Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2399/2021 по результатам рассмотрения жал... от 8 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2399/2021

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

03 июня 2021 г.                                                                                             г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии представителя ООО «НТЦ «Комплексная безопасность» (далее – Заявитель) при участии представителя ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора по проведению комплекса мероприятий по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны (извещение  № 32110147570 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора по проведению комплекса мероприятий по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны (извещение                                 № 32110147570 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).       

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.  

Рассмотрение жалобы состоялось 03.06.2021 года в 10:30 часов по адресу:               г. Краснодар, ул. Старокубанская, 116.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05 апреля 2019 протоколом № 5.

Начальная (максимальная) цена договора – 15 100 000,00 руб.      

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. 

16.04.2021 состоялось открытие доступа к заявкам (1 части) на участие в закупке, представленных для участия в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на проведение комплекса мероприятий по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны. Всего на участие в закупке представлено 3 (три) заявки.

22.04.2021 на сайтах www.zakupki.gov.ru и www.roseltorg.ru размещен Протокол заседания конкурсной комиссии (рассмотрения заявок) № 91/1063/23/1 от 21.04.2021, в котором допущены ко второму этапу рассмотрения заявок 2 (двое) участников: ООО «Негосударственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий в строительстве», ООО «НТЦ «Комплексная безопасность».

22.04.2021 состоялось открытие доступа к заявкам (2 части) на участие в закупке, представленных для участия в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на проведение комплекса мероприятий по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны.

11.05.2021 на сайтах www.zakupki.gov.ru и www.roseltorg.ru размещен итоговый протокол заседания конкурсной комиссии № 91/1063/24/2 от 28.04.2021, которым установлено несоответствие второй части заявки ООО «НТЦ «Комплексная безопасность» требованиям документации о закупке, а именно: в нарушение Формы 3 Финансово-коммерческого предложения (приложения № 1 к главе 5 документации о закупке) участником закупки ООО «НТЦ «Комплексная безопасность» в составе заявки на участие в закупке к форме 3 Финансово-коммерческое предложение не представлена «сметная документация, составленная по Справочникам Базовых цен на изыскательские работы, предусмотренные Реестром сметных нормативов, в соответствии с Методическим пособием по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (письмо Госстроя России от 31.03.2004 № НЗ-2078/10). Индексы пересчета от базисного уровня цен к ценам текущего уровня применить по данным Минстроя России на соответствующий период. При отсутствии в сборниках необходимых расценок необходимо составить расчет стоимости работ в соответствии с калькуляцией затрат. Сметную документацию представлять в программе «Microsoft Excel» и в формате PDF. Договорные понижающие коэффициенты не применяются».

На основании несоответствия заявки участника закупки вышеуказанным требованиям, установленным в документации о закупке, участнику закупки ООО «НТЦ «Комплексная безопасность» отказано в допуске к участию в закупке на основании п. 14.2.2.3 главы 1 Документации о закупке.

Порядок снятия с учета защитных сооружений Гражданской обороны (далее – ЗС ГО), регламентируется Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Приказ).

Согласно п. 2.5 Приказа: «С учета снимаются ЗС ГО случаях утраты расчетных защитных свойств, ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно».

Выполнение комплекса мероприятий по снятию с учета ЗС ГО включает в себя обследование технического состояния сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций, выполнение комплекса организационно-технических, методических и юридических услуг по разработке и полному юридическому сопровождению комплекта технической и юридической документации на снятие с учета ЗС ГО.

В случае получения по результатам технического обследования состояния ЗС ГО технического заключения с выводами о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации ЗС ГО, выполнение дальнейшего комплекса работ по договору является нецелесообразным.

В связи с этим в составе документации на закупку размещено требование к Участникам предоставить: «Сметную документацию составить по Справочникам Вазовых цен на изыскательские работы, предусмотренным Реестром сметных нормативов, в соответствии с Методическим пособием по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (Письмо Госстроя России от 31.03.2004 № НЗ-2078/10). Индексы пересчета от базисного уровня цен к ценам текущего уровня применить по данным Минстроя России на соответствующий период. При отсутствии в сборниках необходимых расценок предоставление расчета стоимости работ в соответствии с калькуляцией затрат». Данные требования к Участникам предъявлены с целью оплаты только стоимости обследований в случае получения заключения с выводами о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации ЗСГО.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно подпунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Пунктом 9 Документации о закупке предусмотрены единые квалификационные требования к участникам закупки, предъявляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки. В документации о закупке заказчик, организатор закупки с учетом предмета закупки вправе установить иные измеряемые дополнительные требования к участникам закупки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке к форме 3 Финансово-коммерческое предложение «Сметной документации, составленной по Справочникам Базовых цен на изыскательские работы, предусмотренным Реестром сметных нормативов, в соответствии с Методическим пособием по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (письмо Госстроя России от 31.03.2004 №НЗ-2078/10). Индексы пересчета от базисного уровня цен к ценам текущего уровня применить по данным Минстроя России на соответствующий период. При отсутствии в сборниках необходимых расценок необходимо составить расчет стоимости работ в соответствии с калькуляцией затрат. Сметную документацию представлять в программе «Microsoft Excel» и в формате PDF. Договорные понижающие коэффициенты не применяются» установлено Формой 3 Финансово-коммерческое предложение приложения №1 к главе 5 документации о закупке и является обязательным требованием, предъявляемым к предоставлению каждым участником закупки.

Таким образом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им таких требований. При этом требования к предмету и участникам закупки могут измеряться как по стоимостным, так и не по стоимостным критериям. Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 № 223-Ф3 от 18.07.2011).

Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия, установленным в документации требованиям. Каких-либо требований об установлении в положении о закупке и/или в документации о закупке закрытого перечня документов, представляемых претендентами законодательство Российской Федерации и Положение о закупке не предусматривает.

Согласно письму ФАС России от 24.12.2012 № ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в абзаце 5 раздела 8 установлено, что заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, необходимый для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Указанный вывод содержится и в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018). Верховный суд РФ указал на то, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями документации о закупке участник ООО «НТЦ «Комплексная безопасность» подтвердил, что ознакомился и изучил документацию о закупке, а также условия договора на проведение комплекса мероприятий по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны и дал согласие на участие в закупке на условиях, указанных в документации о закупке, без каких-либо оговорок, что прямо отражено в предоставленной ООО «НТЦ «Комплексная безопасность» Форме 4.

Участник закупки в своей жалобе указывает одними из доводов о недостаточности предоставленных материалов, а именно: паспорта защитных сооружений ГО, проектные чертежи здания в котором находятся защитные сооружения ГО. При этом, согласно приложения № 1 к ТЗ указаны технические характеристики ЗС ГО, в которых полностью отображены данные по защитным сооружениям из паспортов ЗС ГО, включая информацию, что здания ЗС ГО №36 и ЗС ГО № 237 являются отдельно стоящими (строка 6 прил.№1 к ТЗ), год постройки 1974 и 1975 соответственно (строка 5 прил.№1 к ТЗ). Исходя из указанных данных возможно сделать вывод, что здание эксплантатом не возводилось, было передано на баланс.

Также Заявитель в своей жалобе указывает на отсутствие «заключения о гидрологических условиях, геодезические исследования, инженерные изыскания для строительства данных защитных сооружений». При этом, в п. 5.3. ТЗ заказчик установил перечень работ необходимых к проведению исполнителем работ, в том числе «Проведение анализа данных инженерно-геологических условий площадок, на которых расположены ЗС ГО, и предоставление заключений о гидрогеологических условиях данных площадок, с материалами наблюдений за уровнем подземных вод, результатами лабораторных исследований воды на агрессивность к бетону и коррозионную активность к металлам (при наличии подтоплений ЗС ГО) и выводами о состоянии бетона, арматуры и гидроизоляции сооружений, а также целесообразности/нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации».

Пунктом 9 ТЗ установлено: «В случае получения технического заключения с выводами о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны Заказчик прекращает дальнейшую работу с Исполнителем, в виду ее нецелесообразности, и производит расчет за фактически оказанный объем услуг».

Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» не обжаловано.

С учетом вышеизложенного, Заявителем не выполнены требования, установленные в документации о закупке, что повлекло отклонение его заявки.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «НТЦ «Комплексная безопасность» на действия ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора по проведению комплекса мероприятий по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны (извещение № 32110147570 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.   

 

Заместитель председателя Комиссии:                                          

        

Члены Комиссии:                                                                        

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны