Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 91/2019-КС от 16 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 91/2019-КС

о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

16 января 2019 года                                                                                    г. Краснодар

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

  рассмотрев жалобу ИП Яценко В.А. (далее Заявитель) на действия заказчика – ФГБОУ ВДЦ «Смена» при проведении открытого электронного аукциона № 0318100028518000314 «Благоустройство парковой зоны прилегающей территории к модульным корпусам» в части нарушения законодательства о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

ИП Яценко В.А. считает, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе): в поз.51 заказчик требует указать конкретную информацию в отношении минимального разрывного усилия каната в целом от 12250Н; в позиции 50 предъявлены требования к остаточному сроку годности, указать конкретный цвет; в позиции 47 заказчик требует указать содержание вяжущего с эмульгатором,  что определяется по результатам испытаний (аналогично требования к показателям в позициях 43, 40, 46, 39, 35, 30, 28, 23, 1,9, 16, 24); положение конструкции инструкции Х Σ (А,В,С,D…) направлено на введение в заблуждение; в позициях 13, 14 установлены требования к упаковке; в позиции 7 заказчик обязывает указать конкретный размер кома; позиция 10 противоречит ГОСТ; установлены избыточные требования (поз.14, 18, 19, 20).

Представители заказчика с доводами не согласились. Документация разработана в соответствии с Законом о контрактной системе и ГОСТ. Инструкция п заполнению заявки позволяет предоставить значения в соответствии с ГОСТ в виде неконкретного значения.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

            Заказчиком – ФГБОУ ВДЦ «Смена» на официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация электронного аукциона № 0318100028518000314 «Благоустройство парковой зоны прилегающей территории к модульным корпусам» с начальной (максимальной) ценой контракта – 49 847 249,75 рублей.

В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

            Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

            В Описание объекта закупки установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ:

- п.51 «Канат» ГОСТ 3241-91.  Диаметр 6-ти центральных проволок должен быть от 0,32мм, диаметр 108 проволок в слоях должен быть от 0,3мм. Минимальное разрывное усилие каната в целом от 12250Н. Указанные показатели не указываются в маркировке товара и согласно ГОСТ определяются по результатам испытаний.

- п.50 «Растворитель» ГОСТ 7827-74. Год изготовления до 2018 включительно. Должен представлять собой бесцветную или слегка желтоватую однородную прозрачную жидкость без видимых взвешенных частиц. Гарантийный срок хранения (остаточный) на момент использования должен быть не менее 3 месяца. Закона о контрактной системе не обязывает участника иметь товар в наличии. В связи с чем, требование о предоставлении в заявке конкретного цвета растворителя необоснованно. Требования в отношении года изготовления, гарантийного срока не соответствуют п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

- п.47 «Эмульсия» ГОСТ Р 52128-2003 Содержание вяжущего с эмульгатором должно быть не менее 50% по массе. Гарантийный срок хранения или годности должен быть не менее срока, установленного изготовителем. В соответствии с ГОСТ содержание вяжущего определяется по результатам испытаний. Требования в отношении гарантийного срока хранения или годности не соответствуют п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Аналогично по результатам проведения испытаний, в соответствии с ГОСТами определяются показатели в поз.46 (температура размягчения, прочность клеевых соединений), поз.43 (наличие трещин, влажность), поз.40, 39 (химический состав купороса), поз.35 (размер зерен), поз.30 (разрывная нагрузка каболки, массовая доля сосновой смолы, разрывная нагрузка), поз.28 (разрывная нагрузка полосы ткани), поз.16 (влагопроницаемость через 3 суток), поз.24 (время высыхания). Таким образом, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. 

- п.1 Бортовой камень ГОСТ 66665-91 не менее 1000х300х150мм. Класс бетона изделия по прочности на растяжение: не менее 3,2. Масса: 0,1т либо более. Отклонение от линейного размера по длине: 10мм и менее. Указанным ГОСТ не предусмотрено понятие класс бетона изделия по прочности на растяжение. В соответствии с ГОСТ класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем В tb 3,2, для камней марки БР100.20.8 и не менее чем В tb 4,0 для остальных марок. В ГОСТ применяется обозначение «справочная масс». Также в описании указаны ссылки на ГОСТ 18105-86, ГОСТ 13015.3.81, которые утратили силу. Предоставление конкретного показателя в отношении линейного отклонения на этапе подачи заявки не представляется возможным. Противоречивое и несоответствующее ГОСТ описание также допущено в поз.9 (класс бетона изделия).

- п.10 «Доски обрезные» ГОСТ 8486-86 номинальная ширина доски должна быть ≥ 100мм, толщина доски: 75 мм.

Согласно ГОСТ 18288-87 доска – пиломатериал толщиной до 100мм и шириной более двойной толщины.

В соответствии с инструкцией значения показателей, сопровождающихся в техническом задании знаком ≥, являются минимальными значениями. Таким образом, заказчик позволяет указать значение ширины доски 100мм, 125мм, 150мм при толщине доски 75мм, что будет соответствовать требованиям аукционной документации, но противоречить ГОСТ. Таким образом, описание по поз.10 не соответствует п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

- в поз.7 «Саженцы деревьев» ГОСТ 25769-83 размер кома: от 1000х1000х600мм включительно. Саженцы должны иметь компактную и симметричную крону, прямой ствол, не более одной вершины и плотный земляной ком. ГОСТ не определяет конкретный показатель кома. На этапе подачи заявки невозможно предоставить конкретный показатель без наличия товара. Кроме того, ГОСТом дано определение: саженцы должны иметь компактную и симметричную крону, прямой ствол,  одну вершину (для ели Шренка допускается 2-3 лидерных побега) и плотный земляной ком.

При описании заказчик допускает нарушение ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе. Так, например, в Инструкции по заполнению заявки указано, что описание объекта закупки может содержать следующую конструкцию в формате «Х Σ (А,В,С,D…)». Где «Х» это количество требуемых разновидностей товара, а (А,В,С,D…) это ряд допустимых для выбора участником значений. В таком случае участнику закупки необходимо выбрать «Х» значений из перечня значений в скобках. При этом крайнее левое и крайнее правое значения в скобках должны указываться в заявке обязательно. В описании объекта закупки указано: в зависимости от крупности зерен группа песка 2 Σ (повышенной крупности, крупный, средний, мелкий)…». Исходя из положений Инструкции два крайних значения являются обязательными, это повышенной крупности и мелкий. Т.е. всего нужно заказчику 2 значения, при этом исходя из данного описания заказчику не требуется крупный и средний. Аналогично в поз.10 указано, что требуется сорт пиломатериала должен соответствовать одному из установленных в ГОСТ 8486-86. Пиломатериал 3 и 4 сортов не допускается.

По результатам проведения внеплановой проверки установлено, что документация в нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не содержит порядок внесения обеспечения заявки.

Допущенные заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.

В жалобе по поз.4, 13 не приведены доводы о нарушении Закона о контрактной системе. Представители заказчика пояснили, что количество семян установлены исходя из норм засева площади.

            Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП Яценко В.А. обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
  2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика – ФГБОУ ВДЦ «Смена» нарушение ч.3 ст.7, ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
  3.  В связи с тем, что Заказчику (аукционной комиссии) –  ФГБОУ ВДЦ «Смена» выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе повторное предписание не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны