Решение (комиссия) №2441/24 Решение по делу №023/07/3-290/2024 по результатам рассмотрен... от 31 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Московского УФАС России от 15.05.2023 по делу N 077/07/00-6339/2023Нарушение: п. 2 ч. 1 ст. 3 и п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.




Заявитель:
ООО «Профиль»

пр-ки Имама Шамиля, д.76а, этаж 5 офис 14, г. Махачкала, 367030,
profil-77@mail.ru

Заказчик:
ООО «Молния Ямал»

с. Небуг, Туапсинский район, 352831,
urist@molnia.ru


Оператор электронной площадки:

ООО «ЭТП ГПБ»


ул. Миклухо-Маклая, дом 40, подвал, помещение I, ком. 25, г. Москва,117342
regulator@etpgpb.ru, info@etpgpb.ru



РЕШЕНИЕ

по делу №023/07/3-290/2024 по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров


30 января 2024 года г. Краснодар


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов № 2 (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии:

Кошелева И.А. – заместитель руководителя Управления,

члены комиссии:

Королева Д.В. - начальник отдела контроля органов власти Управления,

Мухамадеева В.А. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления,

в присутствии посредством системы видеоконференцсвязи представителей заказчика общества с ограниченной ответственностью «Молния Ямал» по доверенности: Слуховой Натальи Витальевны (доверенность № 2 от 29.01.2024) и Чернотинской Юлии Олеговны (доверенность №2 от 29.01.2024),

в отсутствии надлежащим образом уведомленного представителя заявителя общества с ограниченной ответственностью «Профиль» и общества с ограниченной ответственностью «ЭТП ГПБ»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профиль» (вх. 1934-ЭП/24 от 19.01.2024) на действия (бездействие) заказчика общество с ограниченной ответственностью «Молния Ямал» при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на право заключения договора по выполнению работ по замене гостевых лифтов главного спального корпуса ООО «Молния Ямал» (извещение №32413169501 от 12.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),


УСТАНОВИЛА:

комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба общества с ограниченной ответственностью «Профиль» (вх. 1934-ЭП/24 от 19.01.2024) на действия (бездействие) заказчика общество с ограниченной ответственностью «Молния Ямал» при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на право заключения договора по выполнению работ по замене гостевых лифтов главного спального корпуса ООО «Молния Ямал» (извещение №32413169501 от 12.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи (далее — ВКС) 29 января 2024 года в 10 часов 00 минут по мск.

Заявитель полагает, что организатором торгов нарушен Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно в документации неправомерно установлены требования о наличие у участников выписки из реестра членов СРО.

Заказчик возражает доводом жалобы, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной и отмечает, что при сопоставлении заявок выписка из реестра членов СРО не учитывается.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (новая редакция, утвержденная решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 № 3168 с изменениями).

12.01.2024 заказчик разместил на сайте электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ» по адресу: www.etpgaz.gazprombank.ru, а также в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение №32413169501 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на право выполнения работ по замене гостевых лифтов главного спального корпуса ООО «Молния Ямал».

Дата начала срока подачи заявок: 12.01.2024;

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 22.01.2024 в 10 часов 00 минут;

Дата рассмотрения и сопоставления заявок: 24.01.2024;

Дата подведения итогов: 24.01.2024;

Начальная цена: 9 920 000,00 руб.

Согласно итоговому протоколу выполнение работ по замене гостевых лифтов главного спального корпуса ООО «Молния Ямал» от 24.01.2024 на участие в конкурсе поступила 1 заявка.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок победителем стал участник с идентификационным номером 1, заявке которого присвоен первый порядковый номер с ценовым предложением 9 900 000,00 руб. (с НДС).

Между тем, по мнению заявителя, направившего жалобу в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, положения документации составлены с существенными нарушениями требований законодательства и приводят к необоснованному сужению круга потенциальных участников закупки, а именно предъявление требования о наличие выписки из реестра членов СРО противоречит законодательству.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в конкурсной документации в пункте 5.2 раздела информационной карты конкурентного отбора установлены требования к участникам и привлекаемым ими субподрядчикам (соисполнителям), а именно:

- выписка из реестра СРО;

- персонал исполнителя должен быть аттестован и иметь соответствующие удостоверения (в том числе ЦОК).

Комиссией Краснодарского УФАС России уставлено, что согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Начальная максимальная цена спорной закупки составляет — девять миллионов девятьсот двадцать тысяч рублей 00копеек, т. е. меньше десяти миллионов рублей.

Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик неправомерно установил требование о наличии в заявке на участие в конкурентном отборе выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

При этом комиссия Краснодарского УФАС России отмечает, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявки со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

При таких обстоятельствах, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3, а также пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, довод жалобы обоснован.

С учетом установленных нарушений, комиссия Краснодарского УФАС России на основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,


РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профиль» (вх. 1934-ЭП/24 от 19.01.2024) на действия (бездействие) заказчика общество с ограниченной ответственностью «Молния Ямал» при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на право заключения договора по выполнению работ по замене гостевых лифтов главного спального корпуса ООО «Молния Ямал» (извещение №32413169501 от 12.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованной.

2. Заказчику — ООО «Молния Ямал» выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.


Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель комиссии И.А. Кошелева




Члены комиссии Д.В. Королева





В.А. Мухамадеева





2024-2462


Связанные организации

ООО "Молния Ямал"
ИНН 2355002668, ОГРН 1022304917800
ООО Профиль
ИНН 0517015726, ОГРН 1070547000886
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118