Решение б/н РЕШЕНИЕ №023/07/3-5691/2020 по результатам рассмотрения жало... от 1 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ №023/07/3-5691/2020

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

26 ноября 2020г.                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

С О.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Д А.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Ш С.О.– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

при участии путем ВКС представителя Заявителя – ООО «ТД «Уральский кабель» (далее - Заявитель) при участии путем ВКС представителя Организатора торгов – АО «ЦТЗ» (далее – Организатор торгов), при участии путем ВКС представителя Заказчика – ПАО «Кубаньэнерго», рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35 кВ для комплектации объектов инвестиционной программы (в т.ч. технологического присоединения), выполнения производственной программы ПАО «Россети Кубань» по ремонтам и техническому обслуживанию, пополнения аварийного резерва и для выполнения работ по дополнительным (нетарифным) услугам для нужд ПАО «Россети Кубань» (извещение № 32009464005 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «ТД «Уральский кабель» на действия АО «ЦТЗ» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35 кВ для комплектации объектов инвестиционной программы (в т.ч. технологического присоединения), выполнения производственной программы ПАО «Россети Кубань» по ремонтам и техническому обслуживанию, пополнения аварийного резерва и для выполнения работ по дополнительным (нетарифным) услугам для нужд ПАО «Россети Кубань» (извещение № 32009464005 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 26.11.2020 года в 12:30 часов по адресу: г.Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатор торгов установил требования к предоставляемой банковской гарантии, которые противоречат требованиям ГК РФ и повлекло отклонение заявки ООО «ТД «Уральский кабель».

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» №334 от 17.12.2018.

Начальная (максимальная) цена договора – 150 000 000,00 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

03.09.2020г. на сайте www.zakupki.gov.ru Организатором торгов опубликовано извещение №32009464005 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35 кВ для комплектации объектов инвестиционной программы (в т.ч. технологического присоединения), выполнения производственной программы ПАО «Россети Кубань» по ремонтам и техническому обслуживанию, пополнения аварийного резерва и для выполнения работ по дополнительным (нетарифным) услугам для нужд ПАО «Россети Кубань».

Срок окончания приема заявок – 29.09.2020г. в 11-00.

23.10.2020г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликован Протокол №5/32009464005 от 23.10.2020г. заочного заседания Конкурсной комиссии по подведению итогов по конкурсу в электронной форме на право заключения договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35 кВ для комплектации объектов инвестиционной программы (в т.ч. технологического присоединения), выполнения производственной программы ПАО «Россети Кубань» по ремонтам и техническому обслуживанию, пополнения аварийного резерва и для выполнения работ по дополнительным (нетарифным) услугам для нужд ПАО «Россети Кубань» (далее протокол № 5/32009464005).

Согласно указанному  протоколу № 5/32009464005  Конкурсной комиссией принято решение отклонить ООО «ТД «Уральский кабель» на основании пп. б) п. 5.3.5. Документации о закупке, поскольку она не отвечает следующим требованиям Документации о закупке:

1) Представленная банковская гарантия не соответствует требованиям Документации о закупке в части определения случаев выплаты суммы обеспечения исполнения обязательств Участника, а именно:

 

Требования документации

Банковская гарантия
№ 00170-02-0253113
от 28.09.2020

в случае непредставления или предоставления с нарушением условий, установленных настоящей документацией о закупке, до заключения договора Заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении о закупке и/или в документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

При этом Заказчик – ПАО «Россети Кубань» (см. п 3.6.7. Документации о закупке, п. 1, 23 Информационной карты закупки)

в случае непредставления или предоставления с нарушением условий, установленных документацией о закупке, до заключения договора Бенефициару обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении о закупке и/или в документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

При этом Бенефициар – Организатор –

АО «ЦТЗ» (см. п 3.6.8. г) Документации о закупке, п. 2 Информационной карты закупки)

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, документация о закупке, разрабатываемая Заказчиком в рамках организации процедуры закупки, должна соответствовать требованиям действующего законодательства и соответствующему Положению о закупках.

В соответствии с п.2 части 1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик определяет требования к участникам закупки к документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупка.

Требования к обеспечению заявок на участие в торгах установлены п.3.6 Документации о закупке.

Конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35 кВ для комплектации объектов инвестиционной программы (в т.ч. технологического присоединения), выполнения производственной программы ПАО «Россети Кубань» по ремонтам и техническому обслуживанию, пополнения аварийного резерва и для выполнения работ по дополнительным (нетарифным) услугам для нужд ПАО «Россети Кубань».

Согласно п.3.6.8 Документации о закупке «При выборе участником закупки способа обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник должен предоставить банковскую гарантию, составленную с учетом требований статей 368-379 Гражданского кодекса Российской Федерации и следующих условий:

г) Бенефициаром в банковской гарантии должен быть указан Организатор торгов, принципалом - участник, гарантом - банк, выдавший банковскую гарантию.

Согласно ч.1 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно ч.3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Банковская гарантия, в силу ч.3 ст. 368 ГК РФ, является одним из видов независимой гарантии, которая, в свою очередь, является одним из видов обеспечения обязательств (ч. 1 ст. 329 ГК РФ).

Согласно п.25 ст.3.2 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечений заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

Положениями Единого стандарта закупок ПАО «Россети», утвержденного решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 №334) (далее- Стандарт, Положением закупке), установлено право Заказчика торгов устанавливать обеспечение обязательств, в том числе и требования обеспечения заявок на условиях, определенных документацией о закупках (п.8.1.3).

Данное право реализовано путем включения соответствующих положений в Документацию о закупке (п. 3.6).

Согласно п.26 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

Данная норма применена в п.8.1.3.6 Положения о закупке и в п.3.6.7 Документации о закупке.

Таким образом обязательства в рамках проведения процедуры закупки возникают между Заказчиком торгов и участником торгов.

Соответствующее обеспечение возможно только при возникающих между Заказчиком торгов и Участником торгов обязательств.

Банковская гарантия, предоставленная Участником торгов для обеспечений заявки на участие в закупке, обеспечивает обязательство Участника торгов перед Заказчиком заключить в случае победы соответствующий договор, а также предоставить обеспечение исполнения договора.

Следовательно, условия предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, изложенное в п.п. г) п.3.6.8 документации о закупке может применяться только в случае, если Заказчик и Организатор торгов являются одним и тем же лицом.

 Таким образом, установление требований об указании в банковской гарантии в качестве Бенефициара Организатора торгов, тогда как договор заключается с Заказчиком противоречит требованиям ГК РФ и Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ №О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

 На основании вышеизложенного в действиях Организатора торгов установлено нарушение п.1 ч.10 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТД «Уральский кабель» на действия АО «ЦТЗ» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35 кВ для комплектации объектов инвестиционной программы (в т.ч. технологического присоединения), выполнения производственной программы ПАО «Россети Кубань» по ремонтам и техническому обслуживанию, пополнения аварийного резерва и для выполнения работ по дополнительным (нетарифным) услугам для нужд ПАО «Россети Кубань» (извещение № 32009464005 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) обоснованной.

2. Организатору торгов – АО «ЦТЗ» выдать предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

О.А. С

 

А.Н. Д

 

С.О. Ш

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны