Решение б/н . от 1 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 419/2019-КС о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
01 апреля 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО «ЛДЦ Доктора Дукина» (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» при проведении электронного аукциона: «Оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников ФГБОУ ВО «АГПУ» (извещение № 0318100010019000002) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «ЛДЦ Доктора Дукина» указывает, что Заказчик в описании объекта закупки нарушил приказ №302н от 12.04.2011 года и самостоятельно определил объем необходимых исследований (меньше, чем предусмотрено приказом 302н). Кроме того, в п.6 ч.2 «Описание объекта закупки» заказчик предусмотрел обязательное условие для медицинской организации-победителя: «проведение дополнительных обследований, не включенных в перечень услуг, не допускается».
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» проводился электронный аукцион: «Оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников ФГБОУ ВО «АГПУ» (извещение № 0318100010019000002).
Начальная (максимальная) цена контракта – 1 370 542,54 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.2) ст.42 Закона о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования Заказчика к оказываемой услуге прописаны в Приложении № 1 к АД № 1-ЭА «Описание объекта закупки» на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников, где Заказчиком установлено:
№ |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. чел. |
1 |
Профилактический осмотр врача-дерматовенеролога |
чел. |
308 |
2 |
Профилактический осмотр врача-терапевта |
чел. |
308 |
3 |
Профилактический осмотр врача-невролога |
чел. |
245 |
4 |
Исследование крови на РМП |
чел. |
308 |
5 |
Профилактический осмотр врача-офтальмолога |
чел. |
245 |
6 |
Профилактический осмотр врача-стоматолога |
чел. |
308 |
7 |
Профилактический осмотр врача-отоларинголога |
чел. |
308 |
8 |
Профилактический осмотр врача-гинеколога |
чел. |
234 |
9 |
Профилактический осмотр врача-инфекциониста |
чел. |
308 |
10 |
Заключение врача-профпатолога |
чел. |
308 |
11 |
Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой |
чел. |
308 |
12 |
Общий анализ мочи |
чел. |
308 |
13 |
Холестерин |
чел. |
308 |
14 |
Глюкоза |
чел. |
308 |
15 |
Электрокардиографическое исследование |
чел. |
308 |
16 |
Расшифровка ЭКГ |
чел. |
308 |
17 |
Исследование фекалий на яйца гельминтов, протозоозы |
чел. |
308 |
18 |
Исследование соскоба на энтеробиоз |
чел. |
308 |
19 |
Исследование мазка на онкоцитологию экзоцервикс/эндоцервикс |
чел. |
234 |
20 |
Микроскопическое исследование отделяемого влагалища |
чел. |
234 |
21 |
Исследование отделяемого цервикального канала |
чел. |
234 |
22 |
Исследование отделяемого уретры |
чел. |
74 |
23 |
Исследование на РПГА с сальмонеллезным антигеном |
чел. |
308 |
24 |
Заключение врача-нарколога |
чел. |
308 |
25 |
Заключение врача-психиатра |
чел. |
308 |
26 |
Определение остроты зрения |
чел. |
245 |
27 |
Офтольмотонометрия |
чел. |
245 |
28 |
Скиаскопия |
чел. |
245 |
29 |
Рефрактометрия |
чел. |
245 |
30 |
Объем аккомодации |
чел. |
245 |
31 |
Исследование бинокулярного зрения |
чел. |
245 |
32 |
Исследование цветоощущения |
чел. |
245 |
33 |
Биомикроскопия сред глаза |
чел. |
245 |
34 |
Офтальмоскопия глазного дна |
чел. |
245 |
35 |
УЗИ молочных желез |
чел. |
143 |
36 |
Исследование мазка из носоглотки на стафилакок, скрининг |
чел. |
308 |
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к услугам, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к услугам, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
В соответствии с приложением к Положению перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность включает, в том числе, работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим).
Пунктом 4 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, определено, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).
Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Перечень работ).
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленный, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Видами медицинских осмотров является периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
На основании ч.7 ст.46 Федерального закона № 323-Ф3 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации» порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основан охраны здоровья граждан) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с Законом об основан охраны здоровья граждан.
Таким образом, сотрудники Заказчика могут проходить периодический медицинский осмотр по своему выбору в любом медицинском учреждении, любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ (далее - медицинские организации) и предоставлять результаты исследований работодателю.
В Приказе Минздрава России от 06.12.2012 №1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 №26511) в подпункте 7 части 10 «Порядка» также указано, что флюорография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года либо года проведения профилактического медицинского осмотра проводилась рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки. В части 11 вышеуказанного порядка говорится о том, что при наличии у гражданина результатов исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, которые выполнялись в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения профилактического медицинского осмотра, решение о необходимости повторного исследования в рамках профилактического медицинского осмотра принимается индивидуально с учетом всех имеющихся результатов обследования и состояния здоровья гражданина.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что прохождение флюорографического обследования сотрудников ФГБОУ ВО «АГПУ» не включено в техническое задание на прохождение периодического медицинского осмотра сотрудниками в связи с тем, что сотрудники университета проходят флюорографическое обследование один раз в год и предоставляют результаты обследования в службу охраны труда, в частности, фельдшеру университета (что не противоречит статьям 212 и 213 ТК РФ).
01 февраля 2019 года ФГБОУ ВО «АГПУ» заключен договор на проведение флюорографического обследования сотрудников. Договор заключен сроком до 31 декабря 2019 года, что позволит сотрудникам пройти обследование при наступлении срока флюорографического обследования в течение всего 2019 года. Данный договор заключен Заказчиком с целью соблюдения трудового законодательства и законодательства в области охраны здоровья граждан РФ.
В организации ведется строгий мониторинг прохождения флюорографического обследования, составлен график контроля, каждый преподаватель и сотрудник информируется за 1 месяц до истечения срока действия предыдущего прохождения флюорографии и не допускается к работе в случае не прохождения обследования.
Заказчиком ежегодно проводятся процедуры закупки на проведение периодического медицинского осмотра сотрудников, проводятся все необходимые лабораторные исследования и обследования в соответствии с требованиями трудового законодательства и законодательства в области охраны здоровья граждан РФ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЛДЦ Доктора Дукина» необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение №0318100010019000002).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.