Решение б/н / от 27 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 112-Т/2019

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

27 марта 2019 года                                                                            г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии: 

Дегтярева Р.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

Богославский Е.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Бжассо К.Р. – заместитель начальника отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей ООО «Лукойл-Кубанэнерго» Х.И.В. (доверенность№ 102 от 26.03.2019), Г.Е.В. (доверенность № 103 от 26.03.2019) (далее – Организатор торгов), в присутствии представителя СПАО «Ресо-Гарантия» – Р.Е.А. (доверенность от 25.03.2019 № РГ-Д-2504/19), (далее – Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса ТКП на право страхования имущества юридических лиц «от всех рисков» (извещение № 31907584461, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

 УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса ТКП на право страхования имущества юридических лиц «от всех рисков» (извещение № 31907584461, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 27.03.2019 года в 10:00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

 Заявитель считает, что Организатор торгов в нарушение требований законодательства в конкурсную документацию включил критерии оценки заявок участников закупки, ограничивающие конкуренцию, что нарушает порядок определения победителя торгов.  

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

27.02.2019, ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» в единой информационной системе www.zakupki.goy.ru размещено извещение № 31907584461 о проведении закупки «Страхование имущества юридических лиц «от всех рисков».

СПАО «РЕСО-Гарантия», 18.03.2019 подало заявку на участие в вышеуказанных торгах и обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю с жалобой на неправомерные действия ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго», выразившиеся в установлении такого критерия оценки предложений участников, как «наличие опыта урегулирования убытков».

Установление документацией о закупке данного критерия, по мнению заявителя жалобы, является нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупки устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право формировать систему закупок, в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лиц, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 №223-Ф3), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 позволяет учитывать в качестве критерия отбора участников не только цену (стоимость услуг), но и другие критерии оценки претендентов, что само по себе не нарушает прав и законных интересов участников закупки.

Страхование относится к сфере услуг и лидирующее положение на страховом рынке занимают те страховые компании, которые обеспечивают высокое качество обслуживания страхователей, в том числе квалифицированное урегулирование убытков.

В страховании, урегулирование убытков представляет собой комплекс мероприятий, проводимых страховщиком в целях выполнения обязательств перед страхователем при наступлении страхового случая. В основу работы страховщика по урегулированию убытков при страховании должны быть положены следующие принципы: лояльность по отношению к страхователям; взаимное согласование законных интересов сторон договора страхования; недопущение мошенничества и легализации доходов, полученных преступным путем; ответственность, честность, добросовестность, соблюдение правил деловой этики, моральных норм и правил.

Включение критерия оценки «наличие опыта урегулирования убытков» направлено на выявление эффективного и качественного ведения урегулирования убытков при наступлении страхового случая, так как от этого зависит степень минимизации негативных последствий для страхователя и соблюдения имущественных интересов страхователя.

Опыт урегулирования убытков является одной из главных качественных характеристик оказания услуг по страхованию имущества, так как имущественный интерес страхователя имущества заключается в том, чтобы при наступлении страхового случая получить страховое возмещение в возможно короткие сроки и в максимально допустимом размере. То есть, основной целью договора страхования является гарантированное получение денежного возмещения в случае наступления страхового случая.

Критерий «наличие опыта урегулирования убытков» позволяет выбрать страховую организацию, наиболее соответствующей потребностям заказчика, и при этом ни в какой мере не ограничивает состязательности участников закупки и не ограничивает круг участников. Право юридического лица предъявлять значимые для него требования к участникам закупки само по себе не может рассматриваться как действия, направленные на ограничение конкуренции и нарушающие нормы Федерального закона «О защите конкуренции».

Необходимо учитывать, что страхованию подлежат не просто объекты недвижимого и движимого имущества, а объекты, являющиеся объектам повышенной опасности и особой социальной значимости. Наличие опыта в возмещении страховых сумм в размере более 300 млн. руб. позволит значительно сократить сроки ликвидации аварии на опасном производственном объекте и возобновить подачу электрической энергии и тепла потребителям.

Так, заявка Заявителя не была отклонена, он был допущен создание к участию в торгах и ограничений в его участии не было. Принимая решение о таком участии, участник заранее должен знать, что он несет риск определенных последствий в том числе и риск не быть признанным победителем.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Так, судебная практика свидетельствует о том, что само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции («Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018).

Согласно правовой позиции Президиума ВАС от 28.12.2010 № 11017/10 по делу А06-6611/20009 основная задача законодателя, устанавливающего порядок проведения торгов, состоит в том, чтобы не столько обеспечить максимально широкий круг участников размещения заказов, сколько выявить в результате торгов лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребления.

Судами установлено, что само по себе включение в документацию условий и признаков, которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям и признакам, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора наиболее подходящего под требования заказчика поставщика (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.02.2019 N Ф03-287/2019 по делу N А24-4314/2018).

 

 

 

 

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу СПАО «Ресо-Гарантия» на действия ООО «Лукойл-Кубанэнерго» при организации и проведении запроса ТКП на право страхования имущества юридических лиц «от всех рисков» (извещение № 31907584461, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) – необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                       Е.А. Богославский

        

Члены Комиссии:                                                      К.Р. Бжассо                       

                                                                                                                                                                                                

                                                                                        А.Н. Довлатов        

                                                                                                                                   

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны