Решение б/н Решение Краснодарского УФАС России по делу № 13Р/2010 от 27.... от 3 декабря 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 
12 марта 2010 г.                                                                                                                                         г. Краснодар
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Гассий Н.Я. – заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Оберемок В.В. – заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Прошкин Б.Б. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 13Р/2010 от 27.02.2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения рекламы Государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Редакция газеты «Предгорье» в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на страницах 1, 4, 7, 8 с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
 
В присутствии представителя:
 
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» – заместителя директора ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» Чайкова Анатолия Николаевича) по доверенности № 5 от 04.03.2010, выданной директором ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» Бунтури С.Г.
 
На рассмотрении дела присутствовал начальник организационно-методического отдела печати, телевидения и радио Департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края Балышкин Евгений Герасимович без права голоса.
 
УСТАНОВИЛА:
 
В газете «Предгорье» (п. Мостовской), выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на странице 1 размещена реклама магазина «Охота» содержания:
- «Магазин «Охота» акция!!! Каждому купившему пиротехнику на сумму свыше 500 руб. подарок!...» с нарушением ст. 9 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии в рекламе информации о сроках проведения акции, а также об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения;
на странице 8 размещена реклама сети торговых центров «Орбита» содержания:
- «Сеть торговых центров Орбита более 100 призов! Новогодний розыгрыш!...» с нарушением ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии в рекламе информации о сроках проведения акции.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на страницах 7 и 8 все рекламные модули не сопровождены пометкой «реклама» или «на правах рекламы».
Из свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 14-0383 от 05.06.2006 следует, что примерная тематика и специализация указанного издания – социально-общественная, экономическая, культурная. Объем рекламы до 40%.
Таким образом, указанная выше реклама распространена с нарушением ст. 16 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии в перечисленной выше рекламе пометок «реклама» или «на правах рекламы».
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
В газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на странице 4 размещена реклама изделий медицинского назначения – слуховых аппаратов содержания:
- «… Слуховые аппараты производства России, Германии…цены от 4500 до 8000 руб…»;
на странице 7 размещена реклама центра современной медицины «Альфамед» и оказываемых медицинских услуг содержания:
- «АЛЬФАМЕД» центр современной медицины. Врачи: эндокринолог, хирург, невролог, уролог, онколог…» с нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к данным изделиям медицинского назначения, медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов.
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на странице 8 размещена реклама следующего содержания:
- «Магазин бытовой техники ЛИДЕР (угол улиц Кирова и Кооперативной) КРЕДИТ 0% первый взнос…»;
- «Магазин «НАПОЛЬНЫЕ ПОКРЫТИЯ». Кредит. Доставка. Цены низкие…»;
- «Спешите к нам! В декабре большие скидки! «12 стульев» магазин… оформление кредитов…»;
- «Салон мебели «УЮТ» в п. Псебай. Мебель мягкая, корпусная. Доставка, кредит, сборка…» с нарушением ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии наименования или имени лица, предоставляющего кредит (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Из содержания п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, указанная выше реклама, размещенная в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на страницах 1, 4, 7, 8 является ненадлежащей.
Краснодарское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» по факту распространения вышеуказанной рекламы в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на страницах 1, 4, 7, 8.
Из объяснений по делу № 13Р/2010 (вх. № 2451 от 12.03.2010) ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» (в деле) следует, что данное предприятие не согласно с выявленными Краснодарским УФАС России нарушениями законодательства Российской Федерации о рекламе.
В своих объяснениях ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» указывает, что в рекламе магазина «Охота», размещенной в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на странице 1 отсутствуют признаки нарушения ст. 9 Федерального закона «О рекламе», а также в рекламе сети торговых центров «Орбита» - в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на странице 8, не усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе», в связи с тем, что в данной рекламе, не подлежат рекламированию какие-либо стимулирующие мероприятия, а сведения об акции, содержащиеся в данной рекламе, следует понимать как действие, не имеющее отношения к стимулирующим мероприятиям. Более того, в указанной рекламе сети торговых центров «Орбита» не требуется сообщать о сроках проведения акции, так как в рекламе присутствует информация о том, что подробности проведения акции можно узнать у продавцов магазина.
Краснодарское УФАС России не согласно с изложенными выше доводами ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» по следующим основаниям: требования ст. 9 Федерального закона «О рекламе» распространяются на рекламу любого стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение определенного товара. Из содержания размещенной в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009, на страницах 1 и 8 рекламы магазина «Охота» и сети торговых центров «Орбита» следует, что условием участия в данных акциях является приобретение товаров, реализуемых в данных магазинах. Следовательно, используемый в данном случае в рекламе термин акция рассматривается Краснодарским УФАС России, как стимулирующее мероприятие, то есть проведение данной акции и ее реклама направлены на увеличение извлечения прибыли в данных магазинах.
Следовательно, на опубликованную в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009, на страницах 1 и 8 рекламу магазина «Охота» и сети торговых центров «Орбита» распространяются требования ст. 9 Федерального закона «О рекламе», которые включают обязанность указать в данной рекламе, как сроки проведения акций, так и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, сроках, месте и порядке получения призов – подарков.
В объяснениях ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» указывает на то, что выводы Краснодарского УФАС России не соответствуют действительности в части нарушения данным лицом требований ст. 16 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в отсутствии во всех рекламных модулях пометок «реклама» или «на правах рекламы», размещенных на страницах 7 и 8, в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009, поскольку в верхнем колонтитуле данной газеты, на указанных страницах содержится обозначение «реклама».
Краснодарское УФАС России считает доводы ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» не обоснованными по следующим основаниям.
Как указано в ст. 16 Федерального закона «О рекламе» текст рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должен сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». В данном случае под текстом рекламы следует понимать каждый рекламный модуль,  размещенный на страницах 7 и 8, в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009, который должен быть сопровожден указными пометками. Более того, на данных страницах издания кроме рекламных модулей также размещены материалы не рекламного характера, поэтому размещенная в верхнем колонтитуле пометка реклама, не может быть расценена как относящаяся только к опубликованной рекламе на данных страницах.
ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» в объяснениях по делу № 13Р/2010 (вх. № 2451 от 12.03.2010) не согласно с выводами Краснодарского УФАС России о наличии нарушений ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» в рекламе слуховых аппаратов, размещенной в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на странице 4 и в рекламе центра современной медицины «Альфамед» и оказываемых медицинских услуг – на странице 7 указанного издания, а, следовательно, предупреждение о наличии противопоказаний к данным изделиям медицинского назначения, медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов в данной рекламе не требуется. Поскольку слуховые аппараты не являются лекарственными средствами и медицинской техникой, а представляют собой аппараты для улучшения слуха. Более того, редакция газеты «Предгорье» не обязана выявлять противопоказания к данным услугам, а значит, обязанность указывать такого рода предупреждения у предприятия отсутствует.
Однако Краснодарским УФАС России установлено, что согласно п. 9444 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации соответствия» слуховые аппараты относятся к приборам и аппаратам для лечения, а также к устройствам для замещения функций органов и систем организма, то есть к изделиям медицинского назначения. Таким образом, положения ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» распространяются на указанную рекламу слуховых аппаратов.
В рекламе цента современной медицины «Альфамед» перечислены оказываемые центром медицинские услуги специалистов: эндокринолога, хирурга, невролога, уролога, онколога, гастроэнтеролога, гинеколога и терапевта-кардиолога. Таким образом, на рекламу центра современной медицины «Альфамед» и оказываемых медицинских услуг также распространяются требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Кроме того, требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» о необходимости указания в рекламе слуховых аппаратов и центра современной медицины «Альфамед» и оказываемых медицинских услуг предупреждения о наличии возможных противопоказаний, либо необходимости получения консультаций специалистов распространяются как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя, в данном случае рекламораспространителем является ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье».
В объяснениях ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» указывает, что претензии Краснодарского УФАС России, связанные с распространением на странице 8 в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 рекламы «Магазин бытовой техники ЛИДЕР (угол улиц Кирова и Кооперативной) КРЕДИТ 0% первый взнос…»; «Магазин «НАПОЛЬНЫЕ ПОКРЫТИЯ». Кредит. Доставка. Цены низкие…»; «Спешите к нам! В декабре большие скидки! «12 стульев» магазин… оформление кредитов…»; «Салон мебели «УЮТ» в п. Псебай. Мебель мягкая, корпусная. Доставка, кредит, сборка…» с нарушением ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии наименования или имени лица, предоставляющего кредит, не обоснованы, так как во всех рекламных модулях есть указания конкретных юридических лиц: магазин бытовой техники «Лидер», магазин «Напольные покрытия», магазин «12 стульев», салон мебели «Уют».
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не согласно с изложенными выводами ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье», так как указанные в рекламе организации, не предоставляют финансовые услуги в сфере кредитования, поскольку согласно ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в части девятой настоящей статьи и в статье 13.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, указанная реклама, распространена на странице 8 в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 с нарушением ч. 1 ст. 28 Федерального закона « О рекламе».
Из выходных данных газеты «Предгорье» следует, что издателем данной газеты является ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье».
В соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ст. 9, ч. 7 ст. 24, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В данном случае нарушение установленных Законом требований к рекламе было очевидным для рекламораспространителя, оказывающего услуги в качестве такового на постоянной основе. Публикация ненадлежащей рекламы произошла по его вине.
Таким образом, распространение ненадлежащей рекламы произошло по вине рекламораспространителя – ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье», не предпринявшего все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе при опубликовании в газете «Предгорье» рекламных материалов рекламодателей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение ст. 16 Федерального закона «О рекламе» ответственности подлежит рекламораспространитель.
При рассмотрении дела № 13Р/2010 установлено, что рекламораспространителем указанной выше рекламы является ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье», что подтверждено следующими документами и материалами:
договором на рекламное обслуживание № 37/1 от 03.04.2009, заключенным ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» с ООО «Вепрь» (в деле);
договором на рекламное обслуживание № 41/1 от 23.04.2009, заключенным ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» с ООО «Бытсервис» (в деле);
договором на рекламное обслуживание № 17/1 от 11.01.2009, заключенным ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» с индивидуальным предпринимателем Проценко Олегом Викторовичем (в деле);
договором на рекламное обслуживание № 48/1 от 14.05.2009, заключенным ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» с индивидуальным предпринимателем Трофимович Ларисой Николаевной (в деле);
договором на рекламное обслуживание № 57 от 17.06.2009, заключенным ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» с индивидуальным предпринимателем Булашовым Сергеем Иванович (в деле);
договором на рекламное обслуживание № 13/1 от 11.01.2009, заключенным ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» с индивидуальным предпринимателем Щербининым Александром Анатольевичем (в деле);
договором на рекламное обслуживание № 85/1 от 31.07.2009, заключенным ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» с индивидуальным предпринимателем Яковенко Александром Ивановичем (в деле);
договором на рекламное обслуживание № 23/1 от 11.01.2010, заключенным ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» с индивидуальным предпринимателем Колесниковым Александром Георгиевичем (в деле).
Таким образом, рекламораспространителем – ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» нарушены требования ст. 9, ст. 16, ч. 7 ст. 24, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении вышеуказанной рекламы в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 на страницах 1, 4, 7, 8.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.     Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» в газете «Предгорье», выпуск № 140 (10209) от 17.12.2009 следующего содержания:
на странице 1: «Магазин «Охота» акция!!! Каждому купившему пиротехнику на сумму свыше 500 руб. подарок!...»;
на странице 4: «…Слуховые аппараты производства России, Германии…цены от 4500 до 8000 руб…»;
на странице 7: «АЛЬФАМЕД» центр современной медицины. Врачи: эндокринолог, хирург, невролог, уролог, онколог…»;
на странице 8: «Сеть торговых центров Орбита более 100 призов! Новогодний розыгрыш!...»;
«Магазин бытовой техники ЛИДЕР (угол улиц Кирова и Кооперативной) КРЕДИТ 0% первый взнос…»;
«Магазин «НАПОЛЬНЫЕ ПОКРЫТИЯ». Кредит. Доставка. Цены низкие…»;
«Спешите к нам! В декабре большие скидки! «12 стульев» магазин… оформление кредитов…»;
«Салон мебели «УЮТ» в п. Псебай. Мебель мягкая, корпусная. Доставка, кредит, сборка…»;
а также всю рекламу, размещенную на страницах 7 и 8, без пометок «реклама» или «на правах рекламы».
2.     Выдать ГУП КК «Редакция газеты «Предгорье» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3.     Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме «24» марта 2010 года.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
 
 
Председатель Комиссии                                   ____________ Н.Я. Гассий
 
 
 
Члены Комиссии                                               ____________ В.В. Оберемок
                                                                       ____________ Б.Б. Прошкин

Связанные организации

Связанные организации не указаны