Решение (комиссия) №13684/24 РЕШЕНИЕ по делу № 023/07/3-2096/2024 от 15 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 023/07/3-2096/2024по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

08 мая 2024 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №  (далее – комиссия) в составе:

 

с участием посредством видеоконференцсвязи индвидуального предпринимателя Ч (паспорт гражданина Российской Федерации), представителя ФГБНУ »,

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела представителей АО «Е» («Р»),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Ч (вх. № 16252/24 от 27.04.2024) на действия (бездействие) заказчика – федеральное государственное бюджетное научное учреждение при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку комплекса агрохимических веществ (извещение № 32413295005 от 16.02.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Ч (вх. № 16252/24 от 27.04.2024) на действия (бездействие) заказчика – федеральное государственное бюджетное научное учреждение  при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку комплекса агрохимических веществ (извещение № 32413295005 от 16.02.2024, лот № 1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 08 мая 2024 года в 10 часов 30 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Обращаясь с жалобой в антимонопольный орган заявитель ссылается на следующие потенциальные нарушения допущенные заказчиком:

1. Заказчик необоснованно отклонил заявку заявителя, сравнив состав указанного в заявке удобрения с составом, указанным на сайте производителя, что, по мнению заявителя, является излишне инициативными действиями комиссии заказчика.

2. Заказчик изменил инструкцию по заполнению заявки, выдвинув дополнительные требования к заполнению заявки.

3. Заказчик разместил новое техническое задание с другими показателями и характеристиками товара, а также разместил техническое задание в нередактируемом формате.

Заказчик доводам жалобы возражает, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной; письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

16.02.2024 заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413295005 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку комплекса агрохимических веществ.

Согласно извещению

дата начала срока подачи заявок — 16.02.2024;

дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 20.04.2024 08:00;

дата подведения итогов — 25.04.2024;

начальная цена - 199 545 314,40 руб.

оператор электронной площадки - АО «Е» ("р");

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр риса», утвержденное заместителем министра науки и высшего образования Российской Федерации 25.04.2022 (далее - Положение о закупке).

1. Комиссией установлено, что ИП Ч подал заявку на участие в закупке. Заявка зарегистрирована 20.04.2024 в 00:08, заявке присвоен номер 2385287836.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32413295005 от 23.04.2024 заявка ИП Четверикова И.В. не допущена к участию в закупке по причинам:

Заявка не допускается к участию в аукционе в электронной форме в соответствии с п. 12.1 Части I документации: не предоставление информации, предусмотренной документацией о закупке, или предоставление недостоверной информации.

Состав документов заявителя не соответствует требованиям документации ЧастьV. Техническая часть, а именно:

- в п. 44 своей заявки участник указывает вид препарата: Жидкое органоминеральное удобрение (ПОЛИДОН Био Зерновой, Полидон, Россиия), 2023г. и состав (г/л): Азот (Nобщ) 190 г/л; Сера (SO3) 120 г/л; Цинк (Zn) 20 г/л; Магний (MgO) 15 г/л; Марганец (Mn) 10 г/л; Железо (Fe) 8 г/л; Бор (В) 6 г/л; Медь (Cu) 3 г/л; Молибден (Мо) 0.5 г/л; Кобальт (Со) 0.01 г/л, тогда как на официальном сайте производителя (polidonagro.com) представлен отличный состав: Азот (Nобщ) 190 г/л; Сера (SO3) 120 г/л; Цинк (Zn) 13 г/л; Магний (MgO) 15 г/л; Марганец (Mn) 15 г/л; Железо (Fe) 11 г/л; Бор (В) 2 г/л; Медь (Cu) 3 г/л; Молибден (Мо) 0.5 г/л; Кобальт (Со) 0.03 г/л;

- в п. 67 участник указывает вид препарата: Агростар, ВДГ, Агрохим XXI, Китай, 2023 г., тарная упаковка: флакон 0,1 кг., тогда как на официальном сайте производителя (agrochim-xxi.ru) препарат Агростар производится в упаковке: флакон 500 г., также отличается регламент применения препарата Агростар в соответствии с «Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской федерации» (далее каталог) от требований Технического задания и заявленного участником в заявке, так в каталоге по данному препарату отсутствует регламент применения, включающий разрешение авиационных обработок (0,15-0,02(А) и 0,02-0,25(А), отсутствует норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т) 0,01-0,015, 0,015-0,02, 25-50, хотя эти данные участник указывает в своей заявке;

- в п. 116 участник указывает вид препарата: Бегин, КЭ, Globachem, Бельгия, 2023г., в своей заявке участник указывает регламент применения препарата в соответствии с требованиями Технического задания: норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т): 1,3-1,6, культура, обрабатываемый объект: кукуруза, соя, подсолнечник, рапс яровой, норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т): 1,3-2, культура, обрабатываемый объект: свекла сахарная, тогда как в каталоге по указанному участником препарату отличные сведения от указанных: норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т): 1,3-1,6, культура, обрабатываемый объект: кукуруза (на зерно), соя, подсолнечник, рапс яровой, свекла сахарная.

Согласно пунктам 14, 15 Раздела 4 Главы III Положения о закупке заявки на участие в аукционе в электронной форме представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке.

Факт подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме является подтверждением согласия участника закупки с требованиями документации о закупке.

Заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

Комиссия рассматривает первые части заявок на участие в аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (пункт 21 Раздела 4 Главы III Положения о закупке).

Пунктом 23 Раздела 4 Главы III Положения о закупке установлено, что комиссия не допускает участника закупки к участию в аукционе в электронной форме в случаях:

1) непредоставления информации, предусмотренной документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия заявки требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке;

3) содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике такого аукциона и (или) о ценовом предложении.

Отказ в допуске к участию в аукционе в электронной форме по иным основаниям не допускается.

Аналогичные основания недопуска к участию в закупке установлены в пункте 12.1 Части I аукционной документации.

Согласно пункту 11 Части I аукционной документации в первой части заявки должны быть указаны конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в части V «Техническая часть» настоящей документации об электронном аукционе.

Руководством для описания поставляемой продукции (в т. ч. товаров для выполнения работы, услуги) является «Инструкция по заполнению заявки», входящая в состав аукционной документации.

Комиссией установлено, что в первой части заявки ИП Четверикова И.В. указано, в частности, следующее:

- по позиции 44 указан вид препарата: Жидкое органоминеральное удобрение (ПОЛИДОН Био Зерновой, Полидон, Россиия), 2023г., состав (г/л): Азот (Nобщ) 190 г/л; Сера (SO3) 120 г/л; Цинк (Zn) 20 г/л; Магний (MgO) 15 г/л; Марганец (Mn) 10 г/л; Железо (Fe) 8 г/л; Бор (В) 6 г/л; Медь (Cu) 3 г/л; Молибден (Мо) 0.5 г/л; Кобальт (Со) 0.01 г/л.

Вместе с тем, на официальном сайте производителя (polidonagro.com) представлен отличный состав: Азот (Nобщ) 190 г/л; Сера (SO3) 120 г/л; Цинк (Zn) 13 г/л; Магний (MgO) 15 г/л; Марганец (Mn) 15 г/л; Железо (Fe) 11 г/л; Бор (В) 2 г/л; Медь (Cu) 7 г/л; Молибден (Мо) 0.5 г/л; Кобальт (Со) 0.03 г/л.

Таким образом, по позиции 44 имеются несоответствия составу, указанному на официальном сайте производителя препарата по следующим элементам: Цинк (Zn), Марганец (Mn), Железо (Fe), Бор (В), Медь (Cu), Кобальт (Со).

- по позиции 67 указан вид препарата: Агростар, ВДГ, Агрохим XXI, Китай, 2023 г., тарная упаковка: флакон 0,1 кг., в регламенте применения указан наземный и авиационный способ опрыскивания, норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т) 0,01-0,015, 0,015-0,02, 25-50.

Вместе с тем, на официальном сайте производителя (agrochim-xxi.ru) препарат Агростар производится в упаковке: флакон 500 г.

Согласно статье 9.1 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» пестицид или агрохимикат, зарегистрированные в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона, вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Ведение Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации).

В «Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской федерации» (далее - Каталог) по данному препарату отсутствует регламент применения, включающий разрешение авиационных обработок (0,15-0,02(А) и 0,02-0,25(А), отсутствует норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т) 0,01-0,015, 0,015-0,02, 25-50.

Таким образом, по позиции 67 имеются несоответствия тарной упаковке, указанной официальном сайте производителя препарата, а также регламенту и нормам применения препарата, указанным в Каталоге.

- по позиции 116 указан вид препарата: Бегин, КЭ, Globachem, Бельгия, 2023г., регламент применения препарата в соответствии с требованиями Технического задания: норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т): 1,3-1,6, культура, обрабатываемый объект: кукуруза, соя, подсолнечник, рапс яровой, норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т): 1,3-2, культура, обрабатываемый объект: свекла сахарная.

В Каталоге по данному препарату указано: норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т): 1,3-1,6, культура, обрабатываемый объект: кукуруза (на зерно), соя, подсолнечник, рапс яровой, свекла сахарная.

Таким образом, по позиции 116 имеются несоответствия нормам применения препарата, указанным в Каталоге.

На основании вышеизложенного, отклонение заявки ИП Четверикова И.В. произведено заказчиком на основании подпункта 1 пункта 23 Раздела 4 Главы III Положения о закупке, подпункта 1 пункта 12.1 Части I аукционной документации.

Согласно пунктам 1, 2 Раздела 2 Главы II Положения о закупке до размещения в Единой информационной системе извещения о закупке Заказчик создает комиссию по осуществлению закупки (далее – комиссия), определяет порядок ее работы, персональный состав и назначает председателя комиссии.

Конкретные цели и задачи формирования комиссии, права, обязанности и ответственность членов комиссии, регламент работы комиссии и иные вопросы деятельности комиссии определяются Заказчиком в локальном акте.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о работе Комиссии по осуществлению закупок Федерального  (ФГБНУ «ВНИИ»), утвержденного директором ФГБНУ в 2019 г. Комиссия обязана проверять соответствие участников закупки предъявляемым к ним требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, конкурсной, аукционной, конкурентной документацией, документацией запроса предложений, оферты, извещения о проведении запроса котировок.

Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях комиссии заказчика по отклонению заявки ИП Ч нарушений Закона о закупках, Положения о закупке, аукционной документации. Довод заявителя необоснован.

Кроме того, письмом от 22.04.2024 № 1-22/04/24 производитель препарата ПОЛИДОН Био Зерновой ООО «П» подтвердил состав указанного препарата: Азот (Nобщ) 190 г/л; Сера (SO3) 120 г/л; Цинк (Zn) 13 г/л; Магний (MgO) 15 г/л; Марганец (Mn) 15 г/л; Железо (Fe) 11 г/л; Бор (В) 2 г/л; Медь (Cu) 7 г/л; Молибден (Мо) 0.5 г/л; Кобальт (Со) 0.03 г/л. Согласно пояснениям заказчика указанное письмо поступило после рассмотрения первых частей заявок участников.

2. В соответствии с пунктом 11 Части I аукционной документации руководством для описания в первой части заявки поставляемой продукции (в т. ч. товаров для выполнения работы, услуги) является «Инструкция по заполнению заявки», входящая в состав аукционной документации.

Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (Часть III аукционной документации) участник в первой части заявки должен указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) или торговую марку (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого к использованию товара должно осуществляться по каждой отдельной позиции (отдельному наименованию), указанной в требованиях заказчика к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товара в Техническом задании Части V ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Комиссия Краснодарского УФАС России отмечает, что указанное требование установлено заказчиком не императивно, т. е. требуемые характеристика товара (товарный знак, торговая марка, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы) необходимо указывать только при их наличии.

На основании изложенного, довод заявителя необоснован.

3. Комиссией установлено, что Техническое задание в действующей редакции изменено заказчиком после выдачи предписания от 01.04.2024 по делу № 023/07/3-1155/2024 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

В частности, заказчиком удалена позиция: гербицид с действующим веществом Хизалофоп-П-этил+имазамокс. Согласно пояснениям заказчика, данный гербицид применяется на посевах гороха и согласно плану обработок посевов должен применяться в марте.

Комиссией также установлено, что заказчик разместил Техническое задание (Часть V документации об аукционе) на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru в формате pdf.

Вместе с тем, комиссия Краснодарского УФАС России отмечает, что заказчиком обеспечена возможность беспрепятственного ознакомления неопределенного круга лиц с Техническим заданием (Часть V документации об аукционе), в связи с чем размещение технического задания в формате pdf не препятствует формированию заявки на участие в закупке. Кроме того, формат pdf позволяет выполнить поиск и копирование любого произвольного фрагмента текста.

Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалоба ИП Ч принята к рассмотрению и рассмотрена Краснодарским УФАС России на основании пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ч (вх. № 16252/24 от 27.04.2024) на действия (бездействие) заказчика – федеральное государственное бюджетное научное учреждение при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку комплекса агрохимических веществ (извещение № 32413295005 от 16.02.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

Связанные организации

ИП Четвериков Игорь Вячеславович
ИНН 010605107524, ОГРН 321010500018650
ФГБНУ "ФНЦ риса"
ИНН 2311028161, ОГРН 1022301808000
АО "ЕЭТП" ("Росэлторг")
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353