Уведомление №23847/23 РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3668/2023 по результатам рассмотрения жал... от 14 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3668/2023
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

03 августа 2023г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

____ – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

____ – специалист 1-го разряда отдела контроля органов власти;

____ – специалист 1-го разряда отдела контроля органов власти;

при участии посредством системы видеоконференцсвязи представителя общества с ограниченной ответственностью ____ (далее - ООО ____, Заявитель)____ по доверенности от 12.07.2022г. № б/н; представителя ____ (далее - ____, Организатор торгов) ____ по доверенности от 25.01.2023г. № 07.02-41/44; представителей муниципального унитарного предприятия г. Сочи ____(далее - МУП г. Сочи ____, Заказчик)____ по доверенности от 31.07.2023г. № 701 и ____ по доверенности от 31.07.2023г. № 702,

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу Заявителя на действия Организатора торгов и Заказчика при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на заключение договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ), проводимого в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона № 44-ФЗ (извещение № 0118300018723000615 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрены жалобы (вх. от 17.07.2023 №24149-ИП/23, от 17.07.2023 №24117-ЭП/23, от 26.07.2023 №25653-ИП/23) Заявителя на действия Организатора торгов и Заказчика при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на заключение договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ((согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ), проводимого в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона № 44-ФЗ (извещение № 0118300018723000615 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 03.08.2023г. в 10:00 (МСК).

Заявитель полагает, что Организатором торгов необоснованно отклонена заявка на участие в конкурсе, а положения конкурсной документации противоречат требованиям законодательства.

Организатор торгов и Заказчик возражают доводам жалобы, полагают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности).

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Соответствующая закупка, согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязана осуществляться Заказчиками посредством электронного конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом, при осуществлении данной закупки не подлежат применению положения Закона о контрактной системе в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки проводилась по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Применительно к рассматриваемой ситуации администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи проводится открытый конкурс в электронной форме на заключение договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Водоканал».

Согласно положениям постановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от 17.02.2021 №194 «О порядке взаимодействия муниципальных заказчиков (заказчиков) и уполномоченного органа на осуществление функций в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края» к функциям МУП г. Сочи «Водоколнал» (Заказчик) при проведении закупок относится разработка документации о закупке, в том числе:

- подготовка описания объекта закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе (пункт 3.1.9),

- установление требований к участникам закупки (пункт 3.1.11),

- для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установление критериев и их значимости, в соответствии с законодательством о контрактной системе (пункт 3.1.14).

Вместе с тем, в соответствии с тем же нормативным правовым актом администрация муниципального образования городского округа г. Сочи (Уполномоченный орган):

- принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и прилагаемые к ним документы;

- по заявкам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, организует проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством о контрактной системе,

- по мере необходимости привлекает представителей заказчиков для организации рабочих групп с целью определения соответствия поступивших заявок от участников закупки, а также для оценки поступивших заявок. Обеспечивает деятельность таких групп.

29.06.2023 Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 0118300018723000615 о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ). Заявки на участие в открытом конкурсе принимались до 17.07.2023, дата рассмотрения вторых частей заявок 19.07.2023, дата подведения итогов 20.07.2023г. Закупка осуществляется для МУП г. Сочи ____.

Согласно конкурсной документации («Порядок рассмотрения и оценки заявок») заявки участников оцениваются по стоимостным (цена контракта) и нестоимостным (квалификация участников) критериям. Значимость стоимостного критерия оценки — 40%, нестоимостного — 60%.

При этом квалификация участников закупки оценивается по двум подкритериям:

- наличие у участника закупки финансовых ресурсов;

- наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта.

ООО____ в своих жалобах указывает на нарушения при установлении в конкурсной документации нестоимостных критериев оценки и при их применении на стадии оценки и сопоставления заявок.

В частности, Заявитель обращает внимание на то, что в конкурсной документации необоснованно сужен перечень договоров, принимаемых в качестве подтверждения опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Так, согласно конкурсной документации («Порядок рассмотрения и оценки заявок») показателем оценки наличия у участников закупки опыта, связанного с предметом контракта, является наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. При этом оцениваются договоры (контракты) на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по РСБУ, организаций сопоставимого характера и объема (с ОКВЭД на уровне группы: 36.00 и/или 37.00).

Установлено, что к организациям с ОКВЭД 36.00 относятся организации, оказывающие услуги холодного водоснабжения, с ОКВЭД 37.00 — услуги водоотведения.

Вместе с тем согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно подпункту "г" пункта 3 раздела I Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки квалификация участников закупки.

В подпункте "в" пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

Согласно конкурсной документации предметом контракта являются услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, при исполнении которых поставщиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Участники предоставляют исполненные контракты, акты приемки оказанных услуг, документы, подтверждающие уплату неустоек.

Таким образом, Заказчиком и Организатором торгов установлены критерии оценки, позволяющие не принимать к оценке исполненные контракты (договоры), заключенные с организациями, не имеющими видов деятельности, относящихся к ОКВЭД на уровне группы: 36.00 и/или 37.00.

Однако формирование подобным образом требований к предмету договоров, оцениваемых по показателю наличия опыта работ, связанного с предметом контракта, может привести к необъективной оценке участников, поскольку преимущественные условия получат те участники, которые в целом имеют незначительный опыт оказания услуг, но предоставляли услуги организациям в сфере водоснабжения и водоотведения. Тогда как, у остальных участников, имеющих в целом значительный опыт проведения финансового аудита, но не имеющего опыта оказания услуг организациям в сфере водоснабжения и водоотведения, возможность победы в такой закупке может быть затруднена.

Таким образом, установление в конкурсной документации критерия «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров», в рамках которого к оценке принимаются только договоры аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по РСБУ, организаций сопоставимого характера и объема (с ОКВЭД на уровне группы: 36.00 и/или 37.00), не позволяет объективно оценить опыт участников.

При этом конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Вместе с тем, как пояснил организатор торгов, в договорах аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые анализирует конкурсная комиссия при оценке заявок участников, не содержится информации о кодах видов деятельности (ОКВЭД) тех организаций, которые приобретали услуги аудита у участников.

По данному критерию, комиссия исследовала размещенные в сети «Интернет» выписки из единого государственного реестра юридических лиц и содержащуюся в них информацию о кодах ОКВЭД в отношении тех организаций, которые значились в представленных участниками договорах в качестве заказчиков. При отсутствии в выписках из ЕГРЮЛ необходимых кодов ОКВЭД (36.00 и/или 37.00), договоры аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в оценке не учитывались.

Однако конкурсная документация не содержит в себе положений, предоставляющих конкурсной комиссии при оценке заявок по данному критерию исследовать иные документы и сведения, помимо предоставленных участниками в составе заявок (исполненные договоры (контракты), акты приемки оказанных услуг, документы, подтверждающие оплату неустоек).

При таких обстоятельствах, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о том, что оценка и сопоставление заявок по критерию «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» осуществлялась в порядке, не предусмотренном конкурсной документацией. Довод жалобы ООО ____ о нарушении Заказчиком и Организатором торгов порядка оценки и сопоставления заявок по данному критерию обоснован.

 

В жалобах в антимонопольный ООО ____ также обращает внимание на порядок оценки, который предусматривает конкурсная документация по критерию «наличие у участника закупки финансовых ресурсов».

В частности, в конкурсной документации установлено, что показателем оценки данного критерия является сумма лимита ответственности по всем страховым случаям (из расчета на 1 год) по полису страхования профессиональной ответственности участника закупки.

Конкурсной документацией установлено, что полис страхования должен быть выдан страховой организацией с рейтингом надежности не ниже «ruAA-». Для детализирующего показателя Заказчиком установлено предельное минимальное значение показателя — 300 000 000 руб.

По мнению Заявителя, сумма лимита ответственности по всем страховым случаям необоснованно завышена, а требование наличия полиса страхования у организации с определенным рейтингом приводит к необъективной оценке.

Между тем согласно пункту «а» части 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться показатель оценки «наличие у участников закупки финансовых ресурсов».

При этом Положение не устанавливает конкретный перечень документов, предельных показателей и иных особенностей установления указанного показателя оценки, и не запрещает применять оценочный показатель, установленный Заказчиком.

Установление общего лимита ответственности страховщика по полису страхования профессиональной ответственности участника конкурса большого размера позволяет Заказчику избежать проверки факта исчерпания участником лимита ответственности страховщика и не требовать от участников дополнительных подтверждающих документов. Установление данного критерия не приводит к ограничению числа участников, так как непредставление полиса страхования не является препятствием к участию в Закупке, количество баллов участников рассчитывается от минимального размера общего лимита ответственности из предложений, сделанных участниками закупки.

При этом согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, заявкам 8 участников из 9 оцениваемых, по данному показателю присвоено 100 баллов.

Таким образом, установление данного показателя не нарушает действующее законодательство, довод жалобы ООО____ необоснован.

 

Согласно доводу жалобы, Заказчиком необоснованно используется формула расчета баллов по всем показателям сравнения будущих значений без предельного максимального значения, которая не содержит точного порядка оценки заявок на момент размещения конкурсной документации. На момент размещения конкурсной документации, порядок оценки не определен однозначным образом.

Между тем пунктом 2 Положения предусмотрено, что оценка заявок - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Прерогатива определить перечень показателей, значимость каждого показателя в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику.

Извещение об осуществлении закупки содержит формулу оценки заявок по показателям, где используются максимальные и минимальные значения характеристик объекта закупки, содержащееся в заявках и подлежащие оценке по критерию оценки.

Заявитель не указывает в жалобе, в чем конкретно заключается несоответствие оспариваемых критериев и порядка оценки требованиям законодательства о контрактной системе, не представил обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы подателя жалобы как участника закупки, в том числе в части ограничения его участия в закупке.

При таких обстоятельствах, комиссия приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя необоснован.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов. заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы общества с ограниченной ответственностью ____ на действия Организатора торгов (____) и Заказчика (____) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на заключение договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ), проводимого в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона № 44-ФЗ (извещение № 0118300018723000615 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованными.

2. Выдать Организатору торгов (администрация ____) и Заказчику (МБУ МО городской округ г-к Сочи ____) предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Заместитель председателя комиссии

____

 

Члены Комиссии: ____

 

____

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

2023-24160

 

 

Связанные организации

Администрация МО городского округа г. Сочи
ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
МУП Г. СОЧИ "ВОДОКАНАЛ"
ИНН 2320242443, ОГРН 1162366057160
ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ"
ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336