регламента № 313), Инспекция государственного портового контроля (ст. 76, ст. 79 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 10 ст. 11 Закона о морских портах),  Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (п. 5.1.3,п. 5.1.5 ПП РФ №400), Российский морской регистр судоходства (ст. 22, 23 Кодекса торгового мореплавания, ПП РФ № 121).

В соответствии со ст. 74 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта. Как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями, капитан морского порта вправе осуществлять контрольно-надзорные функции (ст. 11 Закона о морских портах).

Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан (ст. 78 КТМ РФ).

Статьей 79 КТМ РФ установлено, что государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания.

Кроме того, согласно пункту 12 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденных приказом Минтранса РФ от 09.07.2014 № 182, деятельность оператора морского терминала, связанная с оказанием услуг по перевалке грузов в морском порту, осуществляется в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности мореплавания, установленными законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании, Федеральным законом, обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, а также актами капитана морского порта.

Таким образом, содержание пункта 4.8.3 Руководства не основано и не обусловлено нормами действующего законодательства.

Согласно п.4.8.4 Руководства: предоставление НМТП буксирного обеспечения швартовых операций заходящих судов осуществляется в соответствии с заключенным договором при соблюдении требований данного Руководства с правом привлечения НМТП третьих лиц, непосредственно осуществляющих буксирное обеспечение швартовых операций. Для буксирного обеспечения швартовных операций ПАО «НМТП» привлекает суда АО «Флот НМТП», ООО «Транснефть – Сервис» - хозяйствующих субъектов, входящих с ПАО «НМТП» в одну группу лиц.

Установление данного требования лишает судовладельцев, морских агентов, фрахтователей возможности самостоятельно выбирать лицо, которое оказывало бы им услуги по буксировке, поскольку право выбора хозяйствующего субъекта в силу положений Руководства закреплено за ПАО «НМТП».

Тем самым положение п. 4.8.4 Руководства направлено на ущемление интересов хозяйствующих субъектов (судовладельцев, морских агентов, фрахтователей) и препятствует АО «Роснефтефлот» оказанию буксирных услуг в морском порту Новороссийск.

Также пунктами 4.8.5, 4.8.6, 4.8.7, 4.8.6.1, 4.8.7.1 Руководства установлено следующее:

- п. 4.8.5: буксиры обеспечения швартовых операций предназначены для оказания помощи судам во время чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти на борту судна в результате потери хода, неисправности рулевого управления, пожара и разлива нефти/нефтепродуктов или др. ЧС;

- п. 4.8.6: буксирное обеспечение нефтеналивных судов (наливных); в целях обеспечения безопасной эксплуатации терминалов НМТП количество и суммарная мощность буксиров для проведения швартовных операций танкеров на причалах Нефтерайона НМТП определяется с учетом данных, приведенных в СП 350.1326000.2018 Свод правил «Нормы технологического проектирования морских портов, утвержденных и введенных в действие приказом Минтранса России от 01.03.2018 № 75 (далее – СП 350.1326000.2018), и Обязательных постановлениях в морском порту Новороссийск, утвержденных приказом Минтранса России от 30.11.2017 № 503».

- п. 4.8.7: буксирное обеспечение судов на причалах Грузового района НМТП; при проведении швартовной операции судна на причалах Внутренней гавани НМТП количество и суммарная мощность буксиров для проведения швартовных операций судов на причалах НМТП определяется с учетом данных, приведенных в СП 350.1326000.2018 Свод правил «Нормы технологического проектирования морских портов, утвержденных и введенных в действие Приказом Минтранса России от 01.03.2018 № 75 (далее – СП 350.1326000.2018), и Обязательных постановлениях в морском порту Новороссийск, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.11.2017 № 503».

- п. 4.8.6.1: услуги по буксирному обеспечению швартовных операций на причалах Нефтерайона НМТП осуществляются с привлечением буксиров, оснащенных средствами по борьбе с пожаром, имеющих запас пенообразования и в символе класса судна имеющих знак оснащенности судна средствами по борьбе с пожаром не ниже FF3. Все газовыпускные трубы главных, вспомогательных двигателей и инсинераторов оборудуются искрогасителями или искроуловителями, обеспечивающими безопасную работу буксиров с не дегазированными нефтеналивными судами и у нефтяных причалов.

- п. 4.8.7.1: по окончании швартовной операции суда буксирного обеспечения входят в состав судов аварийного реагирования, обеспечивающих постоянное дежурство-пожарных судов, буксиров, нефтемусоросборщиков, судов накопителей и судов заводчиков бонового ограждения, готовых в чрезвычайных ситуациях отвести суда от причалов, оказать судну помощь в тушении пожара, ликвидации разливов нефти/нефтепродуктов.

Требования, содержащиеся в вышеуказанных пунктах не предусмотрены и не соответствуют нормам действующего законодательства, ввиду следующего:

В морском порту Новороссийск осуществляется буксирное обеспечение судов.

Согласно п. 96 Общих правил плавания № 463 количество и мощность буксиров, а также количество швартовщиков, необходимых для обеспечения безопасности швартовых операций в морском порту, указываются в обязательных постановлениях.

В соответствии с п. 64 Обязательных постановлений № 503 швартовные операции в морском порту для всех судов валовой вместимостью 500 и более, за исключением судов портового флота, выполняются с обязательным буксирным обеспечением.

Количество и мощность буксиров для проведения швартовных операций судов определяется с учетом сведений о минимальных количестве и мощности буксиров для швартовных операций судов в морском порту, которые приведены в приложении №4 к настоящим Обязательным постановлениям.

При этом, Свод правил СП 350.1326000.2018 согласно Разделу 1 «Область применения» включает нормы технологического проектирования морских портов, терминалов (п. 1.1, п. 1.2) и применяется на стадии проектирования (реконструкции, модернизации) действующих портов и их отдельных элементов, а не в период эксплуатации портовой инфраструктуры.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о морских портах и п. 75 Обязательных постановлений в порту Новороссийск, обязанность по эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов возложена на операторов морских терминалов и иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 утвержден Технический регламент безопасности объектов морского транспорта (далее - «Технический регламент» № 620), устанавливающий обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.

Согласно п. 186 Технического регламента № 620 техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.

В силу пункта 162 Технического регламента эксплуатанты объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований пожарной безопасности этих объектов, предусмотренных пунктами 164 - 169 технического регламента №620.

На основании вышеизложенного, введение дополнительных технических и иных требований к буксирному обеспечению не предусмотрено вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем, указанные выше положения раздела 4.8 Руководства «Буксирное обеспечение, суда аварийного реагирования», предъявляют завышенные требования к техническому оснащению и мощности буксиров, что создает препятствия АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями п. 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2001 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193, буксировка морским транспортом является лицензируемым видом деятельности.

АО «Роснефтефлот» на основании Лицензии от 06.04.2012 Серия МТ-3 № 000005 осуществляет деятельность по буксировке морским транспортом.

Используемые суда АО «Роснефтефлот» соответствуют требованиям действующего законодательства, что подтверждается соответствующей лицензией, свидетельствами буксирных судов.

После введения ПАО «НМТП» в действие Руководства (с 09.06.2018), АО «Роснефтефлот» не было оказано ни одной услуги по буксирному сопровождению на терминалах ПАО «НМТП» в морском порту Новороссийск, при этом данный вид услуг ранее оказывался на регулярной основе.

Из представленных АО «Роснефтефлот» сведений, следует, что в 2017 году АО «Роснефтефлот» оказало 1584 операций по буксирному сопровождению швартовки и отшвартовки судов к причалам терминалов ПАО «НМТП», на общую сумму 753 853 051,00 руб.; за февраль – март 2018 (до введения в действие Руководства) - 2 операции, на сумму 83 592,00 руб.

В соответствии с пп. 3, 4 ст. 16 Закона о морских портах № 261 операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах; не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, действия ПАО «НМТП» по принятию и установлению в Руководстве обязательных к исполнению требований, не предусмотренных действующим законодательством, являются злоупотреблением ПАО «НМТП» своим доминирующим положением, и направлены на вытеснение буксирных компаний, в частности АО «Роснефтефлот» с рынка буксирных услуг в морском порту Новороссийск, что является недопустимым в силу пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, учредительных документов, других подобных документов либо в силу специально оформленных полномочий представляют их в отношениях с третьими лицами и выступают от их имени, принимают решения и осуществляют управление.

Должностным лицом ПАО «НМТП», утвердившим Руководство является генеральный директор ПАО «НМТП» <…>. 

Таким образом, действия ПАО «НМТП», выразившиеся в принятии (утверждении) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлении в нём условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, опосредовано выражены в действиях генерального директора ПАО «НМТП» <…>.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением Комиссии Краснодарского УФАС России от 23.07.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 489/2018 установлен факт нарушения ПАО «НМТП» пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Указанные обстоятельства также подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 по делу № А32-42546/2019.

Таким образом, факт нарушения антимонопольного законодательства генеральным директором ПАО «НМТП» <…>, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, установлен - 23.07.2019.

Место совершения административного правонарушения - г. Новороссийск.

Время совершения административного правонарушения - 01.06.2018.

Срок давности привлечения <…> к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.

В адрес генерального директора ПАО «НМТП» <…> направлено уведомление о составлении протокола от 17.04.2020 исх. № 11887/5, в котором указано, что <…> надлежит явиться в Краснодарское УФАС России 19.05.2020 в 16 часов 30 минут.

18.05.2020 (эл./п. вх. № 7594) в Краснодарское УФАС России поступило ходатайство <…> от 15.05.2020 об отложении составления протокола об административном правонарушении на более позднюю дату с учетом введенного с 15.03.2020 до 23.05.2020 на территории Краснодарского края режима повышенной готовности и мерах по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019) (постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 № 129).

В адрес генерального директора ПАО «НМТП» <…>направлено уведомление о составлении протокола от 19.05.2020 исх. № 14960/5, в котором указано, что <…> надлежит явиться в Краснодарское УФАС России 17.06.2020 в 12 часов 00 минут.

В Краснодарское УФАС России поступило ходатайство генерального директора ПАО «НМТП» <…> (вх. № 7599 от 17.06.2020) в порядке части 1 статьи 29.5 КоАП РФ.

Ввиду того, что на момент рассмотрения ходатайства генерального директора ПАО «НМТП» <…> (вх. № 7599 от 17.06.2020) дело об административном правонарушении по указанным в ходатайстве обстоятельствам Краснодарским УФАС России не возбуждено, определением от 17.06.2020 исх. № 18203/5 в удовлетворении ходатайства генерального директора ПАО «НМТП» <…> (вх. № 7599 от 17.06.2020) о составлении протокола об административном правонарушении по месту жительства отказано.

По данному делу протокол об административном правонарушении от 17.06.2020 исх. № 18209/5 составлен в присутствии представителя <…> по доверенности от 20.12.2019 № <…> (копия протокола получена представителем <…> по доверенности 20.12.2019 № <…> <…> 17.06.2020).

Определением от 17.06.2020 исх. № 18210/5 рассмотрение дела об административном правонарушении № 023/04/14.31-2803/2020 назначено на 30.06.2020 в 15 часов 30 минут.

Протоколом от 17.06.2020 исх. № 18209/5 и определением от 17.06.2020 исх. № 18210/5 <…> извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/04/14.31-2803/2020.

В наличии имелись все материалы, необходимые для рассмотрения дела.

В Краснодарское УФАС России поступило ходатайство АО «Роснефтефлот» от 15.06.2020 исх. № 20-767 (эл./п. вх. № 9801 от 17.06.2020) о привлечении в качестве потерпевшего по делу об административном правонарушении № 023/04/14.31-2803/2020 АО «Роснефтефлот» (ОГРН 1026500526590).

Определением от 17.06.2020 исх. № 18262/5 ходатайство АО «Роснефтефлот» от 15.06.2020 исх. № 20-767 (эл./п. вх. № 9801 от 17.06.2020) удовлетворено, в качестве потерпевшего по делу об административном правонарушении № 023/04/14.31-2803/2020 привлечено АО «Роснефтефлот» (123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 6; ОГРН 1026500526590).

Письмом от 30.06.2020 (вх. № 8134 от 30.06.2020) в материалы дела представлены письменные объяснения <…> по делу № 023/04/14.31-2803/2020.

На рассмотрении дела представителем <…> по доверенности от 20.12.2019 № <…> <…> заявлены следующие ходатайства генерального директора ПАО «НМТП» <…>:

- ходатайство от 30.06.2020 (вх. № 8130 от 30.06.2020) в порядке части 1 статьи 29.5 КоАП РФ о передаче рассмотрения дела № 023/04/14.31-2803/2020 по месту своего жительства (постоянной регистрации);

- ходатайство от 30.06.2020 (вх. № 8131 от 30.06.2020) о вызове и опросе в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении № 023/04/14.31-2803/2020 директора ООО Научно-исследовательское объединение «Плеяда» <…>;

- ходатайство от 30.06.2020 (вх. № 8132 от 30.06.2020) о вызове и опросе в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении № 023/04/14.31-2803/2020 заместителя капитана морского порта Новороссийск <…>;

- ходатайство от 30.06.2020 (вх. № 8133 от 30.06.2020) о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 023/04/14.31-2803/2020.

  Определениями от 30.06.2020 исх. № 19407/5; исх. № 19408/5; исх. № 19409/5; исх. № 19410/5 в удовлетворении всех вышеуказанных ходатайств генерального директора ПАО «НМТП» <…> отказано.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, при этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На рассмотрении настоящего дела установлено, что у генерального директора ПАО «НМТП» <…> имелась возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, в частности, не допускать действий по принятию (утверждению) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлению в нём условий, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции.

В соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должны учитываться обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При рассмотрении дела № 023/04/14.31-2803/2020 установлено обстоятельство, отягчающее административную ответственность, а именно повторное совершение генеральным директором ПАО «НМТП» <…> однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения (генеральный директор ПАО «НМТП» <…> уже привлекался к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ постановлением Краснодарского УФАС России от 26.04.2019 по делу № 023/04/14.31-63/2019).

Учитывая неоднократность привлечения генерального директора ПАО «НМТП» <…> к административной ответственности, смягчающие обстоятельства в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ не подлежат применению.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, посягает на конкуренцию между хозяйствующими субъектами, являющуюся определяющим условием обеспечения свободы экономической деятельности в Российской Федерации, что гарантировано статьей 8 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, основания для освобождения генерального директора ПАО «НМТП» <…> от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать генерального директора ПАО «НМТП» <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного Кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду: 16111601141010031140.

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

ИНН 2309053192  КПП 231001001  УИН 16100500000000575110

Получатель: УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю).

Банк получателя: Южное ГУ Банка России г. Краснодар.

БИК 040349001           Расчетный счет: 40101810300000010013

Назначение платежа КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

НДС не предусмотрен

ОКТМО: 03701000

Очередность платежа 4.

Тел/факс: 253-62-11

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в законном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с части 1 статьи 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

 

 

Руководитель управления                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны