Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2329/2023 по результатам рассмотрения жал... от 18 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2329/2023
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

15 мая 2023г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии № 3:

 

Члены Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО ЧОО «МАРС-7» (далее – Заявитель)  по доверенности от 15.05.2023г. № б/н, представителей НАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «ОМЕГА» (далее – Организатор торгов)  по доверенности от 20.12.2022г. № 104 и  по доверенности от 20.12.2022г. № 103, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах гостинично-оздоровительного комплекса на 3456 номеров (в составе города-отеля «Бархатные сезоны» (Спортивный квартал, Семейный квартал), пляжной территории (извещение № 32312299525 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах гостинично-оздоровительного комплекса на 3456 номеров (в составе города-отеля «Бархатные сезоны») (Спортивный квартал, Семейный квартал) (извещение № 32312299525 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 15.05.2023г. в 12:00 (МСК) посредством видеоконференцсвязи.

Заявитель считает, что Организатором торгов нарушен порядок проведения закупочной процедуры, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 023/07/3-2329/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг НАО «ЦЕНТР «ОМЕГА» (далее -Положение), утвержденным решением совета директоров НАО «Центр «Омега», протоколом от 30.09.2022 года № 223.

17.04.2023 Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32312299525 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах гостинично-оздоровительного комплекса на 3456 номеров (в составе города-отеля «Бархатные сезоны») (Спортивный квартал, Семейный квартал).

Начальная (максимальная) цена договора – 39 755 172,33 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 17.04.2023г.

Дата и время окончания подачи заявок — 12.05.2023г. 10:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя Организатор торгов неправомерно установлено требование, предусмотренное подпунктом «б» пунктом 1 часть 8 Информационной карты. По мнению Заявителя, данное требование ограничивает круг потенциальных участников, ввиду установленного законодателем порядка оформления указанной лицензии. Заявитель также указывает на то, что Документацией не предусмотрен срок на получение или переоформление указанной лицензии, что также ограничивает круг потенциальных участников.

Согласно подпункту «б» пункта 1 часть 8 Информационной карты, обязательным требованием является наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизированного излучения (генерирующих) (за исключением случаев, при которых вышеуказанные источники используются в медицинской деятельности), выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе:

- Федеральным законом РФ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральным законом РФ от 09.01.1996г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

- Постановлением Правительства РФ от 25.01.2022г. № 45 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»).

В лицензии, выданной охранной организации, должны быть отражены следующие виды услуг:

- эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).

В соответствии с Документацией, предметом спорной закупочной процедуры является оказание охранных услуг на объектах гостинично-оздоровительного комплекса на 1232 номера (в составе города-отеля «Бархатные сезоны») (Екатерининский квартал), пляжной территории.

Согласно пункту 12 Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» (далее — Требования), устанавливаются следующие категории опасности гостиниц:

а) гостиницы первой категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит более 1 тыс. человек;

б) гостиницы второй категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 200 до 1 тыс. человек;

в) гостиницы третьей категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 50 до 200 человек;

г) гостиницы четвертой категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит менее 50 человек.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что гостинично-оздоровительный комплекс НАО «Центр «Омега» относится к гостиницам первой (высшей) категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит более 1 тыс. человек.

В соответствии с пунктом 16 Требований, антитеррористическая защищенность гостиницы независимо от установленной категории опасности обеспечивается путем:

а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы, которые включают в себя:

разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы;

определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов);

обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы;

организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения гостиницы;

б) проведения мониторинга обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы;

в) оборудования гостиницы необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;

г) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности гостиницы;

д) осуществления контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории гостиницы, требований к обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы;

е) осуществления мероприятий по защите информации;

ж) оперативного оповещения и проведения эвакуации посетителей, персонала и должностных лиц гостиницы в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на территории гостиницы;

з) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы;

и) своевременного информирования территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы.

Согласно подпункту «а» пункта 23 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности в отношении гостиниц первой - третьей категорий опасности дополнительно к комплексу мероприятий, предусмотренных пунктом 18 Требований, осуществляются следующие мероприятия в отношении гостиниц, отнесенных к первой категории опасности:

оборудование контрольно-пропускных пунктов (постов);

обеспечение контрольно-пропускных пунктов (постов) стационарными и ручными металлообнаружителями;

оборудование потенциально опасных участков (критических элементов) гостиницы системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра и территории гостиницы;

обеспечение охраны территории гостиницы путем привлечения сотрудников охранных организаций;

периодический обход и осмотр территории гостиницы, ее помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта;

поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны гостиницы, оснащение бесперебойной и устойчивой системой связи;

обучение работников гостиницы способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

Согласно пункту 2.12 Проекта договора, исполнитель обязан соблюдать требования Государственных стандартов, санитарных правил, правила техники безопасности, правила пожарной и электробезопасности, правила охраны труда, иные отраслевые правила и нормы, соблюдать законодательство в области информационной безопасности, охраны окружающей среды, законодательство об особо охраняемых природных территориях, соблюдать требования действующего внутреннего распорядка и контрольно-пропускного режима.

Согласно пункту 2.4 Технического задания, выставляемые Исполнителем на посты ГНР сотрудники охраны для использования портативной переносной рентгентелевизионной установки для проверки почтовой корреспонденции, багажа, мебели, различных бытовых предметов в целях выявления взрывных устройств, а также контейнеров с опасными вложениями, должны иметь свидетельство о прохождении повышения квалификации по программе «Радиационная безопасность при обращении с генерирующими источниками излучения. Радиационный контроль и радиационная защита».

Согласно пункту 2.6 Технического задания, частная охранная организация должна обеспечить посты охраны наряду с перечисленным следующим оборудованием: портативная переносная рентгентелевизионная установка для проверки почтовой корреспонденции, багажа, мебели, различных бытовых предметов в целях выявления взрывных устройств, а также контейнеров с опасными вложениями - 1 ед. (НОРКА-160, либо эквивалент).

Согласно пункту 3.3. Технического задания, пост охраны № 11, 12 Группа немедленного реагирования предназначены для осуществления объезда территории, охраны зданий и имущества участков и своевременного реагирования на случаи возникновения чрезвычайных и конфликтных ситуаций на объекте.

Охрана на постах № 11 № 12 обязана:

- при обнаружении подозрительного предмета использовать портативную переносную рентгентелевизионную установку, проверять подозрительный предмет на наличие штатных боеприпасов, самодельных взрывных устройств и других опасных предметов;

- в соответствии с требованиями законодательства РФ, обеспечить хранение и обслуживание портативной переносной рентгентелевизионной установки на объекте охраны;

- знать правила применения и умело пользоваться спецсредствами;» (раздел 3 Технического задания).

Вместе с тем, разделом 3.4 Технического задания предусмотрены действия частного охранника при возникновении чрезвычайных ситуаций, в частности Ситуация № 2, при которой одним из действий, необходимых совершить является: охранник ГНР используя портативную переносную рентгентелевизионную установку проверяет подозрительный предмет на наличие штатных боеприпасов, самодельных взрывных устройств и других опасных предметов.

Таким образом, в рамках охраны объекта предусмотрено использование портативной переносной рентгентелевизионной установки при обнаружении подозрительного предмета, в связи с чем исполнителем по договору в том числе будет осуществляться эксплуатация источников ионизирующего излучения.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 09.01.1996г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (далее - Закон № 3-ФЗ) при обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны, в том числе соблюдать требования Закона № 3-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.

Так, подпунктом «б» пунктом 1 часть 8 Информационной карты, установлено обязательное требование о соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки: наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизированного излучения (генерирующих) (за исключением случаев, при которых вышеуказанные источники используются в медицинской деятельности), выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе:

- Федеральным законом РФ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральным законом РФ от 09.01.1996г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

- Постановлением Правительства РФ от 25.01.2022г. № 45 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»).

В лицензии, выданной охранной организации, должны быть отражены следующие виды услуг:

- эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Таким образом, организации, оказывающие услуги охраны объектов, эксплуатирующие оборудование, являющееся источником ионизирующего излучения, вправе оказывать такие услуги только при наличии, в том числе лицензии на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, в связи с чем предъявление к участникам закупки требования о наличии такой лицензии является обоснованным и не ведет к исключению из круга участников закупки лиц, способных обеспечить очевидные потребности заказчика.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдает лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Согласно пункту 12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 30.11.2020 № 784, срок принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии не может превышать 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

При этом, с 01.09.2022 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 № 45, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение).

Пунктами 7, 8 Положения установлено, что заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы (сведения) соискатель лицензии (лицензиат) направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Возможность подачи заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) должна быть обеспечена соискателю лицензии (лицензиату) посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Согласно пункту 11 Положения, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (сведений), лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России, приходит к выводу о том, что потенциальные участники не ограничены в праве подать заявление на выдачу лицензии посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и получить лицензию в установленный Положением срок, не превышающий 15 рабочих дней.

Вместе с тем, статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее соответственно - конкурентная закупка с участием субъектов МСП, субъекты МСП).

Согласно подпункту «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, заказчик вправе установить в документации обязанность представления декларации, подтверждающую на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).

Таким образом, Законом о закупках определено, в случае наличия требований законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, такое соответствие при проведении конкурентной закупки с участием субъектов МСП подтверждается на дату подачи заявки либо копией соответствующего документа, либо декларативным указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы.

Законом о закупках не предусмотрено право или обязанность включения в документацию при проведении конкурентной закупки с участием субъектов МСП положений о предоставлении документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки после заключения договора.

Вместе с тем, Организатором торгов не установлены какие-либо требования о необходимости переоформления лицензии, данные вопросы регулируются исполнителями самостоятельно в случае наличия соответствующих лицензионных требований законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России, приходит к выводу о том, что потенциальные участники не ограничены в праве подать заявление на выдачу лицензии посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и получить лицензию в установленный Положением срок, не превышающий 15 рабочих дней.

Также, Комиссия Краснодарского УФАС, установлено, что организации, оказывающие услуги охраны объектов, эксплуатирующие оборудование, являющееся источником ионизирующего излучения, вправе оказывать такие услуги только при наличии, в том числе лицензии на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, в связи с чем предъявление к участникам закупки требования о наличии такой лицензии является обоснованным и не ведет к ограничению круга потенциальных участников закупки.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

Согласно доводу жалобы, Организатором торгов в нарушении Закона о закупках не установлен порядок подачи заявки несколькими юридическими лицами, выступающими на стороне одного лица. По мнению, Заявителя Организатором торгов ограничен круг потенциальных участников, так как исключил возможность подачи коллективной заявки на участие.

Вместе с тем, спорная торговая процедура проводится в электронной форме участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку товаров.

Статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее соответственно - положение о закупке, Федеральный закон), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, часть 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках предсматривает исчерпывающий перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке с участием субъектов МСП.

Статья 3.4 Закона о закупках не содержит положений о возможности участия в конкурентной закупке с участием субъектов МСП несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, участниками данной закупки не могут являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона.

В соответствии письмом Министерство финансов Российской Федерации от 16.03.2023 24-07-08/22356, проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов не установлено нарушение требования части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ЧОО «МАРС-7» на действия НАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «ОМЕГА» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах гостинично-оздоровительного комплекса на 3456 номеров (в составе города-отеля «Бархатные сезоны» (Спортивный квартал, Семейный квартал), пляжной территории (извещение № 32312299525 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) необоснованной.

 

Председатель комиссии № 3

 

 

Члены комиссии

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны