Решение №33726/23 РЕШЕНИЕ по делу 023/07/3-5625/2023 по результатам рассмотрен... от 21 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

 

Заказчик:


Электронная площадка:
 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №  по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14 ноября 2023 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее - комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

 - заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

 - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления,

 - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления,

в присутствии посредством видеоконференцсвязи директора  (далее — , заявитель) , представителя  (далее - , заказчик)  (доверенность №21 от ),

рассмотрев жалобу  (вх.  от ) на действия (бездействие) заказчика —  при организации и проведении закупки посредством аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходных материалов для нужд  и филиалов (закупка опубликована  на сайте ),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступила жалоба  (вх. №  от ) на действия (бездействие) заказчика —  организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку расходных материалов для нужд  и филиалов (закупка опубликована  на сайте ),

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 14 ноября 2023 года в 11 часов 00 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Обращаясь с жалобой в антимонопольный орган, заявитель указывает на следующие нарушения, которые, по мнению заявителя, допущены заказчиком в закупочной документации:

1) предмет закупки необосновано объединяет в одном лоте несколько категорий товаров, относящихся к разным функциональным рынкам,

2) формирование начальной максимальной цены проведено заказчиком в нарушение Положения о закупках.

Заказчик доводам жалобы возражает, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной; письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд , утвержденным Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (далее - Положение о закупках)

Извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходных материалов для нужд  и филиалов опубликовано на сайте https://zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной площадки  https://www.rts-tender.ru.

Дата начала срока подачи заявок - 25.10.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 02.11.2023 09:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 03.11.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 08.11.2023.

Дата подведения итогов - 08.11.2023.

Начальная цена - 

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В ходе рассмотрения дела установлено, что объект закупки сформирован из 11 позиций, включая Бумагу фильтровальную лабораторную, Пакеты для отбора проб вертикально стоящие и т. д. (раздел 2 документации «Описание объекта закупки»).

Заявитель указывает, что заказчик необосновано в рамках одного лота закупает товары, которые функционально не связаны между собой и обращаются на разных товарных рынках. В числе прочего, заявитель указывает, что кисть художественная (пункт 6 раздела №2 «Описание предмета закупки») не имеет отношения к расходным материалам для использования в микробиологии.

Между тем в соответствии частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупки предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального договора;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы. Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание. В то же время, для того чтобы обеспечить конкуренцию и предотвратить злоупотребления со стороны заказчиков в виде составления лотов под определенного участника, установлено требование о формировании лотов исключительно технологически и функционально взаимосвязанными с предметом закупки товарами, работами и услугами.

Комиссией установлено, что согласно Документации о проведении аукциона в электронной форме (раздел №2 «Описание предмета закупки») предмет закупки включает в себя категории товара участвующих в одном процессе, объединенных общей целью. Кисть художественная, как пояснил заказчик, используется для взятия смывов поверхностей окружающей среды на паразитологические показатели, а соответственно, является также является соотносится с целью закупаемых товаров (контроль санитарно-эпидемиологического состояния исследуемой среды).

При этом незаконность формирования лота подобным образом заявителем не доказана, не доказано наличие ограничения количества участников закупки путем формирования предмета аукциона подобным образом.

Исходя из вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Согласно доводу жалобы заявителя, заказчик при определении начальной максимальной цены контракта использовал цены на товары, отличные от закупаемых товаров. В частности, согласно пункту 11 раздела №2 «Описание предмета закупки» заказчиком приобретается пергамент медицинский. При этом начальная максимальная цена в соответствии с пунктом 11 Раздела №4 «Обоснование НМЦК» определена на основании товара «Пергамент листовой, марка «Б», пищевой, 42*70 см, уп.7 кг». Одновременно с этим заявитель обращает внимание, что по позиции 3 «Пакеты для отбора проб вертикально стоящие, назначение: для отбора, транспортировки, безопасного хранения образцов (как жидких, так и твердых)» и по позиции 4 «Пакеты для отбора проб вертикально стоящие, Емкость для отбора проб воды с таблеткой тиосульфата натрия» заказчик запросил цены на конкретные товары.

Установлено, что согласно документации о проведении аукциона предмет закупки включает в себя Пакеты для отбора проб вертикально стоящие, назначение: для отбора, транспортировки, безопасного хранения образцов (как жидких, так и твердых). Используются в микробиологических исследованиях (п. 3 Раздела №2 Описание предмета закупки).

В соответствии с п. 3 Раздела № 4 Обоснование НМЦК заказчиком при формировании НМЦК использовался товар «Пакет «ВИХРЬ-ВЕРТИКАЛЬ» 532 мл, 11,5 х 23 см, 500 шт/уп. Вертикально стоящий».

Согласно документации о проведении аукциона предмет закупки включает в себя Пакеты для отбора проб вертикально стоящие, Емкость для отбора проб воды с таблеткой тиосульфата натрия (п. 4 Раздела №2 Описание предмета закупки).

В соответствии с п. 4 Раздела № 4 Обоснование НМЦК заказчиком при формировании НМЦК использовался товар «Пакет «ВИХРЬ-ТИО-ВЕРТИКАЛЬ» 500 мл,15х23см,100 шт/уп. Для отбора воды. Вертикально стоящий».

Согласно документации о проведении аукциона в описании предмета закупки предмет закупки включает в себя пергамент медицинский (п. 11 Раздела № 2 Описания предмета закупки).

В соответствии с п.11 Раздела №4 Обоснование НМЦК заказчиком при формировании НМЦК использовался товар «Пергамент листовой, марка «Б», пищевой, 42*70 см, уп.7 кг».

Установлено, что при формировании НМЦД заказчиком проведен мониторинг ценовых предложений, в результате которого было получено 3 коммерческих предложения.

Согласно пункту 3 «Определение НМЦД методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)» приложения №1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд  в целях определения НМЦД методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить:

  • товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки;

  • товар, работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения о закупках в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦД рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

1) направить запросы о предоставлении ценовой информации трем или более поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

2) осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов (реестре договоров), заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах (договорах), которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (договорами), в течение последних трех лет;

3) осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:

- информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

- информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенная в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;

- иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.

Таким образом, в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд  не содержит запретов при формировании НМЦД па указание в отношении исследуемых товаров па предмет цены, торговых марок, товарных знаков, артикулов, и прочей информации, позволяющей установить принадлежность к тому или иному производителю товара, а следовательно не запрещает указания такой информации в обосновании НМЦД.

Вместе с тем комиссией установлено, что технические требования предъявляемые к пергаменту медицинскому аналогичны техническим требованиям предъявляемым к пергаменту пищевому.

С учетом изложенного комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что формирование начальной максимальной цены по позициям 3. Пакеты для отбора проб вертикально стоящие, 4. Пакеты для отбора проб вертикально стоящие, 11. Пергамент медицинский не противоречит Положению о закупках.

Исходя из вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя и жалобы в целом.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия,

 

РЕШИЛА:

признать жалобу (вх.  от ) на действия (бездействие) заказчика —  при организации и проведении закупки посредством аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходных материалов для нужд  и филиалов (закупка  опубликована  на сайте) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

Председатель комиссии 

 

 

 

Члены комиссии 

 

 

 

 

 

 

2023-35145

 

 

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае"
ИНН 2308105200, ОГРН 1052303652170
ООО "Ака-Мед"
ИНН 5404010645, ОГРН 1155476048870