Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 912/2019-КС о нарушении законодательства о... от 20 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 912/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

     20 июня 2019 года 

     г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

 рассмотрев жалобу ООО «ОМЕРОС СА» Корпорация (далее – Заявитель) на действия администрации Славянского городского поселения Славянского района при проведении уполномоченным органом – администрацией Славянский район электронного аукциона: «Реализация мероприятий подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» в Славянском городском поселении Славянского района государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края»» (извещение № 0318300225019000259) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. В Разделе «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» документации электронного аукциона Заказчиком по всем позициям установлены избыточные требования к материалам.

 Представителем Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – МО Славянский район проводился электронный аукцион: Реализация мероприятий подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» в Славянском городском поселении Славянского района государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края»» (извещение № 0318300225019000259). Заказчик - администрация Славянского городского поселения Славянского района.

Начальная (максимальная) цена контракта – 54 497 039,00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе

В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

В силу ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Документация электронного аукциона содержит Приложение 1.1 к Описанию объекта закупки «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ».

 

 

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз.15 «Брус необрезной» неправомерно установлено требование «Номинальная толщина, мм», в котором значение «100 и 125».

В Инструкции по заполнению заявки установлено: «При установлении в Разделе 8 документации значения, содержащего пере­числение характеристик с использованием союза «и» или знаков препинания «,», «;», в предложении участника такое значение показателя должно включать все перечисленные характеристики», «В случае если в требованиях к значению показателя установлен единый диапазон допустимых значений, единое требо­вание к минимальному и/или максимальному значению для нескольких испол­нений (типов/видов и т.д.) одного товара (материала), то предлагаемое участни­ком значение такого показателя должно быть указано отдельно для каждого ис­полнения (типа/вида и т.д.) товара (в случае, если значения таких показателей для требуемых исполнений (типов/видов и т.д.) товара будут отличаться друг от друга, в том числе, в соответствии с требованиями нормативно-технической документацией или в соответствии с требованиями государственного стандарта (данное положение инструкции имеет приоритет перед иными положениями инструкции)».

Согласно ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения»

 

В соответствии с ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)» в таблице приведены номинальные размеры толщины и ширины производимых пиломатериалов. Размерный ряд номинальной ширины пиломатериалов хвойных пород производителя, начиная от 75мм с размерным шагом в 25мм, то есть 75мм, 100мм, 125мм, 150мм и так далее.

 

Таким образом, согласно Инструкции по заполнению заявки Заказчику требовался брус со всеми описанными Заказчиком показателями.

 

 

Заказчиком по поз.16 «Щебеночно-мастичный асфальтобетон» установлено требование «Щебень в составе асфальтобетона из осадочных горных пород по ГОСТ 8267-93 и металлургических шлаков по ГОСТ 3344-83».

Согласно «Инструкции по заполнению заявки» при установлении в Разделе 8 документации значения, содержащего перечисление характеристик с использованием союза или знаков препинания «,», «;», в предложении участника такое значение показате­ля должно включать все перечисленные характеристики».

Заказчику необходим щебеночно-мастичный асфальтобетон из смеси щебня из осадочных горных пород по ГОСТ 8267-93 и металлургических шлаков по ГОСТ 3344-83.

Заказчиком по поз.17, 18, 19, 20, 21 «Знаки дорожные» установлено требование «Цвет элементов изображения белый; черный. Коэффициент ярко­сти бета не менее 27,0%, соответствие ГОСТ Р 52290-2004».

В Инструкции установлено правило: «В случае, если участник закупки при описании свойств (характеристик) товара выбрал конкретную характе­ристику (значение показателя) из предложенных вариаций (в соответствии с установленными требованиями), и при этом данное значение показателя ис­ключает применение (использование) других свойств (характеристик) това­ра (применение других значений показателей исключено), то участник закупки должен указать «не применяется» или «отсутствует» (в отношении конкретного значения показателя)».

Таким образом, для черного цвета элементов изобра­жения не применяется (не нормируется) по ГОСТ коэффициент яркости бета участник указывает в заявке: «не применяется» или «отсутствует», что соответ­ствует требованиям ГОСТ.

 

 

Заказчиком по поз.23 «Холодный пластик для дорожной разметки» установлено «Плотность не менее 1,9 г/см3 Соответствие ГОСТ Р 52575-2006».

В «Инструкции установлено» если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже, «не ниже», «более», «менее»), участником в предложении устанавливается конкретное значение.

Согласно Инструкции показатель «Плотность» участник должен конкретизировать, то есть указать конкретное значение показателя, которое определяется по результатам испытания определенной партии товара.

Согласно ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» п.5.8.1 Испытания материалов для дорожной разметки проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52576.

В ГОСТ Р 52576-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний» п.4.11 Плотность термопластиков и холодных пластиков определяют гидростатическим взвешиванием плотности образцов термопластиков и холодных пластиков по ГОСТ 12801 на образцах, предварительно освобожденных от подложки и подготовленных в соответствии с 4.1.2. Площадь образцов, освобожденных от подложки, должна составлять (100±30) см2.

4.12 Температуру размягчения термопластика определяют по ГОСТ 11506.

Следовательно, конкретное значение показателя «Плотность» возможно определить после проведения испытаний. На момент подачи заявки участник не имеет в наличии партию холодного пластика с паспортом, в котором было бы указано конкретное значение показателя «Плотность».

Таким образом, не имея товар в наличии, и, будучи обязанным конкретизировать «Плотность», участник вынужден нести ответственность за товар, которого еще не купил, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.

Приложение 1.1 к Описанию объекта закупки «Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ» имеет графы

 

Графа 4 имеет название: «Наименование показателя, ед. изм. Показателя». Инструкция содержит ссылку на графу «Показатель, ед. изм.». Данные наиме­нования содержат идентичную смысловую нагрузку и указывает на указание в данной графе наименования показателя и его единицы измерения. Правило Ин­струкции, на которое указывает Заявитель, о неизменности показателей и их значений, распространяется на содержание граф «Наименование показателя, ед. изм. Показателя» и «Значения показателя, ед. изм. Показателя», а никак ни на их наименование.

 

 

Заказчиком по поз.25 «Стойка для дорожного знака» указано требование: «Общая длина опоры 4; не менее 5 м; Характеристики опоры обеспечивают максимальное горизонтальное перемещение верха опоры не более 50 мм».

В Инструкции указано, что «Если в описании объекта закупки зна­чение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровожда­ясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже, «не ниже», «более», «менее»), участником в предложении устанавливается конкретное значение», «При уста­новлении в Разделе 8 документации значения, содержащего перечисление ха­рактеристик с использованием союза «и» или знаков препинания «,», «;», в предложении участника такое значение показателя должно включать все пере­численные характеристики».

Таким образом, участнику необходимо было ука­зать следующие значения, например,: 4 и 5 м.

 

Заказчиком по поз.26 «Микрофоны стеклянные» установлено требование по показателю «Технические условия, описание» значение «МСШ в массе должны представлять собой однородный сыпучий материал белого цвета (допускается светло-серый/светло-голубой оттенок).

В Инструкции установлено: «Если значения показателя сопровождается словами «(не) допускается», «возможно», «может», «могут», в том числе «может быть», «могут быть», это указывает на необходимость подтвердить наличие данных признаков (свойств, характеристик) у товара либо указать на их отсутствие».

Требование Заказчика на этапе подачи заявок выполнить невозможно, поскольку, чтобы указать в заявке есть ли у МСШ оттенок (а если есть – указать какой конкретно) – необходимо купить МСШ, открыть тару и посмотреть, есть ли у МСШ оттенок.

  Таким образом, не имея товар в наличии, и, будучи обязанным конкретизировать наличие или отсутствие оттенка МСШ, участник вынужден нести ответственность за товар, который ещё не купил, будет ли оттенок у МСШ в том мешке, которые он купит при выполнении работ, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе 2 «Описание объекта закупки» противоречат положениям ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Предметом контракта по данной закупке не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ОМЕРОС СА» Корпорация обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, пп.1, 2) ч.1 ст.33, пп.1), 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе (поз.23, 26).
  2. Признать в действиях уполномоченного органа - администрации МО Славянский район, Заказчика – администрации Славянского городского поселения Славянского района нарушение ч.3 ст.7, пп.1, 2) ч.1 ст.33, пп.1), 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику – администрации Славянского городского поселения Славянского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны