Решение б/н . от 21 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 243/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

22февраля 2019 года                                                                     г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобуООО «К и С»(далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Поставка овощей консервированных, масла растительного, майонеза (для СМП и СОНКО)» (извещение № 0318100028518000323) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.В п. 4.1.1 проекта контракта содержится противоречивая информация. Описание объекта закупки аукционной документации содержит противоречивые сведения и избыточные требования к товарам.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился электронный аукцион: «Поставка овощей консервированных, масла растительного, майонеза (для СМП и СОНКО)» (извещение № 0318100028518000323).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 173 690,44рублей.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

          П. 23 Информационной карты аукционной документации установлен срок поставки: товар поставляется партиями, в течение 2 календарных дней с момента поступления заявки.

В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

         В п. 4.1 проекта контракта аукционной документации предусмотрен срок поставки: с момента подписания контракта до 31.12.2019 г., по заявкам Заказчика в течение 2 календарных дней в соответствии с «Описанием объекта закупки». Поставка пищевых продуктов производится отдельными партиями по предварительной заявке Заказчика, в течение 2 -х календарных дней.  Заявки подаются по электронной почте Поставщику не позднее 12:00 дня, предшествующего дате поставки.

          Таким образом, аукционная документация содержит противоречивую информацию.

В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

          Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке»неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Разработанная заказчиком Инструкция не отвечает принципам Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные положения инструкции по заполнению заявки аукционной документации являются требованием к оформлению заявки, которые вводят в заблуждение участников закупки.

В инструкции по заполнению заявки Заказчиком предусмотрено, что описание объекта закупки содержит графы «Показатель, ед. изм», «Характеристики товара».

Вместе с тем, описание объекта закупки аукционной документации не содержит указанных граф.

        В описании объекта закупки Заказчиком установлено требование об остаточном сроке годности товара на день поставки не менее 80% от срока, установленного производителем.

        По позиции 5 «Кукуруза консервированная» установлено требование к минимальному остаточному сроку годности товара – не менее 12 месяцев с момента поставки.

        В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации Заказчик требует от участника закупки указания конкретного значения остаточного срока годности продукта к моменту поставки.

        При этом, вышеуказанное значение не может являться конкретным, участник закупки не может заранее знать какой остаточный срок годности товара будет к моменту поставки.

        Таким образом, требование Заказчика об указании в заявке на участие в электронном аукционе конкретного значения остаточного срока годности продукта к моменту поставки является нарушением законодательства о контрактной системе.

         По позиции 2 «Зеленый горошек консервированный» Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 54050-2010.

Вышеуказанный ГОСТ с 01.01.2019г. отменен приказом Росстандарта от 25.08.2017 № 962-ст в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 34112-2017.

         Таким образом, в аукционной документации установлено требование о соответствии ГОСТ, утратившего силу, что является нарушением законодательства о контрактной системе.

В «Описании объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1

Огурец консервированный

ГОСТ 31713-2012. Внешний вид: овощи целые, однородные по размеру и конфигурации.  Должны быть без плодоножек и остатков цветков, чистые, здоровые, не сморщенные, не мятые, без механических повреждений. Вкус и запах - вкус предпочтительно слабокислый, умеренно соленый, запах с ароматом пряностей, без постороннего привкуса и запаха.  Консистенция должна быть - огурцы плотные, упругие, без пустот, с хрустящей мякотью, с недоразвитыми семенами. Наибольшие высота и диаметр банки должны быть не более 235мм и 153мм соответственно с максимальными допускаемыми отклонениями в отрицательную и положительную сторону не более 1,5мм и 2,3 мм для высоты и диаметра соответственно.

Кг.

5359,70

3

Фасоль консервированная

Вкус и запах натуральные, свойственные консервированной фасоли. ГОСТ Р 54679-2011.

 

Кг.

696

4

Икра кабачковая

ГОСТ Р 51926-2002 Консервы. Икра овощная. Технические условия.Икра овощная, кабачковая. Внешний вид и консистенция должны быть однородная, равномерно измельченная масса с видимыми включениями зелени и пряностей, без грубых семян перезрелых овощей. Консистенция мажущаяся или слегка зернистая.

Кг.

1286

5

Кукуруза, консервированная

Кукуруза консервированная сахарная в зернах должна быть высшего сорта. Зерна должны быть целые, с одинаковой глубиной срезки, без рваных зерен и зерен с тканью початка, без кусочков стержней и початков, частиц лиственного покрова и шелковистых нитей. Вкус и запах должны быть свойственный вареной сахарной кукурузе в стадии молочной спелости, без посторонних привкуса и запаха. Цвет зерен должен быть белый, золотистый или желтый без наличия зерен более темного цвета, однородный в одной банке. Консистенция зерен должна быть мягкая, желательно однородная, без чрезмерной плотности. Качество заливочной жидкости - молочного оттенка (с опалесценцией). Консервы должны соответствовать ГОСТ Р 53958-2010/ ТУ производителя, но по показателям не ниже ГОСТ Р 53958-2010.

Кг.

2524

 

В соответствии с ГОСТ 31713-2012 «Огурцы, кабачки, патиссоны с зеленью в заливке. Технические условия» по органолептическим показателям консервы должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1:

 

     

Наименование показателя

Характеристика для сортов

 

высшего

первого

Внешний вид

Овощи целые, однородные по размеру и конфигурации или нарезанные, без плодоножек и остатков цветков, здоровые, чистые, не сморщенные, не мятые, без механических повреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вкус и запах

Слабокислый, свойственный консервированным овощам данного вида, умеренно соленый с ароматом пряностей.

Допускается легкая естественная горечь перца. Не допускаются посторонние привкус и запах

Цвет

Однородный для овощей одного вида, близкий к типичному для данного ботанического сорта, без пятен, прозелени и ожогов.

Для огурцов - с оттенками от зеленого до оливкового.

Для патиссонов и кабачков - от зеленовато-белого до желтого, для цукини - от светло-зеленого до темно-зеленого или полосатого

Консистенция

Овощи плотные, упругие с хрустящей мякотью, без пустот, с недоразвитыми семенами

   

Допускаются огурцы, кабачки, патиссоны с менее хрустящей мякотью, не более 5% (по массе)

Исходя из главы 7 ГОСТ 31713-2012 органолептические показателиогурцов консервированных определяются путем снятия проб и проведения испытаний.

Таким образом, органолептические показатели огурцов консервированных не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.

Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар. 

В соответствии с ГОСТР54679-2011 «Консервы из фасоли. Технические условия» требования к органолептическим показателям консервов из фасоли приведены в таблице 1:

 

   

Наименование показателя

Характеристика

Внешний вид

Зерна фасоли одного типа, однородные по величине, в заливке или в соусе.

Не допускается наличие зерен, поврежденных сельскохозяйственными вредителями 

Вкус и запах

Свойственные данному виду консервов.

Не допускаются посторонние привкус и запах

Цвет

Зерен - однородный, свойственный данному типу фасоли.

Заливки - с оттенком цвета фасоли, с незначительным количеством взвешенных частиц мякоти.

Соуса - оранжево-красный.

Допускается красно-коричневый оттенок.

Допускаются единичные зерна, незначительно отличающиеся по цвету от основной массы

Консистенция

Зерна целые, мягкие, но не разваренные.

Допускается наличие разваренных зерен фасоли не более 10% по массе и незначительное желирование заливки

Исходя из главы 6 ГОСТ Р 54679-2011 органолептические показатели консервированной фасоли определяются путем снятия проб и проведения испытаний.      

Таким образом, органолептические показатели фасоли консервированной не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.

 Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар. 

В соответствии сГОСТ Р 51926-2002 «Консервы. Икра овощная. Технические условия» по органолептическим показателям овощная икра должна соответствовать нормам, указанным в таблице 1:

 

   

Наименование показателя

Характеристика

Внешний вид и консистенция

Однородная, равномерно измельченная масса с видимыми включениями зелени и пряностей, без грубых семян перезрелых овощей. Консистенция мажущаяся или слегка зернистая.

 

Допускается незначительное отделение жидкости для икры из уваренных овощей

Вкус и запах

Свойственные икре, изготовленной из определенного вида предварительно подготовленных овощей.

Не допускается привкус прогорклого масла и наличие посторонних привкуса и запаха.

Допускается в икре из баклажанов слабо выраженная горечь, свойственная баклажанам

Цвет

Однородный по всей массе для икры:

 

из кабачков, патиссонов, овощей, лука, тыквы - от желтого до светло-коричневого;

из баклажанов, капусты - от светло-коричневого до коричневого; 

из свеклы - темно-красный разных оттенков.

 

Допускается незначительное потемнение поверхностного слоя икры

 

Исходя из главы 6 ГОСТ Р 51926-2002 органолептическиепоказатели икры кабачковой определяются путем снятия проб и проведения испытаний.      

Таким образом, органолептические показатели кабачковой икры не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.

 Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар. 

В соответствии с ГОСТ Р 53958-2010 «Кукуруза сахарная. Технические условия» требования к органолептическим показателям консервов приведены в таблице 1:

 

       

Наименование показателя

Характеристика и норма

 

Кукуруза в зерне

Кукуруза в початках

 

высшего сорта

первого сорта

 

Внешний вид

Зерна целые, правильно срезанные, с одинаковой глубиной срезки, без рваных зерен и зерен с тканью початка, без кусочков стержней и початков, частиц лиственного покрова и шелковистых нитей

Початки примерно одинакового размера, близкого к высоте банки, правильной формы, чистые, с ровными срезами на концах, плотно уложенные в банки*

Вкус и запах

Свойственный вареной сахарной кукурузе в стадии молочной спелости, без посторонних привкуса и запаха

Цвет зерен**

Белый, золотистый или желтый без наличия зерен более темного цвета, однородный в одной банке

Консистенция

Мягкая, однородная, без чрезмерной плотности

   

Допускается слегка жестковатая

 


Исходя из главы 7ГОСТ Р 53958-2010 органолептические показатели кукурузы консервированной определяются путем снятия проб и проведения испытаний.      

Таким образом, органолептические показатели консервированной кукурузы не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.

 Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар. 

 Заказчиком также установлены избыточные требования к упаковке товара, что может ограничить круг участников закупки.

  Упаковка не является качественной, технической, функциональной характеристикой товара.

В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.  

Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара, используемого при выполнении работ, требования с учетом положений инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, которые станут известны при испытании определенной партии товара, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33,п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «К и С» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 77

по делу № 243/2019-КС о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

22 февраля 2019 года                                                                                   г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии Литовченко Л.А.

Члены Комиссии: Аллахвердова Н.О., Головко Е.Н.,

в присутствии представителя Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» Нидилько Н.В. (доверенность в материалах дела), в отсутствие представителя ООО «К и С», на основании своего решения от 22.02.2019 г. по делу № 243/2019-КС, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «К и С» на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» при проведении электронного аукциона: «Поставка овощей консервированных, масла растительного, майонеза (для СМП и СОНКО)» (извещение № 0318100028518000323) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

           Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе:

-  отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 22.02.2019 по делу № 243/2019-КС и разместить на официальном сайте;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте документации аукциона;

- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и о возможности подать новые заявки. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона.

Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней с момента размещения его в ЕИС.

Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его размещения в ЕИС.

           Заказчику в срок до 22.03.2019 сообщить об исполнении предписания.

           В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны