Решение (комиссия) №4707/24 Решение по делу №023/07/3-505/2024 (не обоснованно) от 20 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 023/07/3-505/2024 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
15 февраля 2024 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – Комиссия) в составе:
председатель комиссии: – заместитель руководителя Управления;
члены Комиссии:
- начальник отдела контроля органов власти Управления;
- специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления,
с участием посредством видеоконференцсвязи представителя общества с ограниченной ответственностью «ДС «Глобус» по доверенности Лежнева Александра Владимировича (доверенность №14-юр от 01.02.2024) и представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации по доверенности Яночковой Олиги Сергеевны (доверенность №32, от 13.02.2024),
в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителя оператора электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ»,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДС «Глобус» (вх. № 4329-ЭП/24 от 06.02.2024) на действия (бездействие) заказчика – федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на простаку мебели (извещение №32413227262 от 30.01.2024, лот № 1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба общества с ограниченной ответственностью «ДС «Глобус» (вх. № 4329-ЭП/24 от 06.02.2024) на действия (бездействие) заказчика – федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на простаку мебели (извещение №32413227262 от 30.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 15 февраля 2024 года в 10 часов 00 минут по мск.
Согласно доводам заявителя, заказчик установил требования, которые исключают возможность исполнения договора на требуемых условиях, а именно:
1 Учитывая, что фактическим предметом закупки является не поставка мебели, а её изготовление, отсутствие в документации о закупке эскиза, чертежа или иного изображения товара не позволяет, по мнению заявителя, подать заявку на участие в закупке.
Также, согласно доводу заявителя, исполнение условий договора в предусмотренные сроки (10 дней) не представляется возможным ввиду того, что мебель, соответствующая установленным требованиям, отсутствует на рынке и подлежит изготовлению;
2 Заказчик не конкретизировал, какого именно цвета должен быть выполнен декор мебели, а также столешница;
3 Заказчик одновременно с указанием конкретных габаритных размеров стола, указывая что «размеры стола не должны быть менее (диаметр×высота), мм: 600×440», вводит участника закупки в заблуждение, а также устанавливая требования к стране происхождения товара ограничивает конкуренцию;
4 Заказчик при описании использует непонятные для понимания определения «нижняя горизонтальная стенка», «внутренняя высота открытых полок» и другие;
5. Требование, установленное заказчиком об использовании подчеркивания, применения полужирного начертания, курсивного начертания к тексту в неизменном виде является некорректным, т. к. отображение шрифтов на разных компьютерах может отличаться.
Заказчик, возражает доводом жалобы, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной, письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.
Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из п. п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
30.01.2024 заказчик разместил на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ» по адресу: www.sberbank-ast.ru, а также на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32413227262 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право поставки мебели. Согласно извещению
Дата начала срока подачи заявок: 31.01.2024;
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.02.2024 в 10 часов 00 минут по местному времени;
Дата подведения итогов: 07.02.2024.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 07.02.2024 подано 3 заявки, 2 заявки отклонены, 1 соответствует закупочной документации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положением о закупке товаров, работ, услуг федеральным государственным бюджетным учреждением «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденный указом Управления делами Президента Российской Федерации от 29.09.2022 №474 (далее – Положение о закупке).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В силу п. п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Также, согласно п. п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
1. Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
При этом в приложении № 3 к Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме содержится подробное описание (характеристика) предмета закупки.
Согласно извещению, объектом закупки является:
- Шкаф в прихожую номера;
- Комплект (стол рабочий и тумбы);
- Стул;
- Кровать;
- Матрас;
- Столик.
При этом, заказчик не предъявляет специальных требований к производителям мебели, тем самым участники закупки не ограничены в способе исполнения требований заказчика. Они вправе выбрать изготовка и поставка мебели, или покупка мебели у третьих лиц и поставка ее заказчику.
Таким образом, доводы заявителя о том, что фактическим предметом закупки является не поставка мебели, а её изготовление, а также о том, что отсутствие в документации о закупке эскиза, чертежа или иного изображения товара не позволяет подать заявку на участие в закупке, в совокупности с доводом о невозможности исполнения условий договора в предусмотренные сроки (10 дней) ввиду того, что мебель соответствующая установленным требованиям отсутствует на рынке и подлежит изготовлению, не находят своего подтверждения.
2. Согласно Приложению № 3 Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме требования к цвету мебели, подлежащей поставке, - «цвет покрытия пластей плит светлый с имитацией шпона».
Вместе с тем, комиссия отмечает, что требование заказчика к цвету мебели (светлый с имитацией шпона) предполагает вариативность и не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию.
Довод заявителя признан необоснованным.
3. При описании столика журнального заказчиком указано «Страна происхождения: Россия Габаритные размеры стола не должны быть менее (диаметр×высота), мм: 600×440».
Согласно части 5.2 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении включается информация о стране происхождения товара.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2) и требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки (пункт 3).
Таким образом, Закон о закупках не ограничивает заказчика в возможности установить требование о представлении участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ (Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира»).
Страна происхождения товара в заявке на участие в закупке указывается участником закупки в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в документах, формируемых при осуществлении закупки (для конкурентной закупки - в документации о конкурентной закупке, в извещении о проведении запроса котировок).
Кроме того, согласно статье 3 Закона о закупках заказчики вправе самостоятельно определять предмет закупок, исходя из своих потребностей.
Довод заявителя необоснован.
4. Согласно Описанию предмета закупки (Приложение № 3 к Извещению) под верхней горизонтальной стенкой (столешницей) во всю длину наличие двух равных по внутреннему объему и ширине открытых полок. Внутренняя высота открытых полок до 90 мм. Корпус стола представляет собой каркас, состоящий из двух боковых вертикальных стенок и одной промежуточной стенки прямоугольной формы, расположенных параллельно друг другу, соединенных между собой верхней (столешницей) и нижней горизонтальной стенками, опирающийся с левой стороны на Г-образную (вид спереди) металлическую опору в виде замкнутого контура и на тумбу с правой стороны, а также задней стенки.
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик при описании использует непонятные для понимания определения носит субъективный характер и является необоснованным.
5. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в запросе котировок в электронной форме (предложение участника закупки в отношении предмета закупки) (Приложение № 1 к Извещению) характеристики (значения), выделенные подчеркиванием и/или с применением полужирного начертания к тексту и/или с применением курсивного начертания к тексту, подлежат указанию участником закупки в неизменном виде, при этом данное требование имеет приоритет над вышеперечисленными.
Вместе с тем, комиссия отмечает, что довод заявителя о некорректности указанного требования, ввиду того, что отображение шрифтов на разных компьютерах может отличаться носит субъективный характер, а также не подтверждается документами, представленным в материалы дела, и не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию.
Проанализировав заявленные доводы, комиссия отмечает, что в жалобе Заявителя не указаны обжалуемые действия (бездействие) заказчика, нарушающие действующее законодательство Российской Федерации о закупках, а также отсутствуют ссылки на положения действующего законодательства Российской Федерации о закупках, которые, по мнению заявителя, нарушены заказчиком при составлении поименованных в жалобе требований к товарам и инструкции по заполнению заявки, равно как не приведено указаний в чем именно выразились нарушения в действиях заказчика.
В свою очередь, в рассматриваемом случае заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов в данной части, а также не конкретизирует в жалобе каким образом указанные положения документации затрудняют заполнение и подачу заявки.
Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДС «Глобус» (вх. 4329-ЭП/24 от 06.02.2024) на действия (бездействие) заказчика – федерального государственного бюджетного учреждение «Объединенный санаторий «Сочи» Управления делами Президента Российской Федерации при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на простаку мебели (извещение №32413227262 от 30.01.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня вынесения решения.