Решение б/н Решение от 21 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 20.02.2022 г. г. Краснодар
Решение изготовлено в полном объеме 21.02.2023г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – ------------ – и.о. заместителя руководителя управления.
Члены Комиссии:
------------------ – заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
------------------ – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № 023/05/5-5919/2022, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении 11.05.2022г. в сервисе «Яндекс.Директ» недостоверной контекстной рекламы следующего содержания: «Регистрация товарного знака в Роспатенте за 24 часа», перенаправляющей на интернет-страницу «…», с признаками нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 и п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/5-5919/2022 в отношении которого возбуждено ----,
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/5-5919/2022 представителя Заявителя ООО «Зуйков и партнеры»,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением, перенаправленного ФАС России, заявления ООО «Зуйков и партнеры» (вх. № 19403-ЭП/22 от 07.10.2022г.) по факту распространения 11.05.2022г. в сервисе «Яндекс.Директ» недостоверной контекстной рекламы следующего содержания: «Регистрация товарного знака в Роспатенте за 24 часа», перенаправляющей на интернет-страницу «…».
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе", следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе", товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. Оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Анализ информации, содержащейся в представленной рекламе, позволяет установить, что буквальное прочтение вышеуказанного словосочетания может создавать у потребителя, не имеющего представления о положениях действующего законодательства, регламентирующего сроки регистрации товарного знака, создается ошибочное впечатление о возможности регистрации товарного знака в Роспатенте за 24 часа.
В действительности, данное впечатление не имеет ничего общего с реальностью, поскольку, как следует, из практики Роспатента по регистрации товарных знаков, положений п. 13 Регламента № 483, а также Приказа ФИПС № 80/36, зарегистрировать товарный знак менее чем за два месяца, невозможно.
Вместе с тем, Краснодарским УФАС России установлено следующее. В соответствии с п. 13 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 483 (ред. от 07.06.2017) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2015 N 38712) (далее – Регламент 483), «срок предоставления государственной услуги в части приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства на товарный знак составляет восемнадцать месяцев и две недели».
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности (далее - ФИПС), «Услуга ускоренного порядка рассмотрения заявок значительно упрощает процедуру регистрации товарных знаков и выдачи патентов. Именно благодаря ей срок принятия решения о выдаче охранного документа сократился до двух месяцев. В разное время этот срок составлял от 18,5 до 6 месяцев» (ссылка на официальный сайт ФИПС, с указанием данной информации: «https://new.fips.ru/news/uskorennyj-poryadok-rassmotreniya-zayavok/»).
Ускоренная процедура регистрации товарного знака регламентирована Приложением № 1 к Приказу директора ФИПС от 14.03.2012г. № 80/36 (с изменениями, внесенными приказами директора ФИПС: от 17 ноября 2017г. № 281/1, от 27 марта 2012г. № 93/56, от 23июля 2012г. № 208/36, от 07.06.2017г. № 130/84, от 17 ноября 2017г. № 281/1, от 30 марта 2018г. № 56/19, от 14 сентября 2020г. № 401/36).
На основании изложенного, вышеуказанная реклама услуг по регистрации товарных знаков, размещенная в сервисе «Яндекс.Директ» и перенаправляющая на интернет-страницу «…», является недостоверной.
ФАС России в адрес ООО «Бегет» был направлен запрос с целью выяснения сведений о владельце доменного имени «…».
В ответ на вышеуказанный запрос ООО «Бегет» представило письменные пояснения из которых следует, что владельцем доменного имени «…», является – гр. ------------------ (адрес: -----------------; паспорт: ----------, дата рождения: ---------------., выдан: ---------------; E-mail: ----------------).
Согласно пункту 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 и пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
На рассмотрение дела № 023/05/5-5919/2022 в назначенное время 26 декабря 2022г. в 15 часов 30 минут гр. ---------- не явился, документы не представил. В материалах дела № 023/05/5-5919/2022 отсутствуют доказательства надлежащего уведомления гр. --------------.
Определением об отложении рассмотрения дела (исх. № 2065/23 от 27.01.2023 г.), у гр. ---------------- были запрошены надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов:
¾ письменные объяснения по существу предъявляемых претензий с приложением документального подтверждения доводов.
В письменных объяснений гр.----------------- (вх. № 4072-ЭП/23 от 08.02.2023г.), указано: «Это не мои паспортные данные, по указанному адресу я никогда не проживал, вы ошиблись».
Однако, как указано было выше, из ответа ООО «Бегет» следует, что владельцем доменного имени «…», является – гр. ------.
На основании изложенного, в действиях гр. ----- (адрес: ----------; паспорт: ----, дата рождения: -------, выдан: ------------------; E-mail: ----------------) при распространении, вышеуказанной рекламы установлены признаки нарушения требований п. 2 ч. 3 ст. 5 и п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
Дополнительно сообщаем, что реклама в сети интернет «…» на дату принятия настоящего решения не распространяется, что подтверждается актом осмотра страницы в сети Интернет.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу содержания: «Регистрация товарного знака в Роспатенте за 24 часа», размещенную в сети Интернет «…», поскольку в ней нарушены требования п. 2 ч. 3 ст. 5 и п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»;
2. Гр. -------------- предписание не выдавать в связи с тем, что реклама вышеуказанного содержания не распространяется.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _______________ ------------------
Члены Комиссии _____________---------------------
____________-------------------