Решение б/н РЕШЕНИЕ от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Райдерсшкола»

…….

 

107150, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Богородское, ул. Бойцовая, д. 18, к. 4, пом. 4/1, ком. 4а

 

……

 

Представителю ООО «РайдерсШкола»

……

…..

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2024 г.

Решение изготовлено в полном объеме 26.04.2024 г.                                             г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии: …….– начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

……….. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

……….. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

рассмотрев дело № 023/05/5-1494/2024, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») в отношении ООО «РайдерсШкола» (юридический адрес: 107150, г. Москва, ул. Бойцовая, д. 18, к. 4, помещ. 4/1, ком. 4а; ОГРН: 1237700117225; ИНН: 9718218874) при распространении рекламных баннеров на стойках продаж в ГТЦ ПАО «ГАЗПРОМ ПОЛЯНА» по адресам:

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, 6,

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, дом №8/6а, следующего содержания: «RIDERS SCHOOL ТОП-ИНСТРУКТОРЫ лучшие инструкторы России», с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»,

 

в присутствии надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/5-1494/2024 представителя ООО «РайдерсШкола» по доверенности, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ………... (доверенность № 1/ДГ от 01.09.2023 г.),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления ИП ……... (вх. № 9130/24 от 12.03.2024 г.) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении рекламных баннеров на стойках продаж в ГТЦ ПАО «ГАЗПРОМ ПОЛЯНА» по адресам:

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, 6,

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, дом №8/6а, с рекламой следующего содержания: «RIDERS SCHOOL ТОП-ИНСТРУКТОРЫ лучшие инструкторы России».

Как следует из обращения, информация вышеуказанного содержания распространяется с 25.04.2024 г. чем вводит в заблуждение потребителей.

К заявлению приложены фотоматериалы, на которых зафиксировано распространение рекламных баннеров на стойках продаж в ГТЦ ПАО «ГАЗПРОМ ПОЛЯНА» с информацией следующего содержания: «RIDERS SCHOOL ТОП-ИНСТРУКТОРЫ лучшие инструкторы России».

Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно п. 3 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация вышеуказанного содержания является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе используется словосочетание: «Лучшие инструкторы России».

Пленум ВАС РФ в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указал, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов: «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Краснодарское УФАС России приходит к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламы: «RIDERS SCHOOL ТОП-ИНСТРУКТОРЫ лучшие инструкторы России» - над такими же школами по горнолыжному спорту на территории Краснодарского края, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор услуг предоставляемых школами по горнолыжному спорту.

Также, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте услугами по обучению, которые предлагаются другими школами по горнолыжному спорту или реализуются другими школами по горнолыжному спорту не находят подтверждения превосходства предлагаемых услуг в тексте рекламы.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени: «Лучшие инструкторы России», должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах и стоимости.

Кроме того, применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например, утверждений: лучшие инструкторы России и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени: лучшие инструкторы России, при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Из представленных сведений заявителем следует, что ООО «Райдерсшкола» (юридический адрес: 107150, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Богородское, ул. Бойцовая, д. 18, к. 4, пом. 4/1, комн. 3. Фактический адрес: 107150, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Богородское, ул. Бойцовая, д. 18, к. 4, пом. 4/1, ком. 4а; ИНН: 9718218874; ОГРН: 1237700117225) оказывают услуги горнолыжных инструкторов на ГТЦ «ГАЗПРОМ ПОЛЯНА», расположенного по адресам: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, 6, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, дом №8/6а. На территории данного горнолыжного курорта, помимо ООО «Райдерсшкола», оказывают услуги горнолыжные инструкторы, приехавшие со всей России, в т.ч. заявитель.

Кроме того, ООО «Райдерсшкола» были представлены письменные пояснения (вх. № 13678-ЭП/24 от 11.04.2024 г.; вх. № 15088/24 от 22.04.2024 г.) в которых указано следующее:

- «1. Указанная реклама была размещена по нашей инициативе в рамках договора аренды №699-23/Д от 14.12.2023 с управляющей компанией ГТЦ ПАО «Газпром Поляна» ООО «Свод Интернешнл» Д.У., т.е. ООО «РайдерсШкола» является рекламодателем.

2. Заявитель ИП ……….. является владельцем второй горнолыжной школы – «Национальная школа инструкторов».

3. В указанной рекламе указано название строго определённого тарифа – «Топ-инструктор» - который относится строго к инструкторам категории А (приложен макет прайса – приложение 2), также информация о данном тарифе размещена на сайте ООО «РайдерсШкола» - (https://ridersproject.ru/school/vip#whatisit).

4. Инструктор категории А – данная квалификация является высшей в России, и присваивается независимой лицензированной организацией Национальная Лига инструкторов (ООО «НЛИ»). Более подробные сведения об организации и категории размещены на сайте https://edu.isiarussia.ru/sveden/education

5. В связи с данным фактами, мы можем сказать, что топ-инструкторы – инструкторы категории А, являются лучшими в России, так как обладают наивысшей категорией, являющейся критерием, определяемым независимой организацией – Национальная лига инструкторов.

6. Следует отметить, что наименование «лучшие инструкторы» использовались применительно именно к данному тарифу, а не инструкторам школы в целом, что видно из представленных макетов и прайса. Таким образом, на наш взгляд, потребители не вводились в заблуждение, поскольку рекламировалась конкретная услуга – тариф «Топ-инструктор», по которому предлагались услуги инструкторов высшей категории, определяемой независимой организацией.

7. Также, важным, на наш взгляд, является то, что заявитель аналогичную услугу не предлагает.

8. Тем не менее, учитывая дискуссионную природу данного вопроса, указанная реклама была убрана (фотоматериалы – приложение 4).

9. Также, хотели бы привести объективные данные независимого сервиса отзывов компании Яндекс, на основании которых можно сравнить ООО «РайдерсШколу» и заявителя ИП ………. (Национальная школа инструкторов)».

Краснодарское УФАС России не согласно с вышеуказанным доводом ООО «РайдерсШколу» по следующим основаниям.

На рекламных баннерах размещенных на стойках продаж в ГТЦ ПАО «ГАЗПРОМ ПОЛЯНА» по адресам:

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, 6,

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, дом №8/6а, в тексте рекламы не было указано, что наименование «лучшие инструкторы» использовались применительно именно к определенному тарифу, а не инструкторам школы в целом.

При этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует в тексте рекламы.

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 - 8 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, рекламодателем рекламы, размещенной на рекламных баннеров на стойках продаж в ГТЦ ПАО «ГАЗПРОМ ПОЛЯНА» по адресам:

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, 6,

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, дом №8/6а, с рекламой следующего содержания: «RIDERS SCHOOL ТОП-ИНСТРУКТОРЫ лучшие инструкторы России», является ООО «Райдерсшкола» (юридический адрес: 107150, г. Москва, ул. Бойцовая, д. 18, к. 4, помещ. 4/1, ком. 4а; ОГРН: 1237700117225; ИНН: 9718218874).

На основании изложенного, в действиях ООО «Райдерсшкола» при распространении рекламных баннеров на стойках продаж в ГТЦ ПАО «ГАЗПРОМ ПОЛЯНА» по адресам:

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, 6,

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, дом №8/6а, с рекламой следующего содержания: «RIDERS SCHOOL ТОП-ИНСТРУКТОРЫ лучшие инструкторы России», усматриваются признаки нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой участник рынка не имеет таких цен на рекламируемые товары.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу содержания: «RIDERS SCHOOL ТОП-ИНСТРУКТОРЫ лучшие инструкторы России», при распространении рекламных баннеров на стойках продаж в ГТЦ ПАО «ГАЗПРОМ ПОЛЯНА» по адресам:

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, 6,

- Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Эстосадок, ул. Ачипсинская, дом №8/6а, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. ООО «Райдерсшкола» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с тем, что реклама вышеуказанного содержания не распространяется.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Заместитель председателя комиссии                  _______________ …

Члены Комиссии                                                 ___________________ …

 

                                                                                _________________...

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны