Решение б/н . от 27 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 772/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

27 мая 2019 года                                                                                            г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «СТАН» (далее – Заявитель) на действия администрации Староминского сельского поселения Староминского района (далее – Заказчик) при проведении администрацией МО Староминский район электронного аукциона: «"Благоустройство Парка культуры и отдыха Староминского района имени 30-летия Победы" (1 этап)» (извещение № 0318300058319000047) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),   

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявителю не ясно, на основании каких требований описывать характеристики товара. Инструкция по заполнению заявки вводит в заблуждение участников закупки. Требования к материалам установлены с нарушением законодательства о контрактной системе.  

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО Староминский район проводился электронный аукцион: «"Благоустройство Парка культуры и отдыха Староминского района имени 30-летия Победы" (1 этап)» (извещение № 0318300058319000047).

Заказчик - администрация Староминского сельского поселения Староминского района.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 42 252 806,00 руб.      

          Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

         На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

           В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

          1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

           2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

          Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателейа также значения показателей, которые не могут изменяться.

 Заявитель указывает в своей жалобе, что не ясно, на основании каких требований описывать характеристики товара.

 Вместе с тем, на основании Инструкции по заполнению заявки аукционной документации требуемые технические, качественные, функциональные характеристики товара, используемого при выполнении работ определены Заказчиком в Приложении 1 к Технической документации.

В составе Технической документации Заказчиком размещено:

 

         

  В п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. 

         В разделе 8 аукционной документации Заказчик установил инструкцию по заполнению заявки.

В Разделе «Техническая документация» аукционной документации установлены требования к товарам.

Инструкция по заполнению заявки содержит, в том числе порядок заполнения заявки в случае установления требований к товарам, в которой определены правила применения и использования слов, союзов, знаков препинания, символов при формировании участниками закупки предложений в отношении закупаемого товара, работы, услуги.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в состав предлагаемого значения показателя не рекомендуется включать следующие слова (словосочетания, символы): «(не) должен (быть)», «(не) требуется», «необходим», «(не) нужно (, чтобы был)», а также возможных форм этих слов (словосочетаний).

Заявитель считает, что использование в инструкции по заполнению заявки слов «не рекомендуется» вводит в заблуждение участников закупки.

Вместе с тем, слова и фразы «(не) должен (быть)», «(не) требуется», «необходим», «(не) нужно (, чтобы был)» при описании объекта закупки не использовались.  

         В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации при установлении в Приложении документации значения показателя, включающего «и/или» либо «и(или)», в предложении участника такое значение может содержать как несколько перечисленных характеристик с применением союза «и», так и одну конкретную без применения союзов.

         В состав предлагаемого значения показателя не допускается включение следующих слов (словосочетаний, символов): «минимально», «максимально», «(как) минимум», «(как) максимум», «предельно», «или (же)», «либо (же)», «от», «до», «(не) допустимо», «(не) выше», «(не) ниже», «(не) превышает», «(не) должен превышать», «(не) уже», «(не) шире», «(не) хуже», «и/или», «и(или)», а также возможных форм этих слов (словосочетаний).

         Заявитель считает, что вышеуказанное положение инструкции вводят в заблуждение участников закупки.

         Вместе с тем, слова и фразы «минимально», «максимально», «(как) минимум», «(как) максимум», «предельно», «или (же)», «либо (же)», «от», «до», «(не) допустимо», «(не) выше», «(не) ниже», «(не) превышает», «(не) должен превышать», «(не) уже», «(не) шире», «(не) хуже», «и/или», «и(или)» при описании объекта закупки не использовались.

          В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации при установлении значения показателя, содержащего «/» (слеш), означающего свойство товара обладать показателем с альтернативной возможностью его применения (отличается от взаимоисключения значений), необходимо предлагать товар с таким же значением (напр., напряжение, В – 220/380).

         В случае если в Приложении через символ слеш перечислены взаимоисключающие товары, то в таком случае необходимо указать один конкретный товар.

         Заявитель считает, что неясно какие значения относятся к альтернативным, какие к взаимоисключающим.

         Представителем Заказчика на рассмотрении Комиссии пояснено, что если технической документацией предусмотрено использование, например, пиломатериалов, подходящих под бруски наибольших размеров или брусья наименьших размеров, то есть товар может быть взаимозаменяем и указан через знак «слеш», согласно инструкции по заполнению заявки участнику необходимо указать одно конкретное значение.    

          В позиции 7 Приложения № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

 

 

 

         В позициях 28, 29 Приложения № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

        При этом, количественные показатели и цвет товара не может измеряться в миллиметрах.

        Таким образом, вышеуказанные требования Заказчика не корректны.  

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

         В позиции 7 Приложения № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

         В позиции 22 Приложения № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

          В позиции 65 Приложения № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

          Заявитель указывает, что в связи с выбранным Заказчиком форматом размещения Технической документации вышеуказанные позиции аукционной документации нечитаемы.

         Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – Правила № 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.

           Подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 Правил № 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

          Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

         Пунктом 17 Правил № 1414 предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

          Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 №26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее – Порядок  № 26н), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

          Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.

          В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:

          поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;

          просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.

         Раздел 2 «Техническая документация» аукционной документации, в котором установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, размещен в единой информационной системе в сфере закупок в формате pdf, что не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, не имеет ограничений на использование и не приводит к ограничению числа участников закупки.

        Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2017 № 310-КГ17-7071.

        Таким образом, доводы жалобы о неправомерном размещении части аукционной документации в формате pdf, необоснованы.

        Кроме того, при увеличении текста Приложения № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации, все показатели и значения требуемых товаров (материалов) видимы и читаемы. 

        В позиции 11 Приложения № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

          Заявитель считает, что Заказчик вводит в заблуждение участников закупки позволяя указать количество опор более 3, когда на эскизе их ровно 3.

 При этом, аукционной документацией не установлено требование о соответствии товара представленному эскизу.

          В позиции 42 Приложения № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

         Заявитель утверждает, что инструкция по заполнению заявки не содержит положения применения данной конструкции.

         В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации если в Приложении значение показателя установлено как нижняя граница, сопровождаясь при этом в графе «Значение показателя» соответственно фразой «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже», «не ниже», «от», «минимум», «минимально», «как минимум», «не долж(-ен, -на, -но, -ны) быть менее», «не может быть менее») участником в предложении устанавливается конкретное значение, равное или превышающее, установленное заказчиком.

          Если в Приложении значение показателя установлено как верхняя граница, сопровождаясь при этом в графе «Значение показателя» соответственно фразой «не более» или аналогичными по смыслу «не выше», «до», «максимум», «максимально», «как максимум», «не долж(-ен, -на, -ны, -но) превышать», «не превыша(-ет, -ют)», «не долж(-ен, -на, -но, -ны) быть более») участником в предложении устанавливается конкретное значение, равное или меньшее, чем установленное заказчиком.

         Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчиком по данной позиции дано разъяснение, в соответствии с которым участникам закупки необходимо указать в своей заявке два диаметра стали: «не более 10» и «не менее 16». 

         В позиции 57 Приложения № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

          Заявителю считает, что на эскизе отсутствует размер d.

          При этом, эскиз содержит аббревиатуру Ø d, где Ø по общепринятым нормам означает диаметр.

         В Приложении № 1 раздела «Техническая документация» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

 

         Заявитель считает, что Заказчиком предъявлены требования к товарам, не влияющим на результат выполнения работ.

         Вместе с тем, включение в аукционную документацию требований к вышеуказанным товарам предусмотрено технической документацией на «"Благоустройство Парка культуры и отдыха Староминского района имени 30-летия Победы" (1 этап)».  

          Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «СТАН» обоснованной в части неверного указания единицы измерения показателя по позициям 7, 28, 29.

2. Признать в действиях Заказчика – администрации Староминского сельского поселения Староминского района нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

         3.  В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.  

4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318300058319000047).

         5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны