Решение (комиссия) №4707/24 Решение по делу №023/07/3-505/2024 (не обоснованно) от 20 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 023/07/3-505/2024 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15 февраля 2024 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии:  – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии:

- начальник отдела контроля органов власти Управления;

 - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления,

с участием посредством видеоконференцсвязи представителя общества с ограниченной ответственностью «ДС «Глобус» по доверенности Лежнева Александра Владимировича (доверенность №14-юр от 01.02.2024) и представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации по доверенности Яночковой Олиги Сергеевны (доверенность №32, от 13.02.2024),

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителя оператора электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДС «Глобус» (вх. 4329-ЭП/24 от 06.02.2024) на действия (бездействие) заказчикафедеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на простаку мебели (извещение №32413227262 от 30.01.2024, лот № 1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба общества с ограниченной ответственностью «ДС «Глобус» (вх. 4329-ЭП/24 от 06.02.2024) на действия (бездействие) заказчикафедеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на простаку мебели (извещение №32413227262 от 30.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 15 февраля 2024 года в 10 часов 00 минут по мск.

Согласно доводам заявителя, заказчик установил требования, которые исключают возможность исполнения договора на требуемых условиях, а именно:

1 Учитывая, что фактическим предметом закупки является не поставка мебели, а её изготовление, отсутствие в документации о закупке эскиза, чертежа или иного изображения товара не позволяет, по мнению заявителя, подать заявку на участие в закупке.

Также, согласно доводу заявителя, исполнение условий договора в предусмотренные сроки (10 дней) не представляется возможным ввиду того, что мебель, соответствующая установленным требованиям, отсутствует на рынке и подлежит изготовлению;

2 Заказчик не конкретизировал, какого именно цвета должен быть выполнен декор мебели, а также столешница;

3 Заказчик одновременно с указанием конкретных габаритных размеров стола, указывая что «размеры стола не должны быть менее (диаметр×высота), мм: 600×440», вводит участника закупки в заблуждение, а также устанавливая требования к стране происхождения товара ограничивает конкуренцию;

4 Заказчик при описании использует непонятные для понимания определения «нижняя горизонтальная стенка», «внутренняя высота открытых полок» и другие;

5. Требование, установленное заказчиком об использовании подчеркивания, применения полужирного начертания, курсивного начертания к тексту в неизменном виде является некорректным, т. к. отображение шрифтов на разных компьютерах может отличаться.

Заказчик, возражает доводом жалобы, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной, письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из п. п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

30.01.2024 заказчик разместил на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ» по адресу: www.sberbank-ast.ru, а также на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32413227262 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право поставки мебели. Согласно извещению

Дата начала срока подачи заявок: 31.01.2024;

Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.02.2024 в 10 часов 00 минут по местному времени;

Дата подведения итогов: 07.02.2024.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 07.02.2024 подано 3 заявки, 2 заявки отклонены, 1 соответствует закупочной документации.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положением о закупке товаров, работ, услуг федеральным государственным бюджетным учреждением «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденный указом Управления делами Президента Российской Федерации от 29.09.2022 №474 (далее – Положение о закупке).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В силу п. п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Также, согласно п. п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

1. Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

При этом в приложении № 3 к Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме содержится подробное описание (характеристика) предмета закупки.

Согласно извещению, объектом закупки является:

- Шкаф в прихожую номера;

- Комплект (стол рабочий и тумбы);

- Стул;

- Кровать;

- Матрас;

- Столик.

При этом, заказчик не предъявляет специальных требований к производителям мебели, тем самым участники закупки не ограничены в способе исполнения требований заказчика. Они вправе выбрать изготовка и поставка мебели, или покупка мебели у третьих лиц и поставка ее заказчику.

Таким образом, доводы заявителя о том, что фактическим предметом закупки является не поставка мебели, а её изготовление, а также о том, что отсутствие в документации о закупке эскиза, чертежа или иного изображения товара не позволяет подать заявку на участие в закупке, в совокупности с доводом о невозможности исполнения условий договора в предусмотренные сроки (10 дней) ввиду того, что мебель соответствующая установленным требованиям отсутствует на рынке и подлежит изготовлению, не находят своего подтверждения.

2. Согласно Приложению № 3 Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме требования к цвету мебели, подлежащей поставке, - «цвет покрытия пластей плит светлый с имитацией шпона».

Вместе с тем, комиссия отмечает, что требование заказчика к цвету мебели (светлый с имитацией шпона) предполагает вариативность и не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию.

Довод заявителя признан необоснованным.

3. При описании столика журнального заказчиком указано «Страна происхождения: Россия Габаритные размеры стола не должны быть менее (диаметр×высота), мм: 600×440».

Согласно части 5.2 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении включается информация о стране происхождения товара.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2) и требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки (пункт 3).

Таким образом, Закон о закупках не ограничивает заказчика в возможности установить требование о представлении участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ (Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира»).

Страна происхождения товара в заявке на участие в закупке указывается участником закупки в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в документах, формируемых при осуществлении закупки (для конкурентной закупки - в документации о конкурентной закупке, в извещении о проведении запроса котировок).

Кроме того, согласно статье 3 Закона о закупках заказчики вправе самостоятельно определять предмет закупок, исходя из своих потребностей.

Довод заявителя необоснован.

4. Согласно Описанию предмета закупки (Приложение № 3 к Извещению) под верхней горизонтальной стенкой (столешницей) во всю длину наличие двух равных по внутреннему объему и ширине открытых полок. Внутренняя высота открытых полок до 90 мм. Корпус стола представляет собой каркас, состоящий из двух боковых вертикальных стенок и одной промежуточной стенки прямоугольной формы, расположенных параллельно друг другу, соединенных между собой верхней (столешницей) и нижней горизонтальной стенками, опирающийся с левой стороны на Г-образную (вид спереди) металлическую опору в виде замкнутого контура и на тумбу с правой стороны, а также задней стенки.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик при описании использует непонятные для понимания определения носит субъективный характер и является необоснованным.

5. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в запросе котировок в электронной форме (предложение участника закупки в отношении предмета закупки) (Приложение № 1 к Извещению) характеристики (значения), выделенные подчеркиванием и/или с применением полужирного начертания к тексту и/или с применением курсивного начертания к тексту, подлежат указанию участником закупки в неизменном виде, при этом данное требование имеет приоритет над вышеперечисленными.

Вместе с тем, комиссия отмечает, что довод заявителя о некорректности указанного требования, ввиду того, что отображение шрифтов на разных компьютерах может отличаться носит субъективный характер, а также не подтверждается документами, представленным в материалы дела, и не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию.

Проанализировав заявленные доводы, комиссия отмечает, что в жалобе Заявителя не указаны обжалуемые действия (бездействие) заказчика, нарушающие действующее законодательство Российской Федерации о закупках, а также отсутствуют ссылки на положения действующего законодательства Российской Федерации о закупках, которые, по мнению заявителя, нарушены заказчиком при составлении поименованных в жалобе требований к товарам и инструкции по заполнению заявки, равно как не приведено указаний в чем именно выразились нарушения в действиях заказчика.

В свою очередь, в рассматриваемом случае заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов в данной части, а также не конкретизирует в жалобе каким образом указанные положения документации затрудняют заполнение и подачу заявки.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДС «Глобус» (вх. 4329-ЭП/24 от 06.02.2024) на действия (бездействие) заказчикафедерального государственного бюджетного учреждение «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на простаку мебели (извещение №32413227262 от 30.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО ДС Глобус
ИНН 4205039038, ОГРН 1024200688511
ФГБУ "Объединенный санаторий "Сочи"
ИНН 2320010749, ОГРН 1022302924577
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441