Решение б/н . от 14 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 228/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

14 февраля 2019 года г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Монолит» (далее – Заявитель) на действия администрации Львовского сельского поселения Северского района (далее – Заказчик) при проведении администрацией МО Северский район электронного аукциона: «Строительство универсального спортивного зала по адресу: Краснодарский край, Северский район, с. Львовское, в кадастровом квартале 23:26:070:3009 (2 этап)» (извещение № 0318300165719000023) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки содержат избыточные требования к товарам. Инструкция по заполнению заявки вводит в заблуждение участников закупки. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 117-р от 31.01.2019г. при проведении закупок на строительство следует устанавливать только согласие без требования к товарам.   

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО Северский район проводился электронный аукцион: «Строительство универсального спортивного зала по адресу: Краснодарский край, Северский район, с. Львовское, в кадастровом квартале 23:26:070:3009 (2 этап)» (извещение № 0318300165719000023).

Заказчик - администрация Львовского сельского поселения Северского района.

Начальная (максимальная) цена контракта – 31 411 789,83 рублей.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

           На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии состатьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.

В разделе 8 аукционной документации Заказчик установил инструкцию по заполнению заявки на 7 листах, положения которой вводят в заблуждение участников закупок.

Разработанная заказчиком Инструкция не отвечает принципам Закона о контрактной системе.

Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ.

Согласно п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Так например, по позиции 1 «Смеси асфальтобетонные, соответствующие ГОСТ 9128-2009 или ГОСТ 9128-2013» Заказчиком установлено требование к песку в составе смеси – должен соответствовать ГОСТ 9128-2009 или ГОСТ 9128-2013. Требование к значению показателя тип 3.

С учетом положений инструкции по заполнению заявки участник должен на этапе подачи заявки указать конкретный ГОСТ, которому будет соответствовать песок, входящий в состав смеси.

Согласно п. 3.1 ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Таким образом, на этапе подачи заявки участник закупки не располагает информацией о конкретном ГОСТе на песок, который будет использоваться производителем при изготовлении смеси.

По позиции 43 «Лента бутиловая диффузионная» Заказчиком установлено требование к сопротивлению паропроницанию не более 0,1(м2*ч*Па)/мг.

Заказчиком не установлено требование о соответствии товара ГОСТ 30971-2002.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2.4 ГОСТ 25898-2018 «Материалы и изделия строительные. Методы определения паропроницаемости и сопротивления паропроницанию» сопротивление паропроницанию - показатель, характеризующий разность парциальных давлений водяного пара в паскалях у противоположных сторон изделия с плоскопараллельными сторонами, при которой через изделие площадью 1 м за 1 ч проходит 1 мг водяного пара при равенстве температуры воздуха у противоположных сторон изделия; величина, численно равная отношению толщины слоя испытуемого материала к значению паропроницаемости.

Указанная характеристика определяется по результатам испытаний.

Представитель Заказчик пояснил, что использовались данные производителей. Вместе с тем, сриншоты не указывают на производителей. Технические паспорта , сертификаты не предоставлены.

По позиции 55 «Растворы строительные, соответствующие ГОСТ 28013-98» Заказчиком установлено требование к вяжущему материалу – цемент по ГОСТ 25328, известь по ГОСТ 9179-77 и наибольшей крупности зерен заполнителя не более 2,5 мм.

При этом, Заказчику требуется кладочный раствор.

На этапе подачи заявки участник закупки не располагает информацией о конкретном ГОСТе на цемент и известь, который будет использоваться производителем при изготовлении раствора.

В соответствии с п. 4.14.8 ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» к требованиям к материалам для приготовления строительных растворов относится наибольшая крупность зерен заполнителя, которая должна быть, мм, не более:

       
 

- кладочные (кроме бутовой кладки)

2,5

 
 

- бутовая кладка

5,00

 
 

- штукатурные (кроме накрывочного слоя)

2,5

 
 

- штукатурные накрывочного слоя

1,25

 
 

- облицовочные

1,25

 

Содержание зерен песка размером более 2,5 мм для штукатурных растворов и более 1,25 мм для облицовочных и штукатурных накрывочных растворов не допускается.

На основании п. 6.2 ГОСТ 28013-98 материалы для приготовления растворных смесей испытывают в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на эти материалы.

П. 3.2 ГОСТ 28013-98 предусмотрено, что условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.

По позиции 51 «Пиломатериалы, соответствующие ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80» Заказчик установил требование к виду пиломатериала – брус необрезной, номинальная длина пиломатериала – 4-6,5 мм, номинальная толщина пиломатериала – 100; 125мм, минимальная ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины – не менее 60 мм.

В соответствии с п. 3 ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры» ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин:

от 16 до 50 мм - не менее 50 мм;

от 60 до 100 мм - не менее 60 мм;

от 125 до 300 мм - не менее 0,6 толщины.

Таким образом, при номинальной толщине пиломатериала 125 мм ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины составляет не менее 0,6 толщины.

В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок, как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Таким образом, положения аукционной документации противоречат требованиям ГОСТ.

Согласно ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом сметы являются частью проектной документации.

В соответствии с ч.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Состав проектно-сметной документации определен ст.48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

В п.5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, слуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017), в котором указано, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в ЕИС.

Согласно п.1.2 проекта контракта подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии и с технической (проектной) документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Заказчиком размещена проектная документация.

В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объект капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Монолит» обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика – администрации Львовского сельского поселения Северского района нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Уполномоченному органу – администрации МО Северский район (аукционной комиссии), Заказчику – администрации Львовского сельского поселения Северского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 67

по делу № 228/2019-КС о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

14 февраля 2019 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) на основании своего решения от 14.02.2019 г. по делу № 228/2019-КС, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Монолит» на действия администрации Львовского сельского поселения Северского района при проведении администрацией МО Северский район электронного аукциона: «Строительство универсального спортивного зала по адресу: Краснодарский край, Северский район, с. Львовское, в кадастровом квартале 23:26:070:3009 (2 этап)» (извещение № 0318300165719000023) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

           Уполномоченному органу – администрации МО Северский район (аукционной комиссии), Заказчику – администрации Львовского сельского поселения Северского района устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе:

-  аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 14.02.2019г. по делу №228/2019-КС: при рассмотрении первых частей заявок участников не учитывать показатели, по всем позициям раздела «Требования к товарам, используемых при выполнении работ».

Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней с момента размещения его в ЕИС.

Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с момента размещения в ЕИС.

           Заказчику в срок до 11.03.2019 сообщить об исполнении предписания.

           В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны