Решение №023/06/64-1938/2019 / от 9 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №1528/2019-КС

по делу №023/06/64-1938/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

         09 октября 2019 года                                                                            г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

рассмотрев жалобу ООО Фирма «ИНФО-СЕРВИС» (далее – Заявитель) на действия МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» МО Темрюкский район при проведении электронного аукциона: «Поставка периферийных устройств» (извещение № 0318300008819000466) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение ст.33 Закона о контрактной системе в Разделе 2 «Описание объекта закупки» при указании характеристик используются товарные знаки компании BROTHER (перечисляет фирменные наименования картриджей, парт-коды и т.п.); используя указание на товарные знаки, не использует слова «или эквивалент».

Представителями уполномоченного органа, Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители не согласились.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – МКУ «Муниципальный заказ» МО Темрюкский район проводился электронный аукцион: «Поставка периферийных устройств» (извещение № 0318300008819000466).

Начальная (максимальная) цена контракта – 119 000,00 руб.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  1. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 «Описание объекта закупки», где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).

Заказчиком установлены требования:

№ п/п

Наименование товара, входящего в объект закупки

Код по ОКПД**       КТРУ

Товарный знак***

Ед. изм.

Кол-во

Требования, установленные к
функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие)

Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик в соответствии с пунктами 5,6 ПРАВИЛ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145

 

Наименование показателя, ед.изм. показателя

Описание, значение

 

 
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

1

многофункциональное устройство

 26.20.18.000-00000064

 

шт

4

функции устройства

Принтер, сканер, копир

 

 

Тип печати

лазерный

Характеристика установлена в соответствии с КТРУ № 26.20.18.000-00000064

 

Цветность печати

черно-белая

Характеристика установлена в соответствии с КТРУ № 26.20.18.000-00000064

 

Формат печати

А4

Характеристика установлена в соответствии с КТРУ № 26.20.18.000-00000064

 

 Количество печати страниц в месяц 

не менее 50000

Характеристика установлена в соответствии с КТРУ № 26.20.18.000-00000064

 

Автоматическая двусторонняя печать (duplex-unit) в стандартной комплектации

наличие

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

ЖК-дисплей сенсорный

наличие

Данная характеристика влияет на точность и плавность движения по пространству в процессе работы

 

Диагональ дисплея, дюйм

не менее 3,5

Данная характеристика влияет на комфортную обрабатку информации

 

Скорость ЧБ-печати (А4), стр/мин.

не менее 40

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Скорость двусторонней печати (до), стр/мин.

не менее 20

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Время печати первой страницы А4 (ч/б), с

не более 7.2

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Максимальное разрешение ч/б печати, dpi, не менее

1200×1200

Данная характеристика влияет на увеличение качества продукции, которую можно получить с более высоким уровнем деталей

 

Тип сканирующего устройства планшетный/протяжной

наличие

Данная характеристика влияет на увеличение оперативности обрабатываемой информации и возможности обработки плотных поверхностей

 

Функции сканирования: сканирование в сетевую папку, сканирование в электронную почту, сканирование на USB-накопитель, сканирование в Sharepoint, сканирование в облако

наличие

Данная характеристика влияет на увеличение оперативности обрабатываемой информации

 

Тип датчика сканера CIS

наличие

Данная характеристика влияет на уменьшение стоимости, имеет небольшие габариты, обусловленные отсутствием оптики, приводит к низкому энергопотреблению

 

Скорость сканирования (ч/б), стр/мин

не менее 24

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Скорость сканирования (цвет),стр/мин.

не менее 20

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Разрешение сканирования, dpi

не менее 1200×1200

Данная характеристика влияет на качество обрабатываемой информации

 

Разрешение сканирования (улучшенное), dpi

не менее 19200×19200

Данная характеристика влияет на качество обрабатываемой информации

 

Автоподача оригиналов для сканирования, листов

не менее 40

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Скорость копирования (А4), стр/мин.

не менее 40

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Максимальное разрешение ч/б копирования, dpi

не менее 1200×600

Данная характеристика влияет на качество обрабатываемой информации

 

Максимальное количество копий за цикл, шт.

не менее 99

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Масштабирование, %

не менее 25-400

Данная характеристика влияет на качество обрабатываемой информации

 

Минимальная плотность бумаги, г/м2

не менее 60

Данная характеристика влияет на качество обрабатываемой информации

 

Максимальная плотность бумаги, г/м2

не менее 120

Данная характеристика влияет на качество обрабатываемой информации

 

Подача бумаги (стандарт), листов

не менее 250

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Выход бумаги (стандарт), листов

не менее 150

Данная характеристика влияет на увеличение производительности

 

Емкость лотка ручной подачи, листов

не менее 50

Данная характеристика влияет на увеличение оперативности обрабатываемой информации

 

Частота процессора, МГц

не менее 800

Данная характеристика влияет на увеличение производительности процессора

 

Объем оперативной памяти (стандартный), Мб

не менее 256

Данная характеристика определяет размер оперативной памяти

 

Интерфейс USB 2.0

наличие

Данная характеристика требуется для обеспечения возможности подключения оборудования к уже имеющейся в кабинетах заказчика компьютерной технике

 

Интерфейс RJ-45

наличие

Данная характеристика требуется для обеспечения возможности подключения оборудования к уже имеющейся в кабинетах заказчика компьютерной технике

 

Поддержка мобильных технологий печати (Air Print, Mopria (Android), Cortado Cloud, Google Cloud Print,Android Print Service Plugin)

наличие

Данная характеристика влияет на увеличение оперативности обрабатываемой информации

 

Встроенный сервер сетевой печати

наличие

Данная характеристика позволяет организовать совместный доступ к принтерам по локальной сети или через Интернет.

 

Максимальный уровень шума при работе, дБ, не более

54

Данная характеристика влияет на показатели по охране труда и техники безопасности

 

Совместимость с картриджами DR-3400/TN-3480

наличие

Данная характеристика требуется для обеспечения возможности работы оборудования с уже имеющейся в кабинетах заказчика компьютерной техникой

 

Срок предоставления гарантии поставщика на товар с момента подписания государственным заказчиком документа о приемке товара, месяц****.  не менее

12

Обязательное условие, определенное контрактом

 

* - является исчерпывающим в совокупности с условиями, предусмотренными проектом государственного контракта, включенным в документацию как неотъемлемая часть.

** Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (с 1 января 2016 года заказчиком определяется также код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014).

*** Требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя устанавливается только в случае, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта   закупки (ч. 1 с. 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

**** В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает: в обязательном порядке: в разделе 2 требование к гарантийному сроку товара,
в проекте контракта: требования к объему предоставления гарантий качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар; при необходимости: в проекте контракта требования к расходам на эксплуатацию товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в обязательном порядке (дополнительно к вышеуказанным требованиям): в разделе 2 требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии.

В проекте контракта условие, что предоставление гарантии на товар осуществляется вместе с данным товаром. В случае определения поставщика по иной номенклатуре, вышеуказанные требования в соответствующих разделах документации устанавливаются при необходимости. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Такое обоснование оформляется отдельным приложением к Разделу 2 Описание объекта закупки.»

 

 

 

 

Из пояснений представителей Заказчика следует, что согласно выписки из оборотно-сальдовой ведомости по счету «Увеличение стоимости материальных запасов» на 01.10.2019 г. большое количество имеющихся на складе картриджей GD ТВ3480 и GD ТВ2375 остаток в количестве 196 штук. В рамках подготовки к инвентаризации возникла необходимость списания нефинансовых активов с целью недопущения излишков согласно приказа Минфина РФ от 13.06.1995г. (в редакции от 08.11.2010г.) «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и нефинансовых обязательств». В связи с отсутствием достаточного количества периферийных устройств, для которых совместимы имеющиеся в наличии картриджи, Заказчиком было принято решение произвести закупку периферийных устройств совместимых с имеющимися на остатках картриджами. Таким образом, при описанных обстоятельствах в описание объекта закупки было включено наименование показателя «Совместимость с картриджами GD-3400/ТМ-3480» со значением «Наличие».

Заявитель жалобы воспользовался правом на подачу запроса о разъяснении положений аукционной документации в части уточнения характеристик. Запрос: «Совместимость с картриджами DR-3400/TN-3480» данное требование не законное». Заказчиком был опубликован ответ: «имеются в наличии картриджи, которые были приобретены ранее, но МФУ для которых приобретался расходный материал вышел из строя, а картриджи остались, так как списать такое количество ранее приобретенных картриджей мы не можем, в наименование показателя было включено «Совместимость с картриджами GD-3400/ТМ-3480» со значением «наличие».

При составлении описания объекта закупки принималось во внимание потребность учреждения оперативно решить проблему.

Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность при осуществлении закупки принимать во внимание особенности деятельности хозяйствующих субъектов, являющихся не только официальными дистрибьюторами, но и производителями. Отсутствие у участника необходимой Заказчику продукции (в т.ч. возможности ее бронирования у официальных представителей) на определенный момент времени не является основанием для констатации факта ограничения конкуренции.

Обеспечение максимально возможной конкурентной среды не является первоочередной целью закупочного процесса. Полноценное удовлетворение профильной потребности Заказчика является приоритетной задачей возникающих правоотношений при закупке. Заказчик не может обеспечить максимальный круг участников и удовлетворить интересы всех участников.

Как следует из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям закупки. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу № 06АП-4920/2015 имеется содержательная дополнительная формулировка по теме: «Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки... При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности...».

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.20 15 по делу № 32­23367/2015, оставлено в силе постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 № 15АП-17370/15, в котором обозначено, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в том числе к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности.

Кроме того, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.10.2015 № Ф08-6899/15 по делу № А63-1485/2015 приведена позиция суда: «Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, работам, услугам являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам, работам, услугам».

Исходя из норм Закона о контрактной системе и сложившейся судебной практики, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупок, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

К участию в закупке было допущено 4 участника, в результате аукциона произошло снижение цены контракта на 29,5%, что свидетельствует об отсутствии признаков ограничения количества участников.

При этом участником размещения заказа может выступать любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе и не являющееся производителем товаров, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.

Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.

Рассматриваемый товар представлен на Российском рынке и может быть приобретен и поставлен любым участником закупки, для этого не требуется какое-либо дополнительное разрешение на закупку товаров или получение специальных лицензий. Аукционная документация не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а лишь конкретизирует предмет закупки. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставки товара с указанными характеристиками и в заявленном объеме не свидетельствует о нарушении прав этих лиц и норм закона.

Согласно с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО Фирма «ИНФО-СЕРВИС» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318300008819000466).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны