Решение №023/06/64-1629/2019 . от 23 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ №1432/2019-КС
по делу № 023/06/64-1629/2019 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
23 сентября 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Кубаньстройсервис» (далее – Заявитель) на действия администрации МО Славянский район (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт здания архива по адресу: Славянский район, пос. Совхозный, ул. Школьная, 613-а» (извещение № 0318300225019000380) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком – администрацией МО Славянский район проводился электронный аукцион: «Капитальный ремонт здания архива по адресу: Славянский район, пос. Совхозный, ул. Школьная, 613-а» (извещение № 0318300225019000380).
Начальная (максимальная) цена контракта – 8 466 230,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В п. 4 Раздела 9 Проекта контракта указано, что приобретение материалов (качество, маркировка, место производства, цвет отделочных материалов) должно быть согласовано с Заказчиком.
Материалы, используемые при проведении работ должны сопровождаться документом о качестве, в котором должно быть указано:
- наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак;
- наименование, марка и цвет материала;
- номер партии и дата изготовления;
- обозначение стандарта;
- результаты испытаний и подтверждение о соответствии материалов требованиям стандартов;
- указания об особых свойствах материала (пожаровзрывобезопасность, токсичность).
Вместе с тем, в составе аукционной документации размещено приложение № 1 к Описанию объекта закупки, где указаны все сведения о товарах, используемых при выполнении работ, удовлетворяющие потребностям Заказчика.
Кроме того, данные сведения является приложением к контракту.
При подаче заявки на участие в электронном аукционе, участник закупки подает конкретное предложение о товарах, используемых при выполнении работ, которое соответствует требованиям Заказчика.
Следовательно, дополнительное согласование Исполнителем с Заказчиком материалов, при исполнении контракта, не целесообразно.
Требование Заказчика об указании товара товарного в документе о качестве товара неправомерно ввиду того, что не все товары, предлагаемые участниками закупки, могут иметь товарный знак.
Требование Заказчика об указании в документе о качестве товара информации о соответствии материалов требованиям стандартов также неправомерно ввиду того, что не все товары, предлагаемые участниками закупки, регламентируются стандартами.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации указано:
13 |
Гарантийный срок и (или) объем предоставления гарантий |
Срок гарантии нормального функционирования результата работ 36 месяцев с даты подписания сторонами акта сдачи выполненных работ или акта устранения недостатков, за исключением случаев преднамеренного повреждения указанных результатов работ со стороны третьих лиц. |
При этом, в п. 2 Раздела 8 проекта контракта установлено, что гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта устанавливается 5 лет с даты подписания Сторонами акта приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией (типовая межотраслевая форма № КС-14, утверждённая постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве), входящих в него инженерных систем, оборудования, материалов – согласно гарантии изготовителя.
Таким образом, документация электронного аукциона содержит противоречивую информацию, что является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
В Приложении №1 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ:
Заявитель считает, что в аукционной документации неверно указана единица измерения веса в кг.
Представителем Заказчика на рассмотрении Комиссии пояснено, что согласно данным из открытых источников данные материалы имеют единицу измерения веса в виде обозначения кг.
Производители оборудования также используют единицу измерения веса в кг.
Таким образом, требование Заказчика к единице измерения веса блока не противоречит законодательству о контрактной системе.
В Приложении №1 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ:
Заявитель считает, что пульт контроля с интерфейсом RS-485 и RS-232 не может обладать характеристиками: количество подключаемых приборов более 127 и длина линии интерфейс, м, не более 3000.
Представителем Заказчика пояснено, что при описании данного товара Заказчик руководствовался данными производителя:
В п. 32 Приложения №1 к Описанию объекта закупки аукционной документации установлено требование: интерфейс RS-485; RS-232.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки при установлении в Разделе 2 документации значения, содержащего перечисление характеристик с использованием союза «и» или знаков препинания «,», «;», в предложении участника такое значение показателя должно включать все перечисленные характеристики.
Таким образом, участникам закупки необходимо указать два интерфейса, что соответствует информации производителя с официального сайта.
В п. 32 Приложения №1 к Описанию объекта закупки аукционной документации установлено требование: количество подключаемых приборов более 127.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже, «не ниже», «более», «менее»), участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Представителем Заказчика пояснено, что, участникам закупки необходимо указать одно конкретное значение более 127, например, 128, что соответствует информации производителя с официального сайта, где указано: 127 подключаемых приборов к линии RS-485 и 1 к выходу RS- 232. Всего подключаемых приборов 128.
Вместе с тем, указанное описание вводит в заблуждение участников закупки.
В п. 32 Приложения №1 к Описанию объекта закупки аукционной документации установлено требование: длина линии интерфейс, м, не более - 3000.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки в случае если в требованиях к значению показателя установлен единый диапазон допустимых значений, единое требование к минимальному и/или максимальному значению для нескольких исполнений (типов/видов и т.д.) одного товара (материала), то предлагаемое участником значение такого показателя должно быть указано отдельно для каждого исполнения (типа/вида и т.д.) товара (в случае, если значения таких показателей для требуемых исполнений (типов/видов и т.д.) товара будут отличаться друг от друга, в том числе, в соответствии с требованиями нормативно-технической документацией или в соответствии с требованиями государственного стандарта (данное положение инструкции имеет приоритет перед иными положениями инструкции).
Таким образом, участникам закупки необходимо указать длину линии интерфейса, м для линии связи RS-485 - не более 3000м и для линии связи RS-232 - это не более 20 м.
Вместе с тем, требование описания объекта закупки с учетом положений инструкции по заполнению заявки аукционной документации, вводит в заблуждение участников закупки, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки Комиссией УФАС по Краснодарскому краю установлены нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
Таким образом, объект капитального строительства: «Капитальный ремонт здания архива по адресу: Славянский район, пос. Совхозный, ул. Школьная, 613-а» не подходит под указанное исключение.
В соответствии с ч.12.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов и оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Заказчиком в аукционной документации размещены локально-сметные расчеты, ведомости объемов работ, объектные сметные расчеты, сводные сметные расчеты:
Ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
При этом в Информационной карте аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (если позицией 27 Раздела 1 настоящей документации об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Разделе 2 документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в Разделе 2 документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Разделе 2 документации об электронном аукционе.
3) при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в случае включения в документацию о закупке проектной документации, первая часть заявки содержит только согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
4) первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
В Приложении №1 к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчик установил сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ.
Таким образом, документация электронного аукциона содержит требование о предоставлении, в первой части заявки на участие в электроном аукционе, конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, что является нарушением ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
В нарушение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона установлено:
Дата и время окончания подачи заявок: |
17.09.2019 09:00 |
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: |
18.09.2019 |
Дата проведения аукциона в электронной форме: |
19.09.2019 |
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Кубаньстройсервис» обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика – администрации МО Славянский район нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 8) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 3.1 ст. 66, ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО Славянский район (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 397
по делу № 023/06/64-1629/2019 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
23 сентября 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) на основании своего решения от 23.09.2019 г. по делу № 023/06/64-1629/2019, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Кубаньстройсервис» на действия администрации МО Славянский район при проведении электронного аукциона: «Капитальный ремонт здания архива по адресу: Славянский район, пос. Совхозный, ул. Школьная, 613-а» (извещение № 0318300225019000380) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:
Заказчику - администрации МО Славянский район (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 8) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 3.1 ст. 66, ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение № 0318300225019000380).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Уведомить участников закупки, подавших заявки, об аннулировании открытого конкурса в электронной форме. Осуществить возврат участникам закупки, подавшим заявки, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней со дня размещения в ЕИС.
4. В срок до 11.10.2019 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.