Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1006/2020 по результатам рассмотрения жал... от 18 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1006/2020

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

18 марта 2020 г.                                 г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

Б.Ю.С.;

Члены Комиссии:

Д.А.Н.;

Ш.С.О.;

в отсутствие надлежащим образом уведомленного ИП В.И.А. (далее – Заявитель), в присутствии представителя ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова» (далее – Организатор торгов/Заказчик) М.И.Ф., рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ на объектах ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» расположенного по адресу г. Новороссийск, пр. Ленина, 93: капитальный ремонт ограждения со стороны пр. Ленина (2 очередь) (извещение № 32008877313 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ИП В.И.А. на действия ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ на объектах ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» расположенного по адресу г. Новороссийск, пр. Ленина, 93: капитальный ремонт ограждения со стороны пр. Ленина (2 очередь) (извещение № 32008877313 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).     

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 18.03.2020 года в 11:30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Заказчик:

1. Неправомерно установил требование о предоставлении подлинника банковской гарантии в качестве обеспечения заявок;

2. Не установил условия предоставления приоритета работ, выполняемых российскими лицами по отношению к работам происходящим из иностранного государства.

3. Аукционная документация не содержит требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а именно не содержит форму анкеты.

Заказчик возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» утверждённого и.о. руководителя Федерального агентства А.В. Тарасенко морского и речного транспорта от 28.12.2018 г. (далее – Положение о закупках).

Начальная (максимальна) цена контракта: 10 614 169 руб. 20 коп.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 13.02.2020.

Дата окончания срока рассмотрения заявок: 02.03.2020.

Дата проведения аукциона в электронной форме: 06.03.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчик, Комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

Согласно первому доводу жалобы, Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении подлинника банковской гарантии в качестве обеспечения заявок.

Пунктом 8 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона о закупках сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

В разделе «Порядок, место, дата начали и дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме» Документации о аукционе в электронной форме № 2-УЗ от 13.02.2020 г. (далее – аукционная документация) установлено, что участники конкурса должны подать заявки на участие в аукционе на электронную площадку на которой планируется проведение закупки.

Разделом «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Порядок подачи заявок» аукционной документации в подпункте 10 установлено требование о предоставлении подлинника банковской гарантии в качестве обеспечения заявок «документы, подтверждающие внесение участником закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке или подлинник банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в закупке (в случае установления в документации о закупке требования обеспечения заявки на участие в закупке)».

Вместе с тем, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что аукционной документацией не определяется порядок регистрации предоставления указанной независимой гарантии, не указывается режим приема должностным лицом Заказчик данных документов, а также не установлен допустимый способ предоставления оригинала независимой гарантии.

Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что указанное в разделе «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Порядок подачи заявок» аукционной документации условие о предоставлении оригинала банковской гарантии противоречит порядку подачи заявок и проведения процедуры Закупки в электронном виде на электронной торговой площадке, а также, дискриминирует права потенциальных участников Закупки, имеющих ограниченную возможность на предоставление оригинала банковской гарантии ввиду территориального расположения.

В своих пояснениях Заказчик указал, что наличие требования о предоставлении подлинника банковской гарантии в качестве обеспечения заявки могло явиться результатом технической ошибки.

На основании изложенного по первому доводу жалобы Комиссия Краснодарского УФАС России усматривает в действиях Заказчик нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 8 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

Согласно второму доводу жалобы, Заказчик не установил условия предоставления приоритета работ, выполняемых российскими липами по отношению к работам происходящим из иностранного государства.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Такое приоритет установлен Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925) в соответствии с пунктом 4 указанного постановления при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Постановление № 925 не содержит определенного перечня товаров, работ и услуг и распространяется на все виды товаров, работ и услуг. Таким образом, отсутствие в аукционной документации условий предоставления приоритета, лишает участника закупки, являющегося российским лицом, предлагающим выполнение работ, являющихся предметом обжалуемой закупки, преимуществ по отношению к иностранным лицам, предлагающим выполнение аналогичных работ.

Исходя из изложенного Заказчик, не указав в закупочной документации сведений, предусмотренных пунктом 5 Постановления и Положения о закупках нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

3. Согласно доводу жалобы, аукционная документация не содержит требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Из предоставленных Заказчиком документов Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в разделе «Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям» аукционной документации указаны обязательные требования к участникам, и перечню документов, предъявляемых в составе заявки, в том числе заполненную форму, анкета  юридического лица по установленной форме, документы подтверждающие соответствие участника закупки требованиям установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В то же время, аукционная документация не содержит формы «Анкета», не содержит инструкции по заполнения формы ««ПРЕДЛОЖЕНИЕ», не содержит сведений о форме подтверждения соответствия участника требованиям закупки. Из пояснений Заказчик установлено, что Заказчиком в аукционной документации предусмотрена, но не размещена форма «Анкеты».

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов установлено нарушение порядка проведения аукциона, предусмотренных п. 1 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В то же время Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Приказом первого проектора № 113/орг от 05.03.2020 г. в связи с изменения потребности в закупаемых товарах, работах услугах и необходимостью внесения изменений в техническое задание по аукциону в электронной форме на Выполнение работ на объектах ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» расположенного по адресу: г. Новороссийск, пр. Ленина, 93: капитальный ремонт ограждения со стороны пр. Ленина (2 очередь) в соответствии с п. 163 Положения о закупках товаров, работ услуг для нужд Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» от 28 декабря 2018 года, проведение аукциона в электронной форме № 2-УЗ «Выполнение работ на объектах ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» расположенного по адресу: г. Новороссийск, пр. Ленина, 93: капитальный ремонт ограждения со стороны пр. Ленина (2 очередь)» отменено.

В связи с отменой закупки, Комиссией Краснодарского УФАС России принято решение предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов не выдавать.

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП В.И.А. на действия ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ на объектах ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» расположенного по адресу г. Новороссийск, пр. Ленина, 93: капитальный ремонт ограждения со стороны пр. Ленина (2 очередь) (извещение № 32008877313 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) обоснованной.  
  2. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением.

 

 

Заместитель председателя Комиссии:                                           Ю.С.Б.

        

Члены Комиссии:                                                                        А.Н.Д.

                                                                                                      С.О.Ш.      

                                                        

 

 

                                                                 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны