Решение б/н РЕШЕНИЕ Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2023 г. ... от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2023 г.

Решение изготовлено в полном объеме 07.11.2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев дело № 023/05/5-3754/2023, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении рекламы в газете «Российская газета» - Неделя от 22.02.2023 г. № 40 (8985) медицинского прибора «Эретон», с признаками нарушения п.п. 1, 2 и 12 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением перенаправленного Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю заявления гр. ... (вх. № 19986/23 от 09.06.2023 г.) о признаках нарушения Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы в газете «Российская газета» - Неделя от 22.02.2023 г. № 40 (8985) медицинского прибора «Эретон».

Как следует из обращения, гр. К.С.С. при заказе аппарата «Эретон» уточнял возможность возврата денежных средств в сумме 25 978,64 (двадцать пять тысяч девятьсот семьдесят восемь рублей шестьдесят четыре копейки), если не последует результатов лечения. При осмотре аппарата «Эретон» была выявлена его неисправность. В связи с чем, 06.04.2023 г. гр. Кузнецов С.С. направил посылку с аппаратом «Эретон» в адрес компании «Продекс» (рекламодателя) с целью возврата денежных средств, однако получил отказ.

К заявлению не были приложены копия газеты, в связи с чем, Краснодарским УФАС России был направлен запрос (исх. №ТО/18097/23 от 20.06.2023г.) гр. ... с целью получения копии выпуска «Российская газета» - Неделя с информацией об урологическом аппарате «Эретон» компании «Продекс».

Из представленных материалов гр. ... (вх. № 23047-ЭП/23 от 06.07.2023 г.), а именно информации указанной в выпуске редакции «Российская Газета» - Неделя от 22.02.2023 № 40 (8985) следует:

- Так в чем же секрет воздействия аппарата «Эретон» на мужской организм? Секрет прост и заключается в сочетании инновационных и классических способов воздействия на предстательную железу.

В основе лежит «исцеляющий импульс», который формируется электроимпульсным биполярным током прямоугольной формы разных частот.

«Исцеляющий импульс» ликвидирует боли и снимает спазмы, дарит вам прекрасное самочувствие, убирает тревогу и депрессию.

ЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТ ВАС НЕ УСТРОИТ – МЫ ВЕРНЕМ ДЕНЬГИ!

Вот официальные показания к применению: гиперплазия (аденома) предстательной железы, хронический простатит, протатоцистит, эректильная дисфункция, отсутствие или потеря сексуального влечения, синдром хронической тазовой боли, простатодиния.

Не знал как сообщить супруге о своей проблеме… Как-то втихаря подсунула мне упаковку с аппаратом «Эретон»… Я стал чувствовать себя как раньше! Константин Петрович С. (53 года) г. Пермь

Бесконечные мучения и ночные походы в туалет… Случайно наткнулся в газете на рекламу аппарата «Эретон», в которой обещали вернуть деньги… Алексей Петрович Т. (61 год) г. Казань

….

Важно!

Как только специалисты усовершенствовали «Эретон» усилив его магнитным потоком и вибровоздействием, лечебный эффект резко вырос, о чем красноречиво свидетельствуют следующие показатели: «Эренон» в 91,9% случаев помогает справиться с простатитом и аденомой предстательной железы и в 100 % случаев – улучшить потенцию.

Быстрый эффект. «ЭРЕТОН» - это урологический аппарат, который сразу снимает острую боль. Как правило, улучшение наступает после первой процедуры. Для получения устойчивого результат достаточно пройти 3 курса.

Медицинский аппарат с доказанной эффективностью. «Эретон» прошел испытания в НМХЦ им. Н.И. Пирогова имеет сертификаты, подтверждающие его безопасность и эффективность. Это единственный узкоспециализированный медицинский аппарат комплексного воздействия.

Улучшение эрекции. Лечение аппаратом «Эретон» налаживает циркуляцию крови в органах малого таза, что благотворно влияет на потенцию. В ходе исследования аппарата».

Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно п. 3 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация вышеуказанного содержания является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 12 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Кроме того, в рекламе медицинского прибора «Эретон» указывается на преимущества данного аппарата, а именно:

- «Как только специалисты усовершенствовали «Эретон» усилив его магнитным потоком и вибровоздействием, лечебный эффект резко вырос, о чем красноречиво свидетельствуют следующие показатели: «Эренон» в 91,9% случаев помогает справиться с простатитом и аденомой предстательной железы и в 100 % случаев – улучшить потенцию».

В соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Для осуществления государственной регистрации медицинских изделий, в соответствии с п. 9 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 27.12.2012 № 1416, необходимо получить, в том числе, документы, подтверждающие результаты технических испытаний медицинского изделия; документы, подтверждающие результаты токсикологических исследований медицинского изделия, использование которого предполагает наличие контакта с организмом человека; сведения, подтверждающие клиническую эффективность и безопасность медицинских изделий.

Таким образом, подтверждение эффективности и безопасности медицинских изделий необходимо для всех медицинских изделий, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, и не является его преимуществом.

Также в рекламе медицинского прибора «Эретон» вышеуказанного содержатся ссылки на улучшение состояния здоровья в результате применения аппарата «Эретон».

Согласно п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама медицинских изделий не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования; содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Краснодарским УФАС России был направлен запрос филиал ФГБУ «Редакция «Российской газеты» г. Краснодар (исх. № ТО/18093/23 от 20.06.2023 г.) с целью получения сведений о рекламодателе рекламы вышеуказанного содержания.

Из ответ ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (вх. № 23464/23 от 10.07.2023 г.) следует:

- «В выпуске «Российской газеты» - Неделя от 22 февраля 2023 г. № 40 (8985) размещен рекламный макет медицинского изделия «Аппарат урологический «Эретон» производителем которого является ООО «НПФ «НЕВОТОН» (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 24 июля 2012 г. № ФСР 2012/1366).

Размещение осуществлено в рамках заключенного между ФГБУ «Редакция «Российской газеты» и индивидуальным предпринимателем ...(...) Договора на размещение рекламно-информационных сообщений от 9 декабря 2015 г. № 443/2015-р (далее — Договор) и Дополнительного соглашения от 16 февраля 2023 г. № 71 к Договору, что также подтверждается двусторонним актом об оказании услуг от 22 февраля 2023 г. № 4218/23-03.

Размещенный макет согласован руководителем отдела рекламы ИП ... ....

В связи с вышеизложенным заказчиком и продавцом медицинского изделия «Аппарат урологический «Эретон» является индивидуальный предприниматель ... (...), а производителем медицинского изделия медицинского изделия «Аппарат урологический «Эретон» - ООО «НПФ «НЕВОТОН» (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 24 июля 2012 г. № ФСР 2012/1366)».

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона, несет рекламодатель.

Таким образом, рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания является ИП ...

На основании изложенного, в действиях ИП ... при распространении недостоверной рекламы медицинского аппарата «Эретон» с указанием на преимущество данного аппарата, усматриваются признаки нарушения требований п.п. 1, 2 и 12 ч. 3 ст. 5 и п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

На основании изложенного, Краснодарским УФАС России было возбуждено дело № 023/05/5-3754/2023.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 023/05/5-3754/2023 Комиссией установлено, что реклама в газете «Российская газета» - Неделя от 22.02.2023 г. № 40 (8985) медицинского прибора «Эретон» не содержит в себе выражений благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.

Таким образом, нарушения п. 3 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» в действиях ИП .. отсутствуют.

ИП ... представила письменные пояснения (вх. № 33502-ЭП/23 от 26.09.2023 г.) следующего содержания:

- «Согласно размешенной рекламе Продавец представляет возможность вернуть деньги, если результат не устроит (отсутствие результата) - дополнительная гарантия.

В комплектацию заказа аппарата, на который распространяются условия дополнительной гарантии, вкладываются условия но дополнительной гарантии (лист), что было сделано и с заказом ... Согласно документам, представленным ... в судебное заседание, в частности, товароведческое исследование (стр. 7, фото 3) на фото запечатлён этот документ. Представляю Комиссии для обозрения.

Необходимыми условиями для возврата денег является представление полного перечня документов, подтверждающих факт применения аппарата и свидетельствующих об отсутствии результата, а именно:

- копию индивидуальной медицинской амбулаторной карты за период применения аппарата;

- заключенис/справка лечащего врача об отсутствии изменений после применения аппарата;

- копии результатов обследований, проведённых до и после использования аппарата, на которые ссылается врач.

Вышеперечисленные документы представляются заверенные печатью учреждения здравоохранения, в котором проводилось лечение и наблюдение за его состоянием.

С точки зрения, Закона о рекламе, Дополнительную гарантию можно рассматривать как преимущество. Для исполнения условий предоставления, формирования верного представления у покупателя, в рекламе было указано на необходимость уточнения у оператора, а также были предприняты действия - направление документального.

Относительно правовой природы дополнительной гарантии, с точки зрения гражданского законодательства. ИП ... хотела бы отметить. Нормами действующего законодательства скреплено императивное правило - гарантийный срок устанавливается производителем, уменьшать срок годности Продавец не вправе. Установление каких-либо дополнительных гарантий положениями ГК РФ, законами не предусмотрено, но и не запрещено.»

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе газеты «Российская газета» - Неделя от 22.02.2023 г. № 40 (8985) медицинского прибора «Эретон» указано: «ЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТ ВАС НЕ УСТРОИТ – МЫ ВЕРНЕМ ДЕНЬГИ!».

Вместе с тем, вышеуказанная реклама не содержит сведений об условиях возврата товара, либо указания на то, что товар имеет дополнительную гарантию.

Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой товаре и условиях его возврата у оператора не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно объекта рекламы.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, в действиях ИП ... при распространении недостоверной рекламы медицинского аппарата «Эретон» без указания существенной информации об условиях возврата товара, усматриваются признаки нарушения требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Определением об отложении рассмотрения дела № 023/05/5-3754/2023 (исх. № 28576/23 от 29.09.2023г.) Комиссией Краснодарского УФАС запрошены сведения о результатах рассмотрения дела № 2-4601/2023, находящегося в производстве мирового суда участка № 30 Западного внутригородского округа г. Краснодара по исковому заявлению ..., а также письменные пояснения с учетом выявления признаков нарушения ч. 7 ст. 5 Федеральный закон «О рекламе».

Из пояснений ИП ... (вх. № 37446-ЭП/23 от 20.10.2023 г.) следует, что возврат аппарата на основании дополнительной гарантии Заявитель не осуществлял, также ИП ... поясняет, что информация об рекламируемом аппарате, способе возврата товара и дополнительной гарантии опубликована в соответствии с действующим законодательством.

Однако, Краснодарское УФАС России, изучив материалы дела, пояснения сторон, приходит к выводу о том, что в действия рекламодателя ИП ..., выразившихся в указании недостоверных сведений о преимуществе рекламируемого аппарата перед находящимися в обороте аппаратами, недостоверных сведениях об условиях возврата товара, недостоверных сведений о дополнительных правах приобретателя аппарата в виде дополнительной гарантии, а также содержание ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения аппарата и отсутствие части существенной информации о рекламируемом товаре, установлен факт нарушения п.п. 1, 2 и 12 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Вместе с тем, сведений о добровольном устранение ИП ... выявленного нарушения в адрес Краснодарского УФАС не представлено.

На основании изложенного ИП ... при распространении рекламы при распространении рекламы в газете «Российская газета» - Неделя от 22.02.2023 г. № 40 (8985) медицинского прибора «Эретон», нарушены требования п.п. 1, 2 и 12 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в газете «Российская газета» - Неделя от 22.02.2023 г. № 40 (8985) медицинского прибора «Эретон», поскольку в ней нарушены требования п.п. 1, 2 и 12 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП ... предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Заместитель председателя комиссии 

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны