Решение №023/06/64-1981/2019 . от 11 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №1543/2019-КС

по делу № 023/06/64-1981/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

      11 октября 2019 года                                                                               г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 рассмотрев жалобу ИП Быковой О.В. (далее – Заявитель) на действия администрации Лабинского городского поселения Лабинского район при проведении администрацией МО Лабинский район КК электронного аукциона: «Ремонт автомобильных дорог с инженерными сооружениями» (извещение № 0118300003819000203) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями ст.33 Закона о контрактной системе при описании Заказчиком требований по поз.7, 15, 18, 22.

Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласен и считает, что требования аукционной документации не противоречат нормам Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО Лабинский район КК проводился электронный аукцион: «Ремонт автомобильных дорог с инженерными сооружениями» (извещение № 0118300003819000203). Заказчик - администрация Лабинского городского поселения Лабинского район.

Начальная (максимальная) цена контракта – 17 999 999,00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке

- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например, значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например, от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Документация электронного аукциона содержит Приложение № 1.1 «Сведения о товарах (материалах, оборудования), используемых при выполнении работ», где Заказчиком установлено:

№ п/п

Наименование товара (материала, оборудования)

Товарный знак (при наличии)

Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)

Наименование показателя, ед.изм. показателя

Значение показателя, ед. изм. показателя

7

Брус необрезной

 

Соответствие требованиям государственных стандартов

ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87

Породы древесины

хвойные

Номинальная длина, м

Не менее 4 не более 6,5

Сорт в зависимости от качества древесины и обработки бруса

4

Номинальная толщина, мм

100 и 125

Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины пиломатериалов, мм, не менее

60

Заказчиком по поз.7 «Брус необрезной» установлено требование в графе «Наименование показателя, ед.изм. показателя» Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины пиломатериалов, мм, не менее 60.

В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Документация электронного аукциона содержит Раздел «Инструкцию по заполнению заявки», где Заказчиком установлено: «Описание объекта закупки в графе «Показатель, ед.изм.» может содержать показатели, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей. Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями «не менее» или «не более», или иным аналогичным образом, и содержатся в графе «Показатель, ед.изм.», а в графе «Значение» указывается их предельная величина (максимальная или минимальная).  Словосочетание «не менее» или «не более», или аналогичное ему из графы «Показатель, ед.изм.» не исключается. При этом «не менее» означает, что предельное значение, предлагаемое участником, должно быть равно или больше установленного, «не более» – равно или меньше.

Пример:

Показатель, ед.изм.

Значение, установленное заказчиком

Соответствует (при заполнении участником)

Соответствует (при заполнении участником)

Водопоглощение, %, не более

3

3

2

Растяжимость при 25°C, см,  не  менее 

25

25

30

Прочность сцепления с основанием, МПа, не менее 

0,1

0,1

0,15

Согласно ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения»

 

  В соответствии с ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)» п.3. Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин:

 

от 16 до 50 мм

не менее 50 мм;

 

 

 

от 60 до 100 мм

не менее 60 мм;

 

 

 

от 125 до 300 мм

не менее 0,6 толщины.

 

Для толщины необрезного бруса 125 мм указанная ширина составляет 125 не менее 0,6 не менее 75 мм, в то время как положения инструкции позволяет указать противоречащее ГОСТ 60 мм, что вводит в заблуждение участников.

Таким образом, описание бруса необрезного по поз.7 противоречит требованиям ГОСТ 18288-87 и ГОСТ 24454-80.

№ п/п

Наименование товара (материала, оборудования)

Товарный знак (при наличии)

Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)

Наименование показателя, ед.изм. показателя

Значение показателя, ед. изм. показателя

15

Микросферы стеклянные

 

Назначение

Для нанесения дорожной разметки

Максимальный диаметр микростеклошариков (МСШ), менее

1000 мкм

Максимальное допустимое содержание дефектных МСШ, не более

20 %

Максимальное допустимое содержание инородных частиц в МСШ

не более 3 %

Технические условия, описание

По внешнему виду МСШ должны быть прозрачными сферическими частицами стекла. МСШ в массе должны представлять собой однородный сыпучий материал белого цвета (допускается светло-серый/светло-голубой оттенок)

Соответствие требованиям государственных стандартов

ГОСТ Р 53172-2008

Согласно Разделу «Инструкция по заполнению заявки» При установлении значения, содержащего «/» (слеш), означающего свойство товара обладать показателем с альтернативной возможностью его применения (отличается от взаимоисключения значений, в этом случае предложение участника должно содержать одно конкретное значение), необходимо предлагать товар с таким же значением (напр., напряжение, В – 220/380).

Заявитель указывает, что Заказчиком по поз.15 «Микросферы стеклянные» в графе «Значение показателя, ед. изм. показателя» неправомерно установлено требование «допускается светло-серый/светло-голубой оттенок», при этом участник не обязан на этапе подачи заявки обладать товаром, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

№ п/п

Наименование товара (материала, оборудования)

Товарный знак (при наличии)

Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)

Наименование показателя, ед.изм. показателя

Значение показателя, ед. изм. показателя

18

Холодный пластик для дорожной разметки

 

Описание

Многокомпонентный пластичный материал на основе полимерного связующего, содержащий пигменты и наполнители, отверждаемых в результате химической реакции и образующий после отвержения твердые непрозрачные элементы дорожной разметки 

Класс разметочного материала

В6/В7

Цвет

Белый

Коэффициент яркости ᵝ, не менее

70%

Плотность

не менее 1,9 г/см3

Соответствие требованиям государственных стандартов

ГОСТ Р 52575-2006

 

Заказчиком по поз.18 «Холодный пластик для дорожной разметки» установлены требования: «плотность не менее 1,9 г/см3», при этом установлено соответствие ГОСТ Р 52575-2006.

Согласно ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» п.5.2.3 Плотность отвердевшего расплава термопластиков и холодных пластиков должна соответствовать значениям, указанным в таблице 9, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 9

Класс разметочного материала

Плотность, г/см3

ПП1

Более 2,1

ПП2

1,9-2,1

ПП3

Менее 1,9

Согласно Инструкции документации электронного аукциона участнику при заполнении заявки необходимо указать конкретное значение плотности, что предполагает не только наличие пластика у участника, но и возможность измерить его плотность, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

№ п/п

Наименование товара (материала, оборудования)

Товарный знак (при наличии)

Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)

Наименование показателя, ед.изм. показателя

Значение показателя, ед. изм. показателя

22

Асфальтобетонные смеси дорожные

 

В зависимости от вида минеральной составляющей

Щебеночные

Вид в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен

Микрозернистые

Щебень в составе смеси

Из осадочных горных пород по ГОСТ 8267-93 или металлургического шлака по ГОСТ 3344-83

Песок в составе смеси

По ГОСТ 8736-2014 и ГОСТ 31424-2010

Тип в зависимости от содержания в смеси щебня

Б

Марка по дробимости щебня в составе асфальтобетонной смеси

Не менее 800

Марка по морозостойкости щебня в составе асфальтобетонной смеси

Более F100

Марка

II

Марка по прочности песка

Не менее 600

Соответствие требованиям государственных стандартов

ГОСТ 9128-2013

Заказчиком по поз.22 «Асфальтобетонные смеси дорожные» установлено требование: «марка по прочности песка не мене 600», «песок в составе смеси по ГОСТ 8736-2014 и ГОСТ 31424-2010».

В соответствии с ГОСТ Р 8736-2014 песок вообще не имеет марки песка по прочности. Указание ее участником закупки будет противоречить требованиям государственного стандарта и письма ФАС.

По поз.7, 15. 18, 22 Приложения № 1.1 к Описанию объекта закупки Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, а также к составляющим компонентам, из которого изготавливается товар, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при описании товара по поз.3, 8, 12 Приложения №1.2 Описания объекта закупки, поз.6, 11, 13 Приложения №1.3 Описания объекта закупки.

В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Предметом контракта по данной закупке не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Быковой О.В. обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика – администрации Лабинского городского поселения Лабинского район нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.9 ст.22 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику - администрации Лабинского городского поселения Лабинского район, уполномоченному органу - администрации МО Лабинский район КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 422

решение 1543/2019-КС по делу №023/06/64-1981/2019 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

11 октября 2019 года                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 на основании своего решения от 11.10.2019г. по делу 023/06/64-1981/2019, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Быковой О.В. на действия администрации Лабинского городского поселения Лабинского район при проведении администрацией МО Лабинский район КК электронного аукциона: «Ремонт автомобильных дорог с инженерными сооружениями» (извещение № 0118300003819000203) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

 

  1. Уполномоченному органу - администрации МО Лабинский район КК, Заказчикуадминистрации Лабинского городского поселения Лабинского район устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения №1543/2019-КС по делу № 023/06/64-1981/2019 от 11.10.2019г.
  2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней со дня его размещения в ЕИС.

4. В срок до 06.11.2019 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

            В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны