Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 023/05/5-1518/2024 К РАССМОТ... от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП …

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 023/05/5-1518/2024 К РАССМОТРЕНИЮ

 

04 апреля 2024 г.                                                                                      г. Краснодар

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, …, рассмотрев заявление физического лица (вх. № 4766-ЭП/24 от 08.02.2024 г.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения контекстной рекламы (рекламного баннера) содержания: «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...» в сети Интернет на сайте https://www.avito.ru/ от рекламной площадки ООО «Яндекс» (id рекламного объявления 106510867), с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления физического лица (вх. № 4766-ЭП/24 от 08.02.2024 г.) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении контекстной рекламы (рекламного баннера) содержания: «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...» в сети Интернет на сайте https://www.avito.ru/ от рекламной площадки ООО «Яндекс» (id рекламного объявления 106510867).

Как следует из обращения, Заявитель считает, что информации указанная в объявлении «Лучшие цены на Квесты» не является достоверной и содержит признаки нарушения Федеральный закон «О рекламе».

К заявлению приложены фотоматериалы (скриншоты), на которых зафиксировано распространение рекламы следующего содержания:

- «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...».

Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из вышеуказанных норм, для признания информации рекламой необходимо определить совокупность всех признаков рекламы, установленных в п.1 ст.3 Федерального закона «О рекламе», а именно:

- факт распространения информации;

- информация адресована неопределенному кругу лиц;

- информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему;

- информация направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке. Указанные обстоятельства должны быть установлены в совокупности.

Таким образом, рекламой признается информация, одним из признаков которой является направленность такой информации на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно п. 3 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в сети Интернет на сайте https://www.avito.ru/ от рекламной площадки ООО «Яндекс» (id рекламного объявления 106510867), направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.

Информация вышеуказанного содержания является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе используется словосочетание: «Лучшие цены».

Пленум ВАС РФ в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Краснодарское УФАС России приходит к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламы: «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...» - над такими же организаторами шоу (квестов и праздников) на территории Краснодарского края, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Также, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени: «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...», должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Кроме того, применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например, утверждений: «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени: «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...», при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.

Краснодарским УФАС России был направлен запрос (исх. № 4842/24 от 21.02.2024 г.) ООО «Яндекс» с целью получения следующих документов и материалов:

¾ договор (со всеми приложениями), заключенный ООО «Яндекс» с контрагентом на размещение в сети Интернет на сайте https://www.avito.ru/ от рекламной площадки ООО «Яндекс» (id рекламного объявления 106510867) контекстной рекламы содержания: «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...»;

¾ документальное подтверждение оплаты услуг по распространению указанной информации в системе «Яндекс»;

¾ акт выполненных работ по распространению указанной информации в системе «Яндекс».

Из письменных пояснений ООО «Яндекс» (вх. № 9849-ЭП/24 от 18.03.2024 г.) на вышеуказанный запрос антимонопольного органа следует:

- «В ответ на Ваш запрос № 4842/24 от 21.02.2024 (далее – «Запрос»), поступивший в ООО «ЯНДЕКС» (далее – «Яндекс»), сообщаем следующее.

1. По имеющейся у Яндекса информации, в сервисе «Яндекс.Директ» размещались следующие рекламные объявления (далее – «Реклама») с текстом:

1) Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу! Сахарная вата, Попкорн, Мастер Классы, Шоу, Доставка шаров-срочные заказы!

2) Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу! Шоу, квесты, новогодние программы для детей и взрослых, Экспресс Поздравления!- тут!

3) Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу! Сахарная вата, новогодние программы, анимация и шоу-срочные заказы!

2. Реклама была размещена в рамках договора, заключённого между Яндексом и физическим лицом Бугаевой Татьяной (адрес электронной почты tata170588.1@yandex.ru) (далее – «Рекламодатель») на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее – «Оферта»). Договор между Яндексом и Рекламодателем был заключён посредством акцепта Рекламодателем Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты. Акты об оказанных услугах приложены к настоящему ответу (Приложение № 2 к настоящему ответу).

При этом обращаем Ваше внимание на то, что информация о Рекламодателе была заполнена Рекламодателем самостоятельно посредством клиентского веб-интерфейса сервиса «Яндекс.Директ». Яндекс не осуществляет проверку достоверности указанной информации.

Мы просим Вас учесть, что оплата размещения Рекламы производилась Рекламодателем банковской картой 427938****6392 (СБЕРБАНК). Яндекс не обладает полной информацией о реквизитах указанной банковской карты. Данную информацию можно уточнить у банка-эмитента карты.

 В распоряжении Яндекса не имеется копий платёжных документов по оплате услуг за размещение Рекламы, так как Яндекс является не плательщиком, а получателем денежных средств, внесенных в счёт оплаты услуг.»

К пояснениям также приложены акт об оказанных услугах № YB-38311861 от 31.12.2024г., акт об оказанных услугах № YB-42909171 от 31.01.2024г.

Согласно указанным актам ООО «Яндекс» оказало услугу ... по ранее заключенным договорам Оферты.

Краснодарским УФАС России был также направлен запрос (исх. № 4815/24 от 21.02.2024г.) в адрес ООО «ООО «КЕХ еКоммерц» о предоставлении следующей информации:

- договор (со всеми приложениями), заключенный ООО «КЕХ еКоммерц» с контрагентом на размещение в сети Интернет на сайте https://www.avito.ru/ контекстной рекламы содержания: «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...»;

¾ документальное подтверждение оплаты услуг по распространению указанной информации в системе ООО «КЕХ еКоммерц»;

¾ акт выполненных работ по распространению указанной информации в системе ООО «КЕХ еКоммерц».

В ответ на указанный запрос ООО «КЕХ еКоммерц» представлены следующие сведения (вх. № 8748/24 от 07.03.2024г., № 7775-ЭП/24 от 29.02.2024г.):

- «В ответ на ваш запрос № 4815/24 от 21.02.2024 (далее – Запрос), настоящим сообщаем следующее. Администратором интернет-сайта avito.ru (далее — «Сайт») является Общество с ограниченной ответственностью «КЕХ еКоммерц», адрес: Лесная улица, дом 7, эт. 15 ком. 1, Москва, 125196, ОГРН/ИНН 5077746422859/7710668349 (далее – Авито).

Авито не известен рекламодатель указанного в Запросе сообщения, как следствие - Авито не имеет отношений с рекламодателем вышеуказанного сообщения. Авито не участвовало в создании, а равно не обрабатывало спорный материал каким-либо образом, в том числе не участвовало в согласовании и размещении вышеуказанных материалов, предоставляя ООО «Яндекс» техническую возможность для размещения на своем Сайте информации, содержание которой полностью определяет ООО «Яндекс».

Сайт является сервисом размещения объявлений, с помощью которого любой зарегистрированный пользователь может создать и сделать общедоступными объявления о своих предложениях, сгруппированные по характерным общим признакам и обозначенные специальной рубрикой («автомобили», «недвижимость», «работа», «услуги», «личные вещи», «хобби и отдых», «коллекционирование», «картины» и т.д.). В свою очередь, покупатели могут искать и просматривать объявления на Сайте, заказывать доставку товаров продавцов, бронировать квартиры и удовлетворять иной спрос.

Помимо сведений, указанных выше, Сайт содержит в том числе ряд специально выделенных блоков для размещения информации (далее – Информационный блок), которые согласно договору №РС25254-11/14 от 01.11.2014г. (далее – Договор), заключённому между Авито и Обществом с ограниченной ответственностью «Яндекс» (далее – Яндекс), используются Яндексом, и Авито при этом по условиям Договора не имеет какой-либо возможности влиять на содержание вышеуказанных Информационных блоков. Копия Договора прилагается.

Согласно Договору его предметом является оказание Авито услуг, связанных с предоставлением Яндексу возможности размещения сведений, определяемых Яндексом, внутри Сайта.

В соответствии с пп. 3.10.4 Договора, Авито обязуется не удалять, не редактировать, не сворачивать, не применять фильтры, не изменять порядок, вид и иные характеристики отображения сведений, поступающих от Яндекса для отображения на Информационных блоках.

В силу указанного выше Авито в отношении указанной в Запросе рекламы оказывал технические услуги, связанные с демонстрацией указанного в Запросе сообщения на Сайте, и не является рекламодателем и/или рекламораспространителем вышеуказанного сообщения.

В силу указанного выше, а также того факта что рекламораспространителем указанной в Запросе рекламы является Яндекс, Авито не располагает договором с контрагентом/рекламодателем, документальным подтверждением оплаты услуг, актом выполненных работ по размещению рекламных материалов и как следствие – не в состоянии предоставить запрашиваемые документы.».

К пояснениям ООО «КЕХ еКоммерц» также приложен договор № РС-25254-11/14 от 01.11.2014г.

Из материалов дела Краснодарским УФАС России также установлено, что объявление (id рекламного объявления 106510867) содержит информацию об ИНН: 420214918955.

Согласно Выписке из ЕГРИП указанный ИНН принадлежит ИП Бугаевой Татьяне Владимировне (дата рождения: 17.05.1988г., место рождения: Кемеровская область, г. Белово; место жительства: 354008 Краснодарский край, г. Сочи, ул. Виноградная, д. 135/10).

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 - 8 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания является ИП Бугаева Татьяна Владимировна.

На основании изложенного, в действиях ИП … при распространении при распространении контекстной рекламы (рекламного баннера) содержания: «Лучшие цены на Квесты и шоу в Сочи! Новогоднее шоу!...» в сети Интернет на сайте https://www.avito.ru/ от рекламной площадки ООО «Яндекс» (id рекламного объявления 106510867), усматриваются признаки нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени, при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,        24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № 023/05/5-1518/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП …(….).
  3. Назначить дело к рассмотрению на 02.05.2024 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Краснодар, ул. ул. Старокубанская, 116а, 4 этаж, каб. 410.
  4. ИП … необходимо представить в Краснодарское УФАС России (предварительно направить по электронной почте: to23@fas.gov.ru, указав в теме исходящий номер настоящего документа) в срок до 27.04.2024 г. надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов:

- письменные объяснения по существу предъявляемых претензий с приложением документального подтверждения доводов.

Пояснения и документы направляются на электронную почту to23@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте России.

Рассмотрение дела может быть проведено с помощью системы видеоконференцсвязи. В случае принятия решения о проведении в режиме видеоконференцсвязи необходимо сообщить о таком решении за 3 рабочих дня до рассмотрения дела.

 

Заместитель председателя Комиссии                                                  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны