Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2150/2022 по результатам рассмотрения жал... от 14 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2150/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14 июня 2022г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем систем ВКС, представителя ООО ЧОП «Логос титул» (далее – Заявитель) и представителя МУП г. Сочи «Водоканал» (далее — Заказчик), в отсутствие, надлежащим образом уведомленного МБУ г. Сочи «Центр проведения торгов» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов и Заказчика при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг физической охраны объектов МУП г. Сочи «Водоканал» (извещение № 32211389017 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов и Заказчика при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг физической охраны объектов МУП г. Сочи «Водоканал» (извещение № 32211389017 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 14.06.2022г. в 11:00.

Заявитель считает, что Организатор торгов и Заказчик нарушили порядок проведения закупочной процедуры, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и Заказчика и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов

Организатор торгов и Заказчик возражают доводам жалобы, считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-2150/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП МО город-курорт Сочи Краснодарского края «Водоканал» (далее – Положение), утвержденным приказом МУП г. Сочи «Водоканал» от 29.07.2021г. № 205-П.

17.05.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211115872 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг физической охраны объектов МУП г. Сочи «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена договора – 42 073 920,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 17.05.2022г.

Дата и время окончания подачи заявок - 02.06.2022г. 09:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов неправомерно установил в пунктах 2.1.4, 2.1.5, 3, 4.1.2 Раздела 7 Документации критерии оценки заявок участников.

В соответствии с пунктом 2 Раздела 7 Документации, для оценки заявок претендентов установлен критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Пунктом 2.1.4 Раздела 7 Документации, установлен подкритерий «Наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)».

Предметом оценки по указанному подкритерию является наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

В соответствии с пунктом 2.1.4 Раздела 7 Документации, для получения баллов по данному подкритерию (показателю) требуется предоставление следующих документов, подтверждающих наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), а именно, копии действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Согласно пункту 2.1.5 Раздела 7 Документации, установлен подкритерий «Наличие у сотрудников участника закупки обучения пожарно-техническому минимуму по программе: «Обучения мерам пожарной безопасности руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах)».

Для получения баллов по данному подкритерию (показателю) требуется предоставление следующих документов, подтверждающих наличие у сотрудников участника закупки обучения пожарно-техническому минимуму по программе: «Обучения мерам пожарной безопасности руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах)»:

- копии квалификационных удостоверений, полученных до даты подачи заявки о наличии у сотрудников охранной организации обучения пожарно-техническому минимуму

- выписка из протокола заседания аттестационной комиссии, полученное до даты подачи заявки, о наличии у сотрудников охранной организации обучения пожарно-техническому минимуму.

В соответствии с пунктом 3 Раздела 7 Документации, установлен критерий оценки «Аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг».

Предметом оценки по данному критерию является количество, исполненных (завершенных) лично участником закупки (без штрафов, пеней, неустоек) контрактов (договоров), за период с июля 2019-2022 гг. до даты подачи заявки (включительно), сопоставимого характера и объёма.

При это, под сопоставимым характером подразумевается опыт по оказанию услуг охраны объектов водоснабжения, водоотведения лично участником закупки. Под сопоставимым объемом понимается оказание услуг по исполненным (завершенным) лично участником закупки контрактам (договорам), общая (суммарная) стоимость которых, согласно предоставленным участником закупки документам, подтверждающим исполнение контрактов (договоров), составляет не менее начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки

Для получения баллов по данному критерию требуется предоставление сопоставимых предмету конкурса в электронной форме, полностью исполненных (завершенных) (без штрафов, пеней, неустоек) контрактов (договоров), за период с июля 2019-2022 гг. до даты подачи заявки (включительно), сопоставимого характера и объема представленных участником закупки в составе заявки.

В качестве подтверждения исполнения контрактов (договоров) участник закупки предоставляет в составе заявки на участие заполненное Приложение №3 к Разделу 6 документации о закупке, копии всех страниц, исполненных (завершенных) контрактов (договоров), включая все неотъемлемые приложения к ним, а также документы, подтверждающие исполнение контрактов (договоров) в полном объеме (подписанные с обеих сторон: акты оказанных услуг). При этом такие контракты (договоры) должны быть заключены с участником закупки и исполнены участником закупки в полном объеме, то есть оказание услуг по соответствующему контракту (договору) должно быть завершено. В случае если контракты (договоры) исполнены не на всю запланированную контрактом (договором) сумму, в качестве подтверждения исполнения контракта (договора) участник закупки должен предоставить копию соглашения о расторжении такого контракта (договора) и(или) копию дополнительного соглашения на изменение цены такого контракта (договора).

Согласно пункту 4 Раздела 7 Документации, установлен критерий «Оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг».

Пунктом 4.1.2 Раздела 7 Документации установлен подкритерий «Наличие представительства и (или) филиала и (или) офиса в городе Сочи, а также оружейной комнаты в городе Сочи».

Для получения баллов по данному подкритерию (показателю) требуется предоставление следующих документов, подтверждающих наличие у участника закупки (принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании) представительства и (или) филиала и (или) офиса в городе Сочи, а также оружейной комнаты в городе Сочи:

- копия действующей на момент подачи заявки выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП участника закупки (в случае если представительство и (или) филиал и (или) офис, а также оружейная комната располагается в городе Сочи);

- копия выписки из единого государственного реестра недвижимости (в случае если недвижимость находится в собственности участника закупки);

- копия действующего на момент подачи заявки и до окончания срока исполнения договора, заключаемого по результатам настоящего конкурса в электронной форме, договора аренды/безвозмездного пользования на офисное помещение, находящееся в городе Сочи (срок действия договора аренды должен быть не менее чем до 21.07.2023г).

- копия разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему в городе Сочи.

При этом, в соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5, 3, 4.1.2 Раздела 7 Документации, непредставление сведений (информации) не является основанием для отклонения заявки участника.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и Положением, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою Документацию в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Организатора торгов в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с пунктом 34.1 Положения, для оценки заявок, поданных участниками закупки на участие в конкурсе, заказчик устанавливает в конкурсной документации критерии оценки заявок и порядок оценки заявок.

Согласно пункту 34.2 Положения, критериями оценки заявок могут быть:

1) цена договора, а в случае осуществления закупки в соответствии с главой 18 настоящего Положения – цена единицы (сумма цен единиц) товара, работы, услуги);

2) качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

3) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;

5) аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с пояснением заказчиком случаев признания такого опыта аналогичным;

6) оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) срок поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

8) срок гарантийного обслуживания на товары, результаты работ.

Целью проведения закупки является выбор наиболее конкурентоспособного участника, который сможет наилучшим образом удовлетворить потребности заказчика. Критерии оценки устанавливаются с учетом специфики деятельности каждого отдельного заказчика для определения лучшего поставщика.

При этом, установленные критерии должны отвечать принципам объективности и измеримости и применяться в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Документация содержит измеримые показатели объективности по каждому оспариваемому критерию, что исключает субъективный подход к оценке заявок участников. Каждый участник имеет возможность представления к оценке сведений и документов для подтверждения соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов и Заказчика не установлено нарушения требований части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ЧОП «Логос Титул» на действия МБУ г. Сочи «Центр проведения торгов» и МУП г. Сочи «Водоканал» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг физической охраны объектов МУП г. Сочи «Водоканал» (извещение № 32211389017 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя комиссии 

 

Члены Комиссии:

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны