Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 023/05/5-22... от 26 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Всемирный Фонд природы

 

109240, ул. Николоямская, д. 19, стр. 3

 

          e-mail: russia@wwf.ru

 

АО «Аэро Маркетинг Сервис

Групп»

 

141580, Московская область,

Солнечногорский район, терр.

СЭЗ «Шэрризон», строение 1

 

121552, г. Москва, ул.

Оршанская, д. 5, эт. 6, БЦ

«Молодежный», п/я 28

 

Email: korenkova@amsgroup.ru

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 023/05/5-2211/2019

 

26 мая 2020 г.                                                                                                  г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии – Бжассо К.Р. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Члены комиссии:

Тимошенко А.В. – заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Мацук А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Табуев С.Л. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 023/05/5-2211/2019 о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении 25 июня 2019 г. на территории аэропорта г. Сочи (Адлер), Краснодарский край, рекламы «Всемирного» Фонда природы с просьбой пожертвовать деньги со следующим лозунгом «ВСЕ ГОРДЯТСЯ РОДНОЙ ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЕТ – 1 % РОССИЯН», с признаками нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее-Федеральный закон «О рекламе»)

 

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и в связи с рассмотрением заявления физического лица (вх. № 9315 от 19.08.2019 г., вх. № 11219 от 30.09.2019 г., вх. э./п. №10087 от 19.09.2019 г., вх. э./п. № 10531 от 30.09.2019 г., вх. № 11457 от 04.10.2019 г.) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы в г. Краснодаре, 25 июня 2019 года на территории аэропорта г. Сочи (Адлер), Краснодарский край, размещена реклама «Всемирного» Фонда природы с просьбой пожертвовать деньги со следующим лозунгом: «ВСЕ ГОРДЯТСЯ РОДНОЙ ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЕТ – 1 % РОССИЯН».

       Данные обстоятельства подтверждены фотоматериалами, представленными заявителем (в деле), с признаками нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

       Изучив заявления и материалы, Краснодарское УФАС России установило следующее.

       В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В Федеральном законе "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ сформулированы конкретные нормы, призванные обеспечивать должное качество содержания и распространения рекламы с точки зрения ее соответствия целям рекламной информации. При этом действует жесткое правило: реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

      

        В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

        Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

        В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В данном случае, по мнению заявителя возникающие ассоциации вызывают негативные чувства по отношению к размещенной информации, действуют отталкивающе.

       Также, по мнению заявителя, данные сведения недостоверны, принижают честь, достоинство, национальное самосознание граждан России. Все граждане России в меру своих сил платят налоги, предпринимают меры к предупреждению вреда природе России.

        По запросу Краснодарского УФАС России (исх. № 21772/7 от 03.09.2019 г.) АО «Международный аэропорт Сочи» (вх. эл./п. № 10531 от 30.09.2019 г.) сообщено следующее. Установку и размещение рекламных конструкций на территории АО «Международный аэропорт Сочи» (далее по тексту – Аэропорт Сочи) осуществляет АО «Аэро Маркетинг Сервис Групп» на основании договора № 196/19-МАС от 01.05.2019 г.

        Согласно договора №196/19-МАС от 01.05.2019 г.  (исх. э./п. № 10531 от 30.09.2019 г.) заключенного между ОАО «Международный аэропорт «Сочи» и АО «Аэро Маркетинг Сервис Групп», ОАО «Международный аэропорт «Сочи» Общество за плату предоставляет АО «Аэро Маркетинг Сервис Групп» право размещать и распространять любую рекламу, за исключением ненадлежащей рекламы, и печатную продукцию, в том числе продукцию средств массовой информации, любыми законными способами и средствами, согласованными с ОАО «Международный аэропорт «Сочи», с использованием всего имущества и на всем имуществе, право собственности на которое принадлежит ОАО «Международный аэропорт «Сочи» (именуется в  дальнейшем – Имущество) в пределах границ территории международного аэропорта «Сочи» (именуется в дальнейшем – Аэропорт).

Из материалов и документов, представленных в материалы дела (вх. эл./п. № 10531 от 30.09.2019 г.) следует, что рекламодателем рекламы содержания: «ВСЕ ГОРДЯТСЯ РОДНОЙ ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЕТ – 1 % РОССИЯН» является АО «Аэро Маркетинг Сервис Групп» (141580, Московская область, Солнечногорский район, СЭЗ «Шэрризон», строение 1, ИНН: 5044036155).

        В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

         В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

         Таким образом, рекламодателем указанной выше рекламы содержания: «ВСЕ ГОРДЯТСЯ РОДНОЙ ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЕТ – 1 % РОССИЯН», установленных по вышеуказанному адресу, является АО «Аэро Маркетинг Сервис Групп» (141580, Московская область, Солнечногорский район, СЭЗ «Шэрризон», строение 1, ИНН: 5044036155).

         На основании изложенного, в действиях АО «Аэро Маркетинг Сервис Групп» (141580, Московская область, Солнечногорский район, СЭЗ «Шэрризон», строение 1, ИНН: 5044036155) в действиях рекламодателя АО «Аэро Маркетинг Сервис Групп» (141580, Московская область, Солнечногорский район, СЭЗ «Шэрризон», строение 1, ИНН: 5044036155) при распространении рекламы содержания: «ВСЕ ГОРДЯТСЯ РОДНОЙ ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЕТ – 1 % РОССИЯН», на момент возбуждения дела усматривались признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

        Таким образом, рекламодателем указанной выше рекламы, размещенной на рекламной конструкции, установленной по вышеуказанному адресу, на момент возбуждения дела являлось АО «Аэро Маркетинг Сервис Групп» (141580, Московская область, Солнечногорский район, СЭЗ «Шэрризон», строение 1, ИНН: 5044036155).

На рассмотрение дела № 023/05/5-2211/2019 от 18.10.2019 г. АО «Аэро Маркетинг Сервис Групп» (далее – Общество) представило письменные пояснения, из которых следует, что Общество не является рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания.

По сведениям Общества, реклама, в связи с которой Краснодарским УФАС России возбуждено и рассматривается дело № 023/05/5-2211/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, распространялась Обществом как рекламораспространителем, в порядке исполнения договорных обязательств перед «Всемирным Фондом природы» по договору (б/н) на безвозмездное оказание услуг, выполнение работ от 11.01.2019 г.

Таким образом, рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания является «Всемирный Фонд природы».

Дело № 023/05/5-2211/2019 было приостановлено в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Ранее, определением от 18.11.2019г. о продлении срока рассмотрения дела № 023/05/5-2211/2019, рассмотрение дела продлено до 18.01.2020г.

В связи с тем, что дело № 023/05/5-2211/2019 было приостановлено, соответственно, и срок рассмотрения, который был продлен, также приостанавливался.

Комиссией на момент возбуждения дела установлено, что лицом, в действиях которого усматривались признаки нарушения законодательства о рекламе – рекламодателем рекламы размещенной 25 июня 2019 г. на территории аэропорта г. Сочи (Адлер), Краснодарский край, рекламы «Всемирного» Фонда природы с просьбой пожертвовать деньги со следующим лозунгом «ВСЕ ГОРДЯТСЯ РОДНОЙ ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЕТ – 1 % РОССИЯН», является Всемирный Фонд природы (адрес: 109240, ул. Николоямская, д. 19, стр. 3; ИНН 7709440011; ОГРН 1067799033752).

На основании изложенного, 12.05.2020г. дело № 023/05/5-2211/2019 возобновлено.

Из пояснений Фонда установлено, что реклама с лозунгом «ВСЕ ГОРДЯТСЯ РОДНОЙ ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЕТ – 1 % РОССИЯН» была размещена в аэропорту г. Сочи с 11 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в рамках кампании под названием «1% россиян». Кроме того, установлено, что на текущую дату оспариваемые сведения не распространяются.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе» социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Кроме того, по сведениям Фонда установлено, что реклама, как и вся кампания «1% россиян», является социальной рекламой, поскольку активно содействует актуализации общественных интересов и трансмиссии социальной информации в области защиты окружающей среды, формирует определенный образ социального одобряемого действия помощи дикой природе России, стимулирует людей к достижению сохранения биологического разнообразия Земли.

Социальная реклама, размещенная Фондом, не преследует в качестве своей цели принизить честь, достоинство, национальное самосознание граждан России, а лишь деликатно показывает необходимый социально ответственный образец поведения – оказание поддержки природоохранной деятельности в форме благотворительных пожертвований.

Таким образом, при размещении кампании «1% россиян» Фонд преследовал общественно значимую цель – усилить отклик общественности на важную социальную проблему сохранения дикой природы в ее первозданном виде, а также поддержания биоразнообразия и защиты хрупких экосистем.

Сведения, содержащиеся в рекламе Фонда опираются на результаты исследования частных пожертвований в России в 2016 году, проведенного Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ».

Согласно указанному исследованию доля взрослого городского населения, жертвующего деньги на благотворительные цели, составила 50% или 37 миллионов человек. Из них доля жертвующих благотворительным организациям составила только 11% жертвователей перечисляли денежные средства в благотворительные организации на цели, связанные с защитой окружающей среды (1,872 млн человек). На основании официальной информации, размещенной на сайте Федеральной службы государственной статистики, численность населения Российской Федерации на 1 января 2016 года составила 146 544 710 человек.

В итоге, Фондом установлено отношение, демонстрирующее, что число россиян, жертвующих денежные средства в адрес благотворительных организаций для целей защиты окружающей среды, составляет немногим более одного процента.

Таким образом, по мнению Фонда, сведения, указанные в социальной рекламе Фонда, являются достоверными, документально подтвержденными и не содержат признаков нарушения Закона о рекламе.

Кроме того, по мнению Фонда ссылка  (Заявителя) в его обращении на уплату гражданами России «в меру своих сил» налогов не относится к вопросу соблюдения законодательства о рекламе.

При уплате налогов индивидуальный налогоплательщик лишен возможности каким-либо образом повлиять на то, какая часть из уплаченных им сумм налогов поступит в итоге на нужды деятельности по охране природы и биоразнообразия, а также на какие конкретно цели. В то же время, многие реализуемые в настоящее время уникальные проекты, такие как восстановление лесных массивов или восстановление популяций почти полностью или полностью утраченных редких животных, невозможны без внимания к ним широкой общественности и активного участия как можно более широкого круга населения России.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Фонд является благотворительной организацией, осуществляющей благотворительную деятельность в целях охраны окружающей среды и защиты животных.

В соответствии со ст. 15 Закона о благотворительной деятельности, источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться, помимо прочего, благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; поступления от деятельности по привлечению ресурсов, включая проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, иные не запрещенные законом источники.

В соответствии с п.1 ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Круг участников налоговых отношений установлен ст. 9 Налогового кодекса РФ и включает:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Таким образом, любые налоги, уплачиваемые на территории Российской Федерации, направляются исключительно на обеспечение деятельности государства и муниципальных образований, а не благотворительных организаций. Благотворительные организации не относятся к участникам налоговых отношений, управомоченным на взимание и получение каких-либо налогов, уплаченных организациями или физическими лицами. Также НК РФ не содержит ни одного вида налога, в отношении которого у благотворительной организации могли бы возникнуть права получения.

Следовательно, ссылка Заявителя на уплату налогов как на финансовый вклад в сохранение окружающей среды, по мнению Фонда, несостоятельна как в силу закона, так и в силу объективных причин, описанных выше.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Тем временем, вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности.

Кроме того, соответствии с Письмом ФАС России от 29.03.2018г. № АК/21504/18 «О проведении опросов на сайтах территориальных органов ФАС России» территориальные органы ФАС России, в случае необходимости получения оценки конкретной рекламы проводят опрос, в том числе путем размещения спорной рекламы, а также опросного листа на официальном сайте.

Краснодарским УФАС России был размещен на официальном сайте опрос с изображением рекламы Фонда с опросным листом «Является ли данная реклама, распространяемая 25 июня 2019 года на территории аэропорта г. Сочи (Адлер), Краснодарский край, Всемирного фонда природы с просьбой пожертвовать деньги со следующим лозунгом: «ВСЕ ГОРДЯТСЯ РОДНОЙ ПРИРОДОЙ, СОХРАНЯЕТ – 1 % РОССИЯН» недостоверной, принижающей честь, достоинство, национальное самосознание всех граждан России?»

По результатам такого опроса, проведенного Управлением ФАС по Краснодарскому краю в отношении спорной рекламы, 83 % опрошенных не считают, что данная реклама задевает их честь и достоинство.

Таким образом, размещенная Фондом социальная реклама не нарушает ч.6 ст. 5 Закона о рекламе, так как не содержит бранных слов, непристойных или оскорбительных образов, сравнений и выражений. Данная реклама основана на официальных данных исследованиях, проведенных Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ», и направлена на достижение общественно полезной цели – охрану природы России.

Руководствуясь абзацем «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и разъяснениями ФАС России от 20.06.2017 АК/41480/17, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 023/05/5-2211/2019 – прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны