Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3364/2022 по результатам рассмотрения жал... от 17 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3364/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

17 августа 2022г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

в отсутствие представителя, надлежащим образом уведомленного, ООО «СпецСтройСервис» (далее — Заявитель), при участии, путем системы ВКС, представителей ФГБУ «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту номерного фонда (извещение № 32211569681 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту номерного фонда (извещение № 32211569681 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 17.08.2022г. в 10:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов ннарушил порядок проведения торгов, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-3364/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации (далее – Положение), утвержденным приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 18.06.2021г. № 257.

22.07.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211569681 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту номерного фонда.

Начальная (максимальная) цена договора – 25 889 954,40 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 22.07.2022г.

Дата и время окончания подачи заявок - 01.08.2022г. в 09:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно доводу жалобы, положения Технического задания противоречат требованиям Инструкции по заполнению заявки, что не позволяет потенциальным участникам закупки сформировать свое предложение.

На основании Инструкции по заполнению первой части заявки (раздел 3 Документации), заявка не должна содержать двусмысленных, противоречивых, а также взаимоисключающих толкований и предложений; сведения о товарах, представляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами и символами, не позволяющими однозначно определить наличие требуемой характеристики у товара, либо значение характеристики, как например, «эквивалент», «аналог», «должен(-на, -но, -ны)», «должен(-на, -но, -ны) быть», «должен(-на, -но, -ны) иметь», «может (могут) быть», «допускается(-ются)», «не допускается(-ются)», «требуется(-ются, -мые, -мого, -мая, -мый)», «максимум», «отсутствие/наличие», «требуемый(-ая, -ое, ые, -ого)», «необходим(-а, -о, -ы, -ого, -ых)», «нужен», «примерно», «около», «должен(-на, -но, -ны) превышать», «не должен(-на, -но, -ны) превышать», «не превышающей(-щая, -щий, -щее)», «превышающей(-щая, -щий, -щее)», «любой(-ого)», «возможно(-а, -ен, -ны)», «максимум», «минимум», «не более», «не менее», «примерно», «да\нет», «есть\нет», «при наличии», «или», «либо». В случае установления требований к показателям характеристик с применением слов «максимальный» (любого рода, склонения и числа), «максимум», «минимальный» (любого рода, склонения и числа), «минимум» показатели должны быть конкретизированы участником закупки без указания данных слов.

Согласно пункту 18 Приложения № 1 к разделу 2 Документации, требуются гильзы кабельные, закрепляемые опрессовкой. Гильзы должны быть исполнения УХЛ или Т. Требуемое сечение гильз, мм2, 2,5. Гильзы должны быть предназначены к применению для кабелей напряжением до 10 кВ. Допускаются гильзы с нанесенным защитным покрытием.

В соответствии с пунктом 1 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018г.), для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Организатор торгов в Документации устанавливает требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Кроме того, исходя из положений пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, требования к характеристикам закупаемого товара должны устанавливаться в соответствии с требованиями национальных стандартов и технических регламентов. В случае установления требований, отличных от норм национальных стандартов и технических регламентов Организатору торгов надлежит привести обоснование необходимости использования иных требований.

Согласно пояснениям Организатора торгов, оспариваемое положение Документации установлено в соответствии с государственным стандартом «Гильзы кабельные соединительные медные, закрепляемые опрессовкой. Конструкция и размеры» (далее - ГОСТ 23469.3-79).

Согласно пункту 5 ГОСТ 23469.3-79, гильзы климатического исполнения Т2 должны иметь металлическое покрытие 06 по ГОСТ 9.306-85, допускаются другие виды защитных металлических покрытий.

В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки, предложение участника в отношении поставляемых товаров должно соответствовать установленным заказчиком характеристикам и настоящей инструкции, содержать конкретные показатели (значения характеристик), позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, а также позволять идентифицировать эти товары, в том числе при приемке, при этом участник закупки делает предложение с учетом показателей, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения.

Вместе с тем, согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, слова «возможно», «могут быть», «могут» означают вероятность наличия характеристики в зависимости от выбранного участником варианта исполнения (сорта, свойств, характеристик) товара – участник закупки должен или предложить эту характеристику, либо указать на ее отсутствие.

На основании вышеизложенного, при заполнении заявки участнику надлежит указать на конкретное значение выбранного участником варианта покрытия гильзы, т.е. на наличие или отсутствие нанесенного защитного покрытия.

Исходя из совокупного анализа положений Документации, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы, Организатором торгов неправомерно установлено требование относительно показателей пожарной опасности кабелей, не предусмотренное государственным стандартом.

В соответствии с пунктами 11, 22 Технического задания, требуются кабели не ниже чем не распространяющие горение при групповой прокладке с пониженным дымо- и газовыделением. Необходимо соответствие нормам государственного стандарта, регламентирующего требуемый строительный материал ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия».

Подпунктом «е» пункта 4.1 ГОСТ 31996-2012 установлена следующая классификация кабелей, в зависимости от исполнения в части показателей пожарной опасности:

- не распространяющие горение при одиночной прокладке (без обозначения);

- не распространяющие горение при групповой прокладке (нг):

по категории A F/R - нг(A F/R),

по категории A - нг(A),

по категории B - нг(B);

- не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением (нг-LS);

- не распространяющие горение при групповой прокладке и не выделяющие коррозионно-активных газообразных продуктов при горении и тлении (нг-HF);

- огнестойкие, не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением (нг-FRLS);

- огнестойкие, не распространяющие горение при групповой прокладке и не выделяющие коррозионно-активных газообразных продуктов при горении и тлении (нг-FRHF);

- не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением и с низкой токсичностью продуктов горения (нг-LSLTx);

(перечисление введено Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 13.11.2020 N 1083-ст)

- огнестойкие, не распространяющие горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением и с низкой токсичностью продуктов горения (нг-FRLSLTx).

Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, показатели характеристик, сопровождающиеся наречиями «не менее», «не ниже», «не хуже», «не уже» (в том числе с учетом возможного наличия иных членов предложения между частицей «не» и наречием), «минимальный» (любого рода, склонения и числа), «минимум», предлогом «от», математическим знаком «≥» включают крайнее нижнее значение (крайнее левое), в связи с чем должны быть конкретизированы участником закупки путем указания показателей, равных или более, выше установленных заказчиком».

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы, Организатором торгов не указано количество брусков, требуемых к поставке на основании пункта 28 Технического задания, что препятствует формированию предложения участниками закупки.

В соответствии с пунктом 28 Технического задания, при выполнении работ должны применяться обрезные пиломатериалы с параллельными кромками соответствующего назначения четвертого сорта. Требуемая толщина пиломатериалов должна быть не менее сорока миллиметров. Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине и ширине обрезных пиломатериалов не более ±3,0 мм. Требуются бруски с пороками (трещины, сучки, пороки строения древесины, грибные поражения, биологические и механические повреждения, инородные включения, пороки обработки, покоробленности) размерами, а в установленных случаях и в количестве, не превышающими нормы ограничения пороков, установленные государственными стандартами. Ширина, используемых при выполнении работ обрезных пиломатериалов с параллельными кромками, требуется до ста пятидесяти миллиметров. Необходимо соответствие нормам государственных стандартов, регламентирующих требуемый строительный материал ГОСТ 8486-86 «Межгосударственный стандарт. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1986 № 2933), ГОСТ 24454-80 «Межгосударственный стандарт. Пиломатериалы хвойных пород. Размеры» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1980 № 5731).

Согласно пояснениям Организатора торгов, все необходимые работы и материалы отражены в локально-сметном расчете, опубликованном в составе Документации.

Кроме того, согласно пояснениям Организатора торгов, при составлении локально-сметного расчета, являющегося неотъемлемой частью Документации, заказчик руководствовался приказом Минстроя России от 4 августа 2020г. № 421/пр «Об утверждении методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации на территории Российской Федерации (далее — Методика), при определении сметной стоимости применяются федеральные единичные расценки и отдельные их составляющие, в том числе: федеральные единичные расценки на строительные работы (далее - ФЕР), федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы (далее - ФЕРр), федеральные единичные расценки на монтаж оборудования (далее - ФЕРм), федеральные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования (далее - ФЕРмр), федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы (далее - ФЕРп), федеральные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы (далее - ФЕРрр), цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (далее - ФССЦ), расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (далее - ФСЭМ), цены на перевозку грузов для строительства (далее — ФССЦпг).

Согласно пункту 9 раздела 1 Локально-сметного расчета, определение сметной стоимости работ определена на основании ФЕР09-03-047-01, согласно которой расход материалов по данному виду работ устанавливается ГЭСН 09-03-047-01.

На основании пункта 9 ГЭСН 09-03-047-01, расход материала «Бруски обрезные хвойных пород» составляет 0,001 кв.м, стоимость материала составляет 1700,00 руб. за единицу.

При этом, положения Документации не обязывают участников закупки рассчитывать и указывать конкретные значения показателей объема используемого материала.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Вместе с тем, оспариваемые положения Документации носят объективный характер и в равной мере относятся ко всем участникам закупочной процедуры.

Указание в закупочной документации конкретных параметров товаров, работ, услуг обусловлены определенной потребностью Организатора торгов, а также направлены на выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям организатора торгов. При этом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им таких требований.

Вместе с тем, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, товар которых не отвечает предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов не установлено нарушений части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СпецСтройСервис» на действия ФГБУ «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту номерного фонда (извещение № 32211569681 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии: 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны