Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3559/2022 по результатам рассмотрения жал... от 17 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3559/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

17 августа 2022 г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

Члены Комиссии:

при участии, путем систем ВКС, представителя ООО «АльянсПрофЭко» (далее – Заявитель) и представителя МУП МО Усть-Лабинский район «Водоканал» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал» (извещение № 32211583169 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал» (извещение № 32211583169 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 17.08.2022г. в 12:00.

Заявитель считает, что Организатор торгов установил в Документации требования, противоречащие нормам Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-3559/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП МО Усть-Лабинского района «Водоканал» (далее – Положение), утвержденным приказом МУП МО Усть-Лабинского района от 14.06.2022г. № 49-п.

28.07.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211583169 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена договора – 10 220 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 28.07.2022г. в 00:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок - 09.08.2022г. в 09:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 16 статьи 3.2 Закона о закупках, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов необоснованно ограничил круг участников конкурса, установив требование о наличии у участников закупки членства в СРО в области выполнения инженерных изысканий и осуществления проектирования.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 5 Технического задания, объем услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал» разделен на четыре этапа.

Первый этап включает работы по разработке 11 проектов зон санитарной охраны в составе 3 поясов; получению санитарно-эпидемиологического заключения по каждому из 11 проектов зон санитарной охраны в составе 3 поясов; получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения для каждого из 26 ВУ; получению 11 экспертных заключений по каждому из 11 проектов зон санитарной охраны в составе 3 поясов:

Второй этап включает разработку 11 гидрогеологических заключений о возможности водоснабжения населенных пунктов за счет подземных вод по водозаборным узлам; подготовку 11 расчетов водопотребления по водозаборным узлам.

Третий этап работ составляет геодезические изыскания в составе: топографическая съемка в М 1:500, определение угловых координат участков недр, устьев скважин и высотных отметок на участке в системе WGS-84 и ГСК-2011 – 23 земельных участка.

Четвертый этап работ включает самостоятельный сбор и формирование пакета документов, направление документации в государственные органы, устранение выявленных замечаний, сопровождение процедуры выдачи лицензии и получение 11 лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного и федерального значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

Согласно доводу жалобы Заявителя, предмет закупки не предусматривает выполнения работ по строительству и реконструкции объектов капитального ремонта и строительства, в связи с чем Организатором торгов неправомерно установлено требование об обязательном членстве в СРО.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г. № 624, создание и обновление инженерно-топографических планов, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений входит в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и требует наличие у исполнителя работ членства в СРО в области инженерных изысканий.

На основании вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

В соответствии с доводом жалобы Заявителя, Организатором торгов неправомерно установлено требование о наличии штатных и внештатных сотрудников: инженеров имеющих образование по специальности «Водоснабжение и водоотведение» или «Природообустройство и водопользования», а также о подтверждении участниками деловой репутации.

Вместе с тем, Заявителем оспаривается требование Организатора торгов о подтверждении деловой репутации.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и Положением, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, Организатору торгов предоставлено право сформировать свою Документацию в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Организатора торгов в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с пунктом 33.2 Положения, Критериями оценки заявок могут быть:

1) цена договора, в случае осуществления закупки в соответствии с главой 17 настоящего Положения – цена единицы (сумма цен единиц) товара, работы, услуги);

2) качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

3) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;

5) аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с пояснением заказчиком случаев признания такого опыта аналогичным;

6) оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) срок поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

8) срок гарантийного обслуживания на товары, результаты работ

Согласно пункту 2.1.1 части 2 приложения к информационной карте, Организатором торгов установлен критерий оценки «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами из квалифицированного персонала, в т.ч. имеющего специальную подготовку и опыт для оказания услуг по предмету закупки», согласно которому предметом оценки является, предложения участника по количеству ключевых специалистов участника закупки, планируемых к непосредственному привлечению к исполнению договора, являющегося предметом настоящей закупки, и имеющих высшее образование. При этом обязательно наличие у участника следующих сотрудников:

- гидрогеолог, имеющий высшее образование в сфере гидрогеологии (специальность «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» или «Гидрогеология»);

- кадастровый инженер, имеющий высшее законченное образование (специальность «Городской кадастр» или «Земельный кадастр»);

- инженер-геодезист, имеющий высшее техническое образование ( специальность «Геодезист» или «Прикладная геодезия»);

- инженер водоснабжения, имеющий высшее техническое образование (специальность «Водоснабжение и водоотведение» или «Природообустройство и водопользование»);

- эколог (специальность «Геоэколог» или «Экология») с опытом работы не менее 5 лет.

В соответствии с пунктом 2.1.3 приложения к информационной карте, деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» и требованиями систем добровольной сертификации (далее – СДС).

Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 и требованиями СДС. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявки на участие в конкурсе.

Вместе с тем, все участники закупки поставлены в равные условия, а субъективный фактор (при оценке заявок) исключается посредством установления критериев объективности (обоснованности), описанных в закупочной документации. Формулировки критериев оценки заявок носят определенный (измеримый) характер, критерии являются четкими, понятными и равными для всех участников закупки, а также отвечающими потребностям Организатора торгов.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Вместе с тем, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что данные показатели являются критерием оценки и не служат основанием для отклонения заявок.

На основании изложенного Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов не установлено нарушений требований части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АльянсПрофЭко» на действия МУП МО Усть-Лабинский район «Водоканал» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по получению лицензий на право пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр на объектах МУП «Водоканал» (извещение № 32211583169 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя комиссии 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны