Решение б/н Решение от 8 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицу, в действиях которого

содержатся признаки нарушения

законодательства о рекламе:

МКУ «ГРОЦ»

 

352190, Краснодарский край, р-н Гулькевичский, г. Гулькевичи, ул. Советская, д. 14

 

………

 

….

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2024 г.           

Решение изготовлено в полном объеме 08.04.2024 г.                                                          г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии: …… – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.

Члены комиссии:

……. – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

……. – специалист – эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

рассмотрев дело № 023/05/24-963/2024, о признаках нарушения законодательства о рекламе в действиях МКУ «ГРОЦ» (352190, Краснодарский край, Гулькевичский р-н, г. Гулькевичи, ул. Советская, д. 14, ОГРН: 1222300060916, ИНН: 2364021177, КПП: 236401001) по факту распространения в эфире СМИ радиоканала «Гулькевичи ФМ» с 03.02.2024 по 04.02.2024 г. ненадлежащей рекламы, с признаками нарушения ч. 1 ст. 15 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

 

в присутствии надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/24-963/2024 представителя лица в отношении которого возбуждено дело - руководителя МКУ «ГРОЦ» ……. (распоряжение о приеме на работу № 98-рп от 28.11.2022 г.);

 

в присутствии надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/24-963/2024 представителя по доверенности лица в отношении, которого возбуждено дело МКУ «ГРОЦ» - ……. (доверенность от 03.04.2024 г.);

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также в связи с поступившим заявлением Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу (вх. № 6051-ЭП/24 от 16.02.2024 г., вх. № 6645/24 от 21.02.2024 г.) о признаках нарушения законодательства о рекламе, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю сообщает следующее.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу было проведено плановое систематическое наблюдение в отношении средства массовой информации радиоканала «Гулькевичи ФМ» (свидетельство о регистрации СМИ серия № ТУ 23 – 01858 от 20.06.2022 г.), вышедшего в свет с 03.02.2024 по 04.02.2024 г.

В результате анализа записи эфира установлено, что в период с 03.02.2024 по 04.02.2024 объём рекламных сообщений в эфире радиоканала «Гулькевичи ФМ» был увеличен и составил 89% от общего вещания СМИ радиоканала «Гулькевичи ФМ» в сутки.

Вместе с тем, в результате анализа записи эфира установлено распространение рекламы медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию или получения консультации специалистов.

Реклама краевого комплексного центра реабилитации инвалидов «Медуница»: - «Краевой комплексный центр реабилитации инвалидов «Медуница» приглашает в центр оздоровления для инвалидов. Центр предоставляет следующие услуги: адаптивная или лечебная физкультура, механотерапия, психологическая и сенсомоторная помощь, арт-терапия, также имеются инновационные аппараты физиопроцедур. Центр многопрофильный: оснащён бальнеологической кафедрой с лечебной сероводородной водой. Номера для связи: …., 8……..» (дата и время выхода в эфир: 29.01.2024 в 21:05:52, 22:05:52; 30.01.2024 в 07:05:53, 21:05:54; 03.02.2024 в 9:25:55, 12:25:54, 16:25:55, 19:25:55; 04.02.2024 в 10:25:55, 13:25:53, 16:25:56, 20:25:56).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама, вышеуказанного содержания полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к медицинским услугам: Краевой комплексный центр реабилитации инвалидов «Медуница», а также способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О рекламе" в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Таким образом, реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов и быть продолжительностью не менее, чем три секунды.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 и ч. 7 ст. 24 настоящего Федерального закона.

Согласно выписки из реестра лицензий СМИ радиоканала «Гулькевичи ФМ» (№ Л033-00114-77/00735077 от 10.10.2023 г.), приложенному к заявлению Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу, учредителем радиоканала «Гулькевичи ФМ» является МКУ «ГРОЦ» (352190, Краснодарский край, Гулькевичский р-н, г. Гулькевичи, ул. Советская, д. 14, ОГРН: 1222300060916, ИНН: 2364021177, КПП: 236401001). Лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности: радиовещание радиоканала.

Рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанной рекламы является МКУ «ГРОЦ» (352190, Краснодарский край, Гулькевичский р-н, г. Гулькевичи, ул. Советская, д. 14, ОГРН: 1222300060916, ИНН: 2364021177, КПП: 236401001).

На основании вышеизложенного, Комиссией Краснодарского ФАС России было возбуждено дело № 023/05/24-963/2024 от 04.05.2024 г. в отношении МКУ «ГРОЦ».

МКУ «ГРОЦ» были представлены письменные пояснения (вх. № 11719-ЭП/24 от 28.03.2024 г.; №12240/24 от 02.04.2024 г.), из которой следует, что:

- «По нарушениям, выявленным в результате анализа записи эфира радиоканала «Гулькевичи ФМ» (СМИ серия ТУ 23-01858 от 20.06.2022г.), вышедшего в свет с 03.02.2024 г. по 04.02.2024 г., есть пояснение по существу претензии в нарушении ч.2 ст. 15 ФЗ «О рекламе» об увеличении объема рекламных сообщений.

Увеличение объема рекламных сообщений произошло в результате отсутствия возможности соблюдения Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.03.2024) «О средствах массовой информации» Ст. 27. Выходные данные. Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала.

Согласно договору с сетевым партнером (радиоканала «Радио 107») в выходные дни программы собственного производства могут выходить не более 2-х раз в день. На период записи эфира МКУ ГРОЦ не располагало производственными возможностями для оформления эфира программами собственного производства в выходные дни. Для обеспечения соблюдения Закона о выходных данных было принято решение выдавать выходные данные в рекламных блоках с сообщением о деятельности реабилитационного центра для инвалидов «Медуница».

Поскольку источник информации официальный телеграм-канал Администрации МО Гулькевичский район, оно было определено как социально-значимое сообщение, а не рекламное. Поэтому договор между МКУ «ГРОЦ» и ККЦРИ «Медуница» отсутствует.

Согласно ч.2 ст. 15 ФЗ «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Общий объем вещания радиоканала «Гулькевичи ФМ» - 1 час в неделю. Исходя из этого максимальный объем рекламы радиоканала «Гулькевичи ФМ» - 12 минут в неделю. Формулировка закона «продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток» была понята как то, что в сутки объем рекламных сообщений не должен быть больше 12 минут. Вследствие чего было допущено превышение объема рекламных блоков в период с 03.03.24 г по 04.04.2024 г.

По нарушениям, выявленным в результате анализа записи эфира радиоканала «Гулькевичи ФМ» (СМИ серия ТУ 23-01858 от 20.06.2022г.), вышедшего в свет с 29.02.2024 г. по 04.02.2024 г., есть пояснение по существу претензии в нарушении требований ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» о создании впечатления ненужности обращения к врачу.

В тексте сообщения («Краевой комплексный центр реабилитации инвалидов «Медуница» приглашает в центр оздоровления для инвалидов. Центр предоставляет следующие услуги: адаптивная или лечебная физкультура; механотерапия; психологическая и сенсомоторная помощь; арт-терапия. Также имеются инновационные аппараты физиопроцедур. Центр многопрофильный, оснащен бальнеологической кафедрой с лечебной сероводородной водой.), и в самом названии Государственного автономного

социального        обслуживания     Краснодарского края «Краевой комплексный центр реабилитации инвалидов «Медуница» отсутствовало слово «медицинский», поэтому не создалось впечатление, что это медицинская организация.

В ходе изучения предъявленных претензий Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю проведена разъяснительная работа с редактором радиоканала. Заключено дополнительное соглашение с сетевым партнером радиоканал «Радио 107» об изменении сетки вещания и замены рекламных блоков на программы собственного производства в выходные дни».

На основании изложенного, в действиях в действиях рекламораспространителя и рекламодателя МКУ «ГРОЦ» (352190, Краснодарский край, Гулькевичский р-н, г. Гулькевичи, ул. Советская, д. 14, ОГРН: 1222300060916, ИНН: 2364021177, КПП: 236401001) при распространении рекламных сообщений с увеличением объема общего вещания СМИ (89%) в сутки в эфире радиоканала «Гулькевичи ФМ» с 03.02.2024 по 04.02.2024  ненадлежащей рекламы, содержания: «Краевой комплексный центр реабилитации инвалидов «Медуница» приглашает в центр оздоровления для инвалидов. Центр предоставляет следующие услуги: адаптивная или лечебная физкультура, механотерапия, психологическая и сенсомоторная помощь, арт-терапия, также имеются инновационные аппараты физиопроцедур. Центр многопрофильный: оснащён бальнеологической кафедрой с лечебной сероводородной водой. Номера для связи: 8-…., 8-….» (дата и время выхода в эфир: 29.01.2024 в 21:05:52, 22:05:52; 30.01.2024 в 07:05:53, 21:05:54; 03.02.2024 в 9:25:55, 12:25:54, 16:25:55, 19:25:55; 04.02.2024 в 10:25:55, 13:25:53, 16:25:56, 20:25:56), установлен факт нарушения требований ч. 1 ст. 15 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», поскольку прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой, кроме того реклама медицинских услуг распространялась без пометки предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно пункту 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Вместе с тем, согласно письменных пояснениям (№ 12707/24 от 04.04.2024 г.) представленных МКУ «ГРОЦ» реклама вышеуказанного содержания не выходит в эфир СМИ радиоканала «Гулькевичи ФМ» с 05.02.2024 г.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу содержания:

 - «Краевой комплексный центр реабилитации инвалидов «Медуница» приглашает в центр оздоровления для инвалидов. Центр предоставляет следующие услуги: адаптивная или лечебная физкультура, механотерапия, психологическая и сенсомоторная помощь, арт-терапия, также имеются инновационные аппараты физиопроцедур. Центр многопрофильный: оснащён бальнеологической кафедрой с лечебной сероводородной водой. Номера для связи: 8-….., 8-…..» (дата и время выхода в эфир: 29.01.2024 в 21:05:52, 22:05:52; 30.01.2024 в 07:05:53, 21:05:54; 03.02.2024 в 9:25:55, 12:25:54, 16:25:55, 19:25:55; 04.02.2024 в 10:25:55, 13:25:53, 16:25:56, 20:25:56), поскольку прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой, кроме того реклама медицинских услуг распространялась без пометки предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, в нарушение требований ч. 1 ст. 15 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

2. МКУ «ГРОЦ» (352190, Краснодарский край, Гулькевичский р-н, г. Гулькевичи, ул. Советская, д. 14, ОГРН: 1222300060916, ИНН: 2364021177, КПП: 236401001) предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии                         ________________........

 

 

Члены Комиссии                                                 _________________ ……..

 

 

                                                                                 ____________________.......

Связанные организации

Связанные организации не указаны