Решение №023/06/54.3-3003/2019 . от 9 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

РЕШЕНИЕ №1857/2019-КС

по делу № 023/06/54.3-3003/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 09 декабря 2019 года                                                                                       г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

рассмотрев жалобу ООО «ТУРЭКСПЕРТ» (далее – Заявитель) на действия департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства КК при проведении ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» открытого конкурса в электронной форме: «Оказание услуг по организации участия Краснодарского края в 85-й Международной торговой выставке пищевой промышленности, садоводства, сельского и лесного хозяйства «Зеленая неделя – 2020» (извещение №0818500000819002036) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что документация открытого конкурса в электронной форме составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. В нарушение ст.6, ст.8, ст.32 закона о контрактной системе Заказчиком в п.2 Раздела 10 неправомерно установлен критерий оценки.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» проводился открытый конкурс в электронной форме: «Оказание услуг по организации участия Краснодарского края в 85-й Международной торговой выставке пищевой промышленности, садоводства, сельского и лесного хозяйства «Зеленая неделя – 2020» (извещение №0818500000819002036). Заказчик - департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства КК.

Начальная (максимальная) цена контракта – 39 978 975,00 руб.

Согласно ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Предельные величины значимости каждого критерия установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление №1085).

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Пунктом 28 Правил предусмотрено оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п.10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого Заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного п.11 Правил.

Так, в п.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Пунктами 23 и 24 Правил установлен порядок расчета количества баллов, присуждаемых участникам закупки при оценке заявок таких участников по нестоимостным критериям оценки.

В пункте 4 «Порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме» Раздела 9 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме» установлен Заказчиком установлено, что: «Оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1085)

Согласно п.8) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Конкурсная документация содержит Раздел 10 «Порядок и критерии оценки заявок в открытом конкурсе участников закупки, окончательных предложений участников, показатели таких критериев и величины их значимостей, порядок оценки», где Заказчиком установлено:

  1. Цена контракта - 60%.
  2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40%.

Наименование показателя критерия

Значение

Величина значимости показателя критерия оценки в процентах

Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения

Документы, подтверждающие квалификацию участника

Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера* и объема

Количество исполненных участником закупки государственных (муниципальных) контрактов (договоров) (с учетом правопреемства) на оказание услуг по организации (проведению) выставок, форумов, конференций на территории Российской Федерации или за рубежом, предусматривающих

 

оформление выставочных стендов (экспозиций), услуг по организации (обеспечению) участия государственных (муниципальных) заказчиков в выставках, форумах, конференциях, проводимых на территории Российской Федерации или за рубежом, предусматривающих оформление выставочных стендов (экспозиций), услуг по оформлению выставочных стендов (экспозиций) в рамках выставок, форумов, конференций, проводимых на территории Российской Федерации или за рубежом, заключенных в период с 01.01.2014 по дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, стоимость по каждому из которых составляет не менее 3% начальной (максимальной) цены контракта (1 199 369,25 руб.), на право заключения которого проводится открытый конкурс в электронной форме.

100

0 – 0 баллов;

1-3 – 10 баллов;

4-6 – 20 баллов;

7-9 – 40 баллов;   

10-12 – 60 баллов;

13-15 – 80 баллов;   

16 и более – 100 баллов   

 

Копии (предоставляются в полном объеме) исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров) (с учетом правопреемства) на оказание услуг по организации (проведению) выставок, форумов, конференций на территории Российской Федерации или за рубежом, предусматривающих оформление выставочных стендов (экспозиций), услуг по организации (обеспечению) участия государственных (муниципальных) заказчиков в выставках, форумах, конференциях, проводимых на территории Российской Федерации или за рубежом, предусматривающих оформление выставочных стендов (экспозиций), услуг по оформлению выставочных стендов (экспозиций) в рамках выставок, форумов, конференций, проводимых на территории Российской Федерации или за рубежом, заключенных в период с 01.01.2014 по дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, стоимость по каждому из которых составляет не менее 3% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится открытый конкурс в электронной форме, с приложением копий актов приема-передачи оказанных услуг или иных документов, подтверждающих приемку оказанных услуг государственными (муниципальными) заказчиками и подписанными обеими сторонами (без претензий (замечаний) со стороны государственных (муниципальных) заказчиков).

* под оказанием услуг сопоставимого характера понимается оказание услуг по организации (проведению) выставок, форумов, конференций на территории Российской Федерации или за рубежом, организации участия государственных (муниципальных) заказчиков в выставках, форумах, конференциях, проводимых на территории Российской Федерации или за рубежом.

Непредоставление документов по рассматриваемому критерию оценки не является основанием для признания заявки участника закупки несоответствующей требованиям документации, претензии заявителя об ограничении круга участников данной закупки являются несостоятельными, более того возможность получить баллы по спорному критерию не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.

Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016 «...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...».

В пояснениях представителей Заказчика указано, что государственный контракт, муниципальный контракт - это договор, заключен­ный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государ­ственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответ­ственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок, основной зада­чей Заказчика является определение такого исполнителя, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности Заказчика в необхо­димой услуге.

Установление требования о предоставлении копий исполненных государ­ственных (муниципальных) контрактов (договоров) в качестве документов, под­тверждающих квалификацию участника закупки является способом реализации по­требности Заказчика в выборе наиболее квалифицированного и опытного испол­нителя услуг. Данный критерий оценки направлен на определение лица, наилучшим образом соответствующего потребностям Заказчика.

Гражданско-правовые договоры, заключенные вне рамок Федерального за­кона № 44-ФЗ, не могут дать объективную информацию об опыте исполнителя, и в рамках ограниченного времени рассмотрения и оценки заявок единая комис­сия не может получить информацию о достоверности таких договоров, а также сведений о применении заказчиками штрафов (пеней) по отношению к исполни­телю, так как она не содержится в открытых источниках информации. При этом, такое основополагающее значение, как опыт участника закупки по оказанию услуг сопоставимого характера, не может основываться на недостаточно под­твержденной информации.

Целью закупки является участие субъекта Российской Федера­ции (Краснодарского края) в международной выставке и ее достижение возло­жено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - депар­тамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Красно­дарского края, выступающий в роли государственного заказчика. Обязанность по представлению (продвижению) интересов, а также формированию позитив­ного имиджа муниципального образования, субъекта федерации (региона), страны возложена в основном на государственных и муниципальных заказчиков. Участие государственных (муниципальных) заказчиков в различных выставках, конференциях, форумах, в сравнении с участием коммерческих организаций, всегда отличается более высоким уровнем подготовки к мероприятию, привле­чением повышенного внимания со стороны общественности, наличием публич­ной огласки. По этой причине Заказчику важно учесть опыт участника закупки при оказании аналогичных услуг именно с участием государственных (муници­пальных) заказчиков и тем самым обусловить сопоставимый характер оказанных услуг.

В соответствии с ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказ­чиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреем­ства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пе­ней). При этом, цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в из­вещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Также, к при­меру, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участ­никам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения това­ров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их техниче­ской и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологич­ного или специализированного характера способны поставить, выполнить, ока­зать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» необходимый уровень квалификации участника закупки при оказании определенных видов услуг подтверждается именно копиями ранее исполненных контрактов (догово­ров), сведения о которых содержатся в реестре контрактов ЕИС.

Из пояснений представителя уполномоченного органа следует, что в тексте представленного разъяснения положений конкурсной документации Заказчиком указано следующее: «При установлении показателей критериев оценки Заказчик руководствовался тем, что участие Краснодарского края в 85-й Международной торговой выставке пищевой промышленности, садоводства, сельского и лесного хозяйства «Зеленая неделя - 2020» является крайне важным имиджевым мероприятием международного характера. Участие региона в выставке осуществляется по приглашению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с целью демонстрации достижений агропромышленного комплекса региона в частности, и России в целом. Кроме того, в рамках Выставки предполагается участие высокопоставленной российской делегации под руководством Президента Российской Федерации».

Применение указанного критерия позволяет на этапе оценки заявки удостовериться в подлинности представленных контрактов (договоров), путем проверки информации в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок.

Таким образом, конкурсная документация не противоречит Закону о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ТУРЭКСПЕРТ» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0818500000819002036).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны