Решение №023/06/64-971/2020 / от 28 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 266/2020-КС

по делу № 023/06/64-971/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

28 февраля 2020 года                                                                                   г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Медико» (далее – Заявитель) на действия ФГБУ ТС «Голубая Бухта» МЗ РФ (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Поставка продуктов питания (смесь белковая композитная сухая)» (извещение № 0318100050620000009) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. 1) Заказчиком неправомерно установлено условие о проведении аудита второй стороны. 2) Требование к внешнему виду белковой смеси противоречит действующим государственным стандартам. 3) В аукционной документации установлено неправомерное требование о предоставлении декларации о соответствии товара. 4) Заказчик выбрал неверный код ОКПД2. 5) В аукционной документации неправомерно отсутствует требование о предоставлении свидетельства о государственной регистрации на товар.             

Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что положения аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.  

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБУ ТС «Голубая Бухта» МЗ РФ проводился электронный аукцион: «Поставка продуктов питания (смесь белковая композитная сухая)» (извещение № 0318100050620000009).   

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 108 350,00 рублей.  

         Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

         На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

          В п. 4 Раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

         Заказчик оставляет за собой право, не реже 1 раза в месяц, проводить аудит второй стороны (Поставщика). Аудит второй стороны — является внешним аудитом, проводимым Заказчиком компании Поставщика с целью выявления соответствия процесса и продукта поставщика контрактным условиям, заранее установленным потребителем (Заказчиком), базовая методология аудитов приведена в ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента», т.к. у Заказчика внедрена системы анализа рисков и критические контрольные точки ХАССП (Hazard Analysis аnd Critical Control Points — НАССР), в соответствии с действующим законодательством РФ.

При этом, согласно ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования» ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки): Концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Система ХАССП: Совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП.

То есть, ГОСТ Р 51705.1-2001 содержит требования к внутреннему контролю в организации.

Внедрение системы ХАССП не предусматривает право Заказчика на проведение внешнего аудита второй стороны.

ГОСТ Р ИСО 19011-2012 предназначен для аудиторов, организации менеджмента, организаций, нуждающихся в проведении аудита систем менеджмента согласно контрактным обязательствам.

Вместе с тем, участниками закупки могут быть поставщики, не являющиеся производителями товара, вследствие чего у них может отсутствовать система менеджмента.

Таким образом, требование аукционной документации о проведении аудита второй стороны является излишним и нарушает положения ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

В Разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлено:

№ п/п

Наименование товара

Основные характеристики закупаемого товара

Ед. изм.

Кол-во

1

Смесь белковая композитная сухая

Товар должен производиться согласно ГОСТа 33933-2016. Предназначена для реализации населению, пищеблокам лечебно – профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, санаториям, другим предприятиям общественного питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического лечебного и диетического профилактического питания. Упаковка производителя объемом не менее 1,0 кг. не более 10,0кг Смесь белковая композитная сухая должна быть агломерирована. Товар должен иметь свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 – «О безопасности пищевой продукции». Пищевая и энергетическая ценность в 100 г смеси белковой композитной сухой должна быть в соответствии с требованиями таблицы В.2 ГОСТа 33933-2016.

Остаточный срок годности на момент поставки не менее 70 % от срока, установленного предприятием - изготовителем.

кг

450

         При этом, в соответствии с ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия» по органолептическим показателям СБКС должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1:

   

Наименование показателя

Характеристика

Внешний вид

Порошкообразные продукты, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии

         Таким образом, требования к внешнему виду товару противоречат положениям государственного стандарта, соответствие которому предусмотрено аукционной документацией.

 

         В п. 3 Раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

         Вся поставляемая продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ, СанПиН, а также сопровождаться документами, подтверждающими качество:

         1) декларация о соответствии.

В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В п. 8.2 проекта контракта аукционной документации указано, что поставщик при поставке товара предоставляет документы, подтверждающие качество и безопасность (сертификат соответствия либо декларацию о соответствии), оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 23 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением:

1) непереработанной пищевой продукции животного происхождения;

2) специализированной пищевой продукции;

3) уксуса.

На основании ГОСТ 33933-2016 сухие белковые композитные смеси являются специализированным пищевым продуктом.

Таким образом, требование аукционной документации о предоставлении участниками закупки декларации о соответствии товара неправомерно.

 

         Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

         В извещении о проведении электронного аукциона Заказчик указывает код ОКПД2:

 

В Информационной карте аукционной документации установлено:

2

Наименование объекта закупки (предмет контракта)

Поставка продуктов питания (смесь белковая композитная сухая)

ОКПД2 10.89.19.290

Вышеуказанному коду ОКПД2 10.89.19.290 соответствуют продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки.

При этом, объектом закупки является поставка смеси белковой композитной сухой, которая является специализированным пищевым продуктом.

Коды ОКПД2 10.86.10.900 и 10.86.10.990 соответствуют специализированной пищевой продукции, в том числе диетической, не включенной в другие группировки.

Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлен неверный код ОКПД2, что вводит в заблуждение участников закупки и является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе. 

 

Согласно ч. 1 ст. 24 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» пищевая продукция, указанная в части 1 настоящей статьи, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, аукционная документация не содержит требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе свидетельства о государственной регистрации на товар.

Кроме того, проект контракта аукционной документации не содержит требования о предоставлении свидетельства о государственной регистрации при поставке товара. 

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «Медико» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБУ ТС «Голубая Бухта» МЗ РФ нарушение ч. 3 ст. 7, п.1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3.  Заказчику – ФГБУ ТС «Голубая Бухта» МЗ РФ (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 94

по делу № 023/06/64-971/2020 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

28 февраля 2020 года                                                                                   г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) на основании своего решения от 28.02.2020 г. по делу № 023/06/64-971/2020, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Медико» на действия ФГБУ ТС «Голубая Бухта» МЗ РФ при проведении электронного аукциона: «Поставка продуктов питания (смесь белковая композитная сухая)» (извещение № 0318100050620000009) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

        1. Заказчику – ФГБУ ТС «Голубая Бухта» МЗ РФ (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п.1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение № 0318100050620000009). 

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Уведомить участников закупки, подавших заявки, об аннулировании открытого аукциона в электронной форме. Осуществить возврат участникам закупки, подавшим заявки, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней со дня размещения в ЕИС.

4. В срок до 20.03.2020 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

          Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его размещения в ЕИС.

 

           В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны