Решение №023/06/64-884/2020 / от 25 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 238/2020-КС

по делу № 023/06/64-884/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

25 февраля 2020 года                                                                                   г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Баланс» (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «НИИ ККБ №1 им. профессора С.В. Очаповского» МЗ КК (далее – Заказчики) при проведении ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» электронного аукциона: «Поставка изделий медицинских вспомогательных для отбора и обработки биологических проб для лабораторных исследований» (извещение № 0818500000820000367) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона.

Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы. Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласны с доводами жалобы и считают, что положения аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. 

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом - ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» проводится электронный аукцион: «Поставка изделий медицинских вспомогательных для отбора и обработки биологических проб для лабораторных исследований» (извещение № 0818500000820000367).

Заказчик - ГБУЗ «НИИ ККБ №1 им. профессора С.В. Очаповского» МЗ КК.

Начальная (максимальная) цена контракта – 15 480 069,30 руб.

         Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

         На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлено требование:

По позициям 1-10 «Устройство вакуумное»:

Устройство вакуумное

32.50.50.190

Область применения

коагулология

Назначение

Превакуумный контейнер для забора крови для исследования гемостаза

Материал для исследования

цитратная плазма

Объем забираемой пробы, мл

не менее 3 не более 3,6

Размер пробирки:

Диаметр, мм

не менее 13 не более 14

Высота, мм

не менее 75 не более 80

Материал изготовления пробирки

полиэтилентерефталат

Наполнитель: 3,8 % цитрат натрия (0,129 моль/л)

Соответствие

Материал колпачка крышки

Полиэтилен

Материал внутренней пробки: несмачиваемый кровью бромбутилкаучук с углублением (для многократного прокола)

соответствие

Плотность бромбутилкаучука, г/см3

не менее 0,90

На крышке и пробирке полнозаходная винтовая резьба, исключающая самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании, и обеспечивающая многократное плавное открывание и закрывание пробирки без дополнительных усилий и аэрозольного эффекта

Наличие

Совместимость с анализатором Advia***

соответствие

Этикетка с двойным отрывным кодом на каждой пробирке

Наличие

Количество знаков в отрывном коде, значений

не менее 6

Поля для заполнения лаборантом: ФИО, дата рождения, отделение, дата и время забора крови

Наличие

Упаковка из алюминиевой фольги

Соответствие

По позициям 23-24 «Чашка Петри»:

Чашка Петри

32.50.50.190

Назначение

для выращивания микробиологических культур, идентификации бактерий на культуральной среде

Материал

Полистирол

Подходит для розлива горячих сред

Соответствие

Размер:

Высота, мм

не менее 16

Диаметр, мм

не менее 92

Имеет три вентиляционные опоры, предохраняющих крышку от плотного прилегания к краю чашки

Соответствие

Матовое поле (обеспечивает правильную ориентацию в аппарате для автоматического розлива сред)

Соответствие

Стерильно

Соответствие

 

         В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017г. №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пп. б) п. 2) Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В соответствии с п. 4) вышеуказанных Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

       Заявитель считает, что Заказчик нарушает правила использования КТРУ.

       В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенном в ЕИС код позиции, на который ссылается Заявитель 32.50.50.000-00000892 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом».

        Вместе с тем, характеристики товара, предусмотренного кодом 32.50.50.000-00000892 не соответствуют характеристикам товара, требуемого
Заказчику.  

         В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

        Таким образом, Описание объекта закупки аукционной документации составлено Заказчиком на основании своих потребностей и в соответствии с требованиям Закона о контрактной системе. 

 

         Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

        Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

         В извещении о проведении электронного аукциона указано:

Ограничения

1 Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ

Вид требования

Нормативно-правовой акт

Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска

Примечание

Условие допуска

Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018

   

           В Информационной карте аукционной документации установлено:

27

Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 44-ФЗ

Установлены в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

           Заявитель считает, что Заказчик неправомерно не устанавливает запрет на допуск товаров по постановлению Правительства от 05.02.2015г. №102. 

           Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены:

           - перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

           - перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

           Предметом контракта является поставка изделий медицинских вспомогательных для отбора и обработки биологических проб для лабораторных исследований.

         В извещении о проведении электронного аукциона Заказчик использует код ОКПД 32.50.50.190.

         Вышеуказанный код и наименование закупаемых медицинских изделий не входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства №102.

         Таким образом, документацией электронного аукциона правомерно не установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

В Разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлено требование:

- плотность бромбутилкаучука - не менее 0,90 г/см3;

- упаковка из алюминиевой фольги;

- этикетка с двойным отрывным кодом на каждой пробирке;

- количество знаков в отрывном коде, значение – не менее 6.

Заявитель считает, что вышеуказанные требования являются избыточными.

Также в Описании объекта закупки указано, что при составлении описания объекта закупки использовались: ГОСТ Р ИСО 15189-2015 Лаборатории медицинские; ГОСТ Р 53079.4-2008. Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа, ГОСТ ISO 10993-1-2011 Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 1. Оценка и исследования, ГОСТ Р 50444-92 Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия, ГОСТ 28311-89 Дозаторы медицинские лабораторные. Общие технические требования и методы испытаний.                                            

Заявитель указывает в своей жалобе, что Заказчиком использованы не все нормативные документы в области стандартизации.

Представителем Заказчика на рассмотрении Комиссии представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми плотность бромбутилкаучука имеет значение для обеспечения качества забора крови и лабораторных исследований, так как материал резиновой пробки пробирки должен обеспечивать как легкость многочисленного прокалывания при заборе крови, не допуская закупоривания просветов игл для забора кров и пробоотборников анализаторов, так и герметичность пробирки при перемешивании и центрифугировании (для обеспечения безопасности персонала). Кроме того, при недостаточной плотности материала, пробка может начать крошиться и загрязнить крошкой пробу, что может привести к недостоверным результатам анализа и поломкам оборудования.

Также, Заявитель подтверждает наличие нескольких производителей у которых упаковка вакуумных устройств выполнена из алюминиевой фольги.

На рынке изделий медицинского назначения на территории Российской Федерации зарегистрированы виды изделий медицинского назначения с указанными характеристиками продукции следующих производителей: Terumo Europe N.V. (Бельгия), Lind-Vac (Эстония), VACUTEST KIMA (Италия), ДНКМед (Тайвань), Improve Medical Instruments (Китай).

Требование к упаковке из алюминиевой фольги установлено для обеспечения сохранности вакуума в пробирках и соотношения крови и реагента, которое особенно важно для пробирок с жидкими реагентами, например, с цитратом натрия данное соотношение должно оставаться на уровне 9/1 (кровь/реагент). Нарушение данного соотношения приводит к значительному искажению результатов исследований и необоснованным затратам на лабораторную диагностику и последующее лечение пациентов.

Требования к этикеткам устанавливались в соответствии с ГОСТ Р 53079.4-2008 «Обеспечение качества клинических лабораторных исследований», определяющим процедуру первичной обработки образцов биоматериалов и устанавливающих порядок идентификации образцов, изложенные в аукционной документации. Согласно ГОСТ Р 53079.4-2008 установлены строгие критерии для отказа в принятии лабораторией биоматериала на исследование, в том числе в связи с отсутствием этикетки на ёмкости для взятия пробы (контейнере или пробирке) или невозможность прочесть на заявке и/или этикетке данные пациента. Также в ГОСТ Р ИСО 15189-2015 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности» указано, что «Уникальная идентификация состоит из буквенной и/или цифровой идентификации, такой как номер больницы, номер персонального медицинского документа». Двойной отрывной код необходим для четкой идентификации образцов и применяется в технологическом процессе лечебного учреждения.

В письме Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2016 № Д28и-2640 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ» указано, что в документации заказчик вправе указать параметры, соответствующие определенному ГОСТу. Заказчик вправе указать при описании объекта закупки ссылку на конкретный ГОСТ. Ссылка на нормативный документ в области стандартизации является правом заказчика, а не обязанностью. Характеристики, не перечисленные в ГОСТ, требуются в соответствии с технологическими решениями преаналитического этапа лабораторных исследований и комплексом санитарно-эпидемиологических мер, принятых в ЛПУ Заказчика.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

        Требования аукционной документации сформулированы с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми медицинскими изделиями. Техническая часть аукционной документации разработана исходя из клинической практики учреждения.

          Документация об аукционе не ограничивает участников закупки предложить к поставке эквивалент или улучшенные технические и функциональные характеристики, соответствующие потребностям заказчика.

Кроме того, согласно протоколу № 0818500000820000367-0 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.02.2020г. на участие в электронном аукционе подано 2 заявки участников закупки, обе заявки допущены к участию в торгах.

Таким образом, описание объекта закупки аукционной документации составлено на основании потребности Заказчика и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать жалобу ООО «Баланс» необоснованной.

2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0818500000820000367).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны