Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 023/05/7-4048/2023 К РАССМОТ... от 11 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицам, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП ……….

……….

ИП ………….

…………..

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 023/05/7-4048/2023 К РАССМОТРЕНИЮ

11 августа 2023 г. г. Краснодар

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ………….., рассмотрев материалы перенаправленного УМВД России по городу Краснодару заявление физического лица (вх. № 20466-ИП/23 от 15.06.2023 г.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения по следующим адресам: …………….., посредствам листовок рекламы сети табачных магазинов «ТАБ-ТАБ», содержания: «ТАБ-ТАБ сеть табачных магазинов топовые табачные магазины; адрес: ……………..; Самый большой в городе ассортимент: электронные сигареты, жидкости, табак для самокруток, кальян, табак для кальянов, сигареты и сигариллы, раста атрибутика; скидочный купон на 100 рублей, оплатите купоном любую покупку от 400 рублей, срок действия купона не ограничен», с признаками нарушения требований п. 8 ст. 7 Федерального закона Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛ:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также в связи с поступившим заявлением физического лица (вх. № 20466-ИП/22 от 15.06.2023 г.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения по следующим адресам: ………., посредствам листовок рекламы сети табачных магазинов «ТАБ-ТАБ», содержания: «ТАБ-ТАБ сеть табачных магазинов топовые табачные магазины; адрес: ………….; Самый большой в городе ассортимент: электронные сигареты, жидкости, табак для самокруток, кальян, табак для кальянов, сигареты и сигариллы, раста атрибутика; скидочный купон на 100 рублей, оплатите купоном любую покупку от 400 рублей, срок действия купона не ограничен».

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России) установлено следующее.

Из заявления следует, что по вышеуказанным адресам деятельность осуществляет ИП ………. (ИНН ….) и …..(ИНН ……….).

Также, к заявлению в качестве подтверждения распространения рекламы вышеуказанного содержания, приложены фотоматериалы.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

При этом, согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий).

В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. №15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования какихлибо графических изображений и рисунков.

Таким образом, в рекламе не допускается демонстрация табачной продукции, процессов курения табака или потребления никотиносодержащей продукции.

Распространение листовок с рекламой вышеуказанного содержания, направлена на привлечение внимания граждан к табачной продукции и продавцу табачных магазинов «ТАБ-ТАБ», что является нарушением Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

В соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Краснодарским УФАС России в адрес Саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «РЕКЛАМНЫЙ СОВЕТ» направлен запрос (исх. № ТО/18096/23 от 20.06.2023 г.) с целью получения письменной консультации по вопросу:

- является ли реклама, содержания: «ТАБ-ТАБ сеть табачных магазинов топовые табачные магазины; адрес…………..; Самый большой в городе ассортимент: электронные сигареты, жидкости, табак для самокруток, кальян, табак для кальянов, сигареты и сигариллы, раста атрибутика; скидочный купон на 100 рублей, оплатите купоном любую покупку от 400 рублей, срок действия купона не ограничен» рекламой табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей в соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

Из представленной экспертной оценки Саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «РЕКЛАМНЫЙ СОВЕТ» (вх. № 25711-ЭП/23 от 26.07.2023 г.) следует:

- «Объектом рекламирования в информации на флаере является сеть магазинов, реализующая продукты табакокурения и сопутствующие товары, что позволяет, в смысле части 4 статьи 2 ФЗ "О рекламе", прийти к заключению об опосредованной рекламе табачных изделий, следовательно, имеет место нарушение пункта 8 статьи 7 ФЗ "О рекламе".

Статья 16 ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма..." содержит запрет на распространение такой рекламы (пункт 1 части 1 статьи 16) и запрет на применение скидок с цены табачных изделий или никотиносодержащей продукции (подпункт б пункта 1 части 1 статьи 16).

Следует также отметить, что в смысле пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" наличие признаков недобросовестной конкуренции при распространении рекламного продукта может свидетельствовать о распространении ненадлежащей (в силу недобросовестности) рекламы. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; По признакам нарушения пунктов 1 и 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами или является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. В предложенном к экспертированию случае, есть неподкрепленное какой-либо доказательной информацией утверждение о "самом большом ассортименте в городе" и эпитет "топовые", применительно к сети рекламируемых магазинов. Это свидетельствует о наличии в рекламе указания на преимущественное положение (фактические основания требует проверки), подразумевает, что иные участники рынка не "топовые"».

Таким образом, Саморегулируемой организацией «Ассоциация маркетинговой индустрии «РЕКЛАМНЫЙ СОВЕТ» выявлены нарушения п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателями и рекламораспространителями вышеуказанной рекламы являются ИП ……... и ИП ……….

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных п. 8 ст. 7 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, в действиях рекламодателей и рекламораспространителей ИП ……… (дата рождения …………..) и ИП………(дата рождения ………) по факту распространения по следующим адресам: …………., листовок с рекламой сети табачных магазинов «ТАБ-ТАБ», следующего содержания: «ТАБ-ТАБ сеть табачных магазинов топовые табачные магазины; адрес…………..; Самый большой в городе ассортимент: электронные сигареты, жидкости, табак для самокруток, кальян, табак для кальянов, сигареты и сигариллы, раста атрибутика; скидочный купон на 100 рублей, оплатите купоном любую покупку от 400 рублей, срок действия купона не ограничен», установлены признаки нарушения требований п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов не допускается.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Возбудить производство по делу № 023/05/7-4048/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать лицами, участвующими в деле, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

- ИП ………. (дата рождения ……….);

- ИП ……… (дата рождения ………..).

  1. Назначить дело к рассмотрению на 11.09.2023 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Краснодар, ул. ул. Старокубанская, 116а, 4 этаж, каб. 410.
  2. ИП …….. представить в Краснодарское УФАС России (предварительно направить по электронной почте: to23@fas.gov.ru, указав в теме исходящий номер настоящего документа) в срок до 07.09.2023 г. надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов:

- письменные объяснения по существу предъявляемых претензий с приложением документального подтверждения доводов.

ИП ………….. представить в Краснодарское УФАС России (предварительно направить по электронной почте: to23@fas.gov.ru, указав в теме исходящий номер настоящего документа) в срок до 07.09.2023 г. надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов:

- письменные объяснения по существу предъявляемых претензий с приложением документального подтверждения доводов.

Пояснения и документы направляются на электронную почту to23@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте России.

Рассмотрение дела может быть проведено с помощью системы видеоконференцсвязи. В случае принятия решения о проведении в режиме видеоконференцсвязи необходимо сообщить о таком решении за 3 рабочих дня до рассмотрения дела.

Заместитель председателя Комиссии ………..

Связанные организации

Связанные организации не указаны