Решение б/н дела № 126/2019 от 14 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                        г. Краснодар

Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2020 г.

 

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела 126/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         Председатель Комиссии:

         Тихенький О.Л. - руководитель управления,

         Члены комиссии:

         Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

         Жигунова А.В. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

         Маркелова О.В. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

         в присутствии представителя ООО «Юг-Продсервис» по доверенности от 01.01.2020 № <…>, представителя ООО «Титан-Р» по доверенности от 10.06.2019 № <…>, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело № 126/2019 по признакам нарушения ООО «Юг-Продсервис» (место нахождения: 353211, Краснодарский край, Динской район, ст-ца Новотитаровская, ул. Ленина, д. 185; ИНН 2330036016; ОГРН 1082330000642); ООО «Титан-Р» (место нахождения: 353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крепостная, д. 35; ИНН 2301050721; ОГРН 1042300005230), индивидуальным предпринимателем <…> пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах в электронных аукционах от 18.01.2019 № 0318100028518000293; от 18.01.2019 № 0318100028518000292; от 18.01.2019 № 0318100028518000291; от 18.01.2019 № 0318100028518000296; от 24.12.2018 № 0318100028518000295,

УСТАНОВИЛА:

         В Краснодарское УФАС России поступило заявление ООО «Молочная страна» (вх. эл./п. № 931 от 01.02.2019) о нарушении участниками электронных аукционов от 18.01.2019 № 0318100028518000293; от 18.01.2019 № 0318100028518000292; от 18.01.2019 № 0318100028518000291; от 18.01.2019 № 0318100028518000296; от 24.12.2018 № 0318100028518000295 пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Согласно заявлению, а также сведениям, представленным ЗАО «Сбербанк-АСТ» по запросу Краснодарского УФАС России, установлено следующее.

1.       Аукцион № 0318100028518000293 - Поставка кисломолочной продукции (для СМП и СОНКО) с НМЦК 13 008 858,36 рублей. На участие в аукционе было подано 6 заявок, 3 допущено к участию в аукционе. Участие в электронном аукционе приняли два участника с номерами 127 (ООО «Юг-Продсервис») и 10 (ИП <…>).

         Всего участников, сделавших предложение о цене в ходе участия в закупке: 2.

         Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦК (%); допуск второй части заявки: ООО «Юг-Продсервис»; 13 008 858,36; 18.01.2019 13:01; 0; допущена.

         Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦК (%); допуск второй части заявки: ИП <…>; 12 878 769,78; 18.01.2019 12:50; 1; допущена.

         Лицо, заключившее контракт: ИП <…>

         Итоговая цена исполнения контракта (руб.): 12 878 769,78.

         Третий участник - ООО «Титан-Р» не принимало участие в аукционе, ценовые предложения не подавало.

2.       Аукцион № 0318100028518000292 - Поставка кисломолочной продукции с преимуществом УИС с НМЦК 6 767 199,14 рублей. На участие в аукционе было подано 7 заявок, 3 допущено к участию в аукционе. Участие в электронном аукционе приняли два участника с номерами 52 (ООО «Юг-Продсервис») и 239 (ИП <…>).

         Всего участников, сделавших предложение о цене в ходе участия в закупке: 2.

         Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦК (0%); допуск второй части заявки: ООО «Юг-Продсервис»; 6 767 199,14; 18.01.2019 13:00; 0; допущена.

         Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦК (1%); допуск второй части заявки: ИП <…>; 6 699 527,15; 18.01.2019 12:49; 1; допущена.

         Лицо, заключившее контракт: ИП <…>

         Итоговая цена исполнения контракта (руб.): 6 699 527,15.

         Третий участник - ООО «Титан-Р» не приняло участие в аукционе, ценовые предложения не подавало.

3.       Аукцион № 0318100028518000296 - Поставка птицы и мясной продукции с НМЦК 29 185 261,19 рублей. На участие в аукционе было подано 10 заявок, 3 допущено к участию в аукционе. Участие в электронном аукционе приняли два участника с номерами 72 (ООО «Юг-Продсервис») и 85 (ИП <…>).

         Всего участников, сделавших предложение о цене в ходе участия в закупке: 2.

         Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦК (%); допуск второй части заявки: ООО «Юг-Продсервис»; 29 039 334,88; 18.01.2019 13:02; 0,5; допущена.

         Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦК (%); допуск второй части заявки: ИП <…>; 29 039 334,88; 18.01.2019 12:51; 0,5; допущена.

         Лицо, заключившее контракт: ИП <…>

         Итоговая цена исполнения контракта (руб.): 29 039 334,88.

         Третий участник - ООО «Титан-Р» не принимало участие в аукционе, ценовые предложения не подавало.

4.       Аукцион № 0318100028518000291 - Поставка масла сливочного (для СМП и СОНКО) с НМЦК 7 457 872,50 рублей. На участие в аукционе было подано 8 заявок, 3 допущено к участию в аукционе. Участие в электронном аукционе приняли два участника с номерами 56 (ООО «Юг-Продсервис») и 139 (ИП <…>).

         Всего участников, сделавших предложение о цене в ходе участия в закупке: 2.

         Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦК (%); допуск второй части заявки: ООО «Юг-Продсервис»; 7 420 583,14; 18.01.2019 13:00; 0,5; допущена.

         Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦК (%); допуск второй части заявки: ИП <…>; 7 420 583,14; 18.01.2019 12:48; 0,5; допущена.

         Лицо, заключившее контракт: ИП <…>

         Итоговая цена исполнения контракта (руб.): 7 420 583,14.

         Третий участник - ООО «Титан-Р» не принимало участие в аукционе, ценовые предложения не подавало.

5.       Аукцион № 0318100028518000295 - Поставка свежих овощей и фруктов (в соответствии с приказом № 126н) с НМЦК 6 628 310,81 рублей. На участие в аукционе было подано 8 заявок, 2 допущено к участию в аукционе. Участие в электронном аукционе принял только один участник с номером 2 (ИП <…>).

         Всего участников, сделавших предложение о цене в ходе участия в закупке: 1.

         Лицо, сделавшее ценовое предложение; размер ценового предложения (руб.); время подачи ценового предложения; уровень падения от НМЦ (%); допуск второй части заявки: ИП <…>; 6 628 310,81; 24.12.2018 13:46; 0,5; допущена.

         Лицо, заключившее контракт: ИП <…>

         Итоговая цена исполнения контракта (руб.): 6 628 310,81.

         Второй участник - ООО «Титан-Р» не принимало участие в аукционе, ценовые предложения не подавало.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок победителем всех аукционов признан участник ИП <…>

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на Аукционах.

Согласно информации ЗАО «Сбербанк-АСТ» заявки на электронные аукционы № 0318100028518000292, № 0318100028518000293, № 0318100028518000296, № 0318100028518000291 ООО «Юг-Продсервис», ИП <…>, ООО «Титан-Р» подавались с одного IP-адреса.

         Ценовые предложения на электронные аукционы № 0318100028518000292, № 0318100028518000293, № 0318100028518000296, № 0318100028518000291 подавались ИП <…> и ООО «Юг-Продсервис» также с одного IP-адреса.

         Указанные обстоятельства свидетельствуют о скоординированности действий формально независимых хозяйствующих субъектов, конкуренция которых предполагается на торгах, и указывают на их взаимосвязь при участии в вышеуказанных аукционах.

         В Краснодарское УФАС России поступили заявления ИП <…> (эл./п. вх. № 6523 от 26.06.2019) и ООО «Юг-Продсервис» (вх. № 6878 от 27.06.2019) о нарушении антимонопольного законодательства в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ.

         Согласно указанным заявлениям, ИП <…> и ООО «Юг-Продсервис» сообщают о заключении между ИП <…> и ООО «Юг-Продсервис» соглашения в устной форме, достигнутого между ними по их взаимному согласию и в интересе друг друга (далее - Соглашение).

         Соглашение заключено в г. Ейске, приблизительное время заключения - декабрь 2018 года.

         Соглашение было заключено для обеспечения победы одного из участников сговора в закупках и, соответственно, заключения с его стороны контрактов, путем отказа другой стороны от конкурентной борьбы, а также оговорено, что в случае необходимости данная модель будет реализована в любых закупках при наличии соответствующей надобности со стороны заинтересованного в победе участника сговора.

         Данная модель действий подлежала реализации в том числе путем использования единой инфраструктуры, технических средств, мест размещения и т.д.

         В рамках Соглашения ИП <…> передал свою ЭЦП <…>, родственнику <…> - директора ООО «Юг-Продсервис».

         Согласно вышеуказанным заявлениям ИП <…> и ООО «Юг-Продсервис», Соглашение было реализовано в ходе закупок № 0318100028518000292, № 0318100028518000293, № 0318100028518000296, а при закупках № 0318100028518000295, № 0318100028518000291 сговор реализован не был, в связи с нерентабельностью снижения НМЦК по указанным аукционам.

         ИП <…> обоснование данного довода не привел, в то время как ООО «Юг-Продсервис» в обоснование данного довода представлены расчёты, согласно которым в ходе указанных закупок им предполагалось следующая рентабельность, в силу расчета выполненного по формуле: НМЦК - полные расходы на его исполнение = рентабельность (в числовом/процентном выражении от НМЦК):

         Аукцион № 0318100028518000292 - рентабельность: 183 199,54 руб. (2,7 - % от НМЦК).

         Аукцион № 0318100028518000293 - рентабельность: 403 487,3 руб. (3,1 - % от НМЦК).

         Аукцион № 0318100028518000296 - рентабельность: 3 299 244,27 руб. (11,3 - % от НМЦК).

         Аукцион № 0318100028518000295 - рентабельность: 117 242,12 руб. (1,7 - % от НМЦК).

         Аукцион № 0318100028518000291 - рентабельность: 132 257,5 руб. (1,7 - % от НМЦК).

         Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

         В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

         Из анализа указанных норм закона следует, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

         В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

         Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

         В силу пункта 1 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле.

         Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

         При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения, доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

         В силу вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что между ООО «Юг-Продсервис», ИП <…> был достигнут и реализован картель в ходе электронных аукционов № 0318100028518000292, № 0318100028518000293, № 0318100028518000296.

         Картель, реализованный в форме поддержания цены между его участниками, выражается в том, что указанные участники, имея возможность рентабельно снизить цену исполнения подлежащего к заключению контракта, такого снижения не допускают, с целью того, чтобы заранее обозначенный участник такого сговора имел возможность заключения контракта по цене наиболее близкой к начальной-максимальной.

         Указанное подтверждено участниками сговора ООО «Юг-Продсервис», ИП <…> отказом от возможного рентабельного снижения цены в ходе аукционов № 0318100028518000292; № 0318100028518000293; № 0318100028518000296. В данных случаях имеется экономический интерес в реализации сговора, так как во всех закупках ООО «Юг-Продсервис», ИП <…> были сделаны предложения по единой модели, не снижения более чем на 1 % в сумме сделанных предложений.

         Так, в электронных аукционах № 0318100028518000292, № 0318100028518000293 снижение цены ИП <…> на 1 %, а ООО «Юг-Продсервис» на 0 %.

         В электронном аукционе № 0318100028518000296 снижение цены ИП <…> и ООО «Юг-Продсервис» по 0,5 % каждый с победой первого по счету ценового предложения.

         При этом, снижение цены в указанных закупках было определено заказчиком в диапазоне не менее чем от 2,7 - % от НМЦК до 11,3 - % от НМЦК.

         Соответственно, даже сделав более чем по одному ценовому предложению, ООО «Юг-Продсервис» и ИП <…> имели возможность дальнейшей борьбы с одновременным сохранением рентабельности.

         Анализ поведения участников электронных аукционов № 0318100028518000292, № 0318100028518000293, № 0318100028518000296 с точки зрения экономической выгоды, указывает на «имитацию конкурентной борьбы» участниками сговора ООО «Юг-Продсервис» и ИП <…>.

         С помощью указанной имитации, данные лица вместо конкурентного снижения цены будущего исполнения по контракту, такой борьбы избежали, тем самым обеспечив победителю возможность исполнения контракта без предполагаемого в силу контрактного законодательства предшествующего снижения.

         Вышеуказанные действия ООО «Юг-Продсервис», ИП <…> при участии в электронных аукционах № 0318100028518000292, № 0318100028518000293, № 0318100028518000296 нарушают пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         По электронным аукционам № 0318100028518000295, № 0318100028518000291, Комиссия не приходит к выводу о наличии картеля между ООО «Юг-Продсервис», ИП <…> ввиду следующего.

         В ходе электронного аукциона № 0318100028518000295 ИП <…> являлся единственным участником закупки сделавшим ценовое предложение. В ходе данной закупки не зафиксировано фактических действий по «имитации конкурентной борьбы».

         Комиссией в электронном аукционе № 0318100028518000291 не усматривается разумность «имитации конкурентной борьбы» между ООО «Юг-Продсервис» и ИП <…>, в связи с отсутствием экономического смысла (рентабельность 1,7 - % от НМЦК). В случае последовательного снижения цены в данной закупке с учетом минимального шага снижения аукциона в 0,5 %, любые два участника достигнут предела рентабельности после трех шагов (0,5 % /1 % /1,5 %). В этой связи, ценовые условия электронного аукциона № 0318100028518000291 заведомо исключали возможность подачи каждым участником более чем одного ценового предложения со снижением. В случае снижения цены в каждом ценовом предложении, снижение более чем два раза мог допустить только лишь один участник, второй участник мог снизить цену еще раз уже с вероятностью нерентабельного исполнения контракта. 

При указанных обстоятельствах, Комиссией считает необоснованным вывод об «имитации конкурентной борьбы» со стороны указанных лиц, поскольку такой «сговор» не является экономически выгодным и обоснованным.

Комиссия, проанализировав действия ООО «Титан-Р» не находит в них подтверждения факта участия ООО «Титан-Р» в сговоре ООО «Юг-Продсервис», ИП <…>, хотя данным лицом и подавались заявки на участие в электронных аукционах № 0318100028518000292, № 0318100028518000293, № 0318100028518000296, № 0318100028518000291.

         В отсутствие действий по «имитации конкурентной борьбы», а именно ООО «Титан-Р» не подавало ценовых предложений по Аукционам, с учетом отрицания факта сговора с ООО «Титан-Р», участниками сговора ООО «Юг-Продсервис», ИП <…> добровольно заявивших о заключении и участии в антиконкурентоном соглашении, Комиссия в действиях ООО «Титан-Р» не усматривает нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

         С учетом вышеизложенного, Комиссия рассмотрела материалы дела № 126/2019 и установила, что ООО «Юг-Продсервис», ИП <…> в декабре 2018 года заключили устное соглашение, которое предусматривало поддержание цен на торгах в электронных аукционах от 18.01.2019 № 0318100028518000293; от 18.01.2019 № 0318100028518000292; от 18.01.2019 № 0318100028518000296 и участвовали в нем до 07.06.2019 включительно.

Совокупный размер НМЦК по вышеуказанным аукционам составил – 48 961 318,69 руб.

         Комиссией установлено, что доходы ответчиков по делу № 126/2019 от заключения и участия в антиконкурентном соглашении (картеле) составили: ООО «Юг-Продсервис», ООО «Титан-Р» - получение дохода не установлено; ИП <…> - 48 617 631,81 руб.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.       Признать индивидуального предпринимателя <…> и ООО «Юг-Продсервис» (место нахождения: 353211, Краснодарский край, Динской район, ст-ца Новотитаровская, ул. Ленина, д. 185; ИНН 2330036016; ОГРН 1082330000642) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в электронных аукционах от 18.01.2019 № 0318100028518000293; от 18.01.2019 № 0318100028518000292; от 18.01.2019 № 0318100028518000296.

2.       В связи с отсутствием нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрение дела в отношении ООО «Титан-Р» (место нахождения: 353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Крепостная, д. 35; ИНН 2301050721; ОГРН 1042300005230) прекратить.

3.       В связи с тем, что по итогам электронных аукционов от 18.01.2019 № 0318100028518000293; от 18.01.2019 № 0318100028518000292; от 18.01.2019 № 0318100028518000296 заключены контракты предписание не выдавать.

4.       Материалы дела № 126/2019 для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП <…> дела об административном правонарушении уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России не передавать в силу положений пункта 1 примечания к статье 14.32 КоАП РФ, а также положений пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

5.       Передать материалы дела № 126/2019 должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении ООО «Юг-Продсервис» по факту нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                О.Л. Тихенький

 

Члены Комиссии:                                                                                               О.А. Мурадян           

 

                                                                                                                       А.В. Жигунова

 

                                                                                                       О.В. Маркелова

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны