Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/10/18.1-3154/2022 по результатам рассмотрения ... от 11 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/10/18.1-3154/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11 августа 2022г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем системы ВКС, Д. К.Н. (далее – Заявитель) и финанасового управляющего Т.Р.Ю. (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытых торгов посредством публичного предложения по реализации имущества должника (сообщение № 8731629 опубликовано на сайте www.bankrot.fedresurs.ru),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытых торгов посредством публичного предложения по реализации имущества должника (сообщение № 8731629 опубликовано на сайте www.bankrot.fedresurs.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 11.08.2022г. в 10:00.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно отклонил его заявку, просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушения порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок проведения торгов по реализации имущества должника установлен Федеральным законом от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее – Порядок), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015г. № 495 «Об утверждении порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России».

В соответствии с частью 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее – Закон о банкротстве), в сообщении о проведении торгов должны содержаться:

- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

- требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

- условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

- начальная цена продажи предприятия;

- величина повышения начальной цены продажи предприятия (шаг аукциона) в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

- порядок и критерии выявления победителя торгов;

- дата, время и место подведения результатов торгов;

- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.

Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

Согласно части 4 статьи 139 Закона о банкротстве, в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 139 Закона о банкротстве, при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2017г. по делу № А32-37505/16 Г.П.А. признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утвержден Т.Р.Ю.

04.05.2022г. Организатором торгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) размещено сообщение № 8731629 о проведении торгов по реализации следующего имущества должника посредством публичного предложения.

Лот № 1 – право требования к Ш.А.С. 10.10.1986 г.р., на сумму 2 177 610, 00 рублей, данное требование подтверждается исполнительным листом ФС № 028338858 от 12.10.2020г. Начальная цена - 1 959 849,00 руб., размер задатка — 20% от начальной цены, шаг аукциона — 10% от начальной цены.

Согласно сообщению, заявки на участие в торгах принимались с 22:00 (МСК) 04.05.2022г. по 22:00 (МСК) 21.07.2022г. на сайте электронной торговой площадки http://www.etpugra.ru.

Кроме того, сообщением установлен срок действия цены - 7 календарных дней. Величина снижения начальной цены составляет 10% от начальной стоимости имущества. Непроданное имущество в установленный период продается в следующий период со снижением начальной цены на 10% и так далее, до цены отсечения 10% (195684, 90 руб). По достижении цены отсечения – период действия цены составляет 15 календарных дней.

Сообщением о проведении торгов установлен порядок оформления участия в торгах, перечень необходимых для участия документов, а также требования к их оформлению.

Согласно сообщению, для участия в торгах необходимо в установленный срок подать заявку, заключить с Организатором торгов договор о задатке, внести соответствующую сумму задатка (указав при этом номер лота, дату торгов и наименование Должника) на расчетный счет Организатора торгов.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

- наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя, ИНН, (для юр. лица);

- ФИО, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физ. лица);

- номер телефона, адрес электронная почты заявителя, ИНН;

- сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к Должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности;

- сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а также СРО арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий;

К заявке на участие в торгах должны также прилагаться копии следующих документов:

- выписка из ЕГРЮЛ (для юр. лица), срок выдачи которой налоговым органом не должен превышать 1 месяца до даты представления заявки на участие в торгах;

- выписка из ЕГРИП (для ИП);

- документа, удостоверяющего личность участника торгов (для физ. лица);

- надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о гос. регистрации юр. лица или гос. регистрации физ. лица в качестве ИП в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;

- копию документа, в котором содержится решение уполномоченного органа юр. лица об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ для соответствующих юр. лиц и если приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой для Претендента;

- копия платежного документа о внесении задатка на р/с Должника, указанный в сообщении о проведении торгов, содержащего отметку обслуживающего банка о списании денежных средств с р/с заявителя. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством РФ и указанным в сообщении о проведении торгов. Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Согласно доводу жалобы, Организатор торгов неправомерно отклонил заявку Заявителя.

Согласно документам, представленным на рассмотрение Комиссии Краснодарского УФАС России, 01.07.2022г. между Заявителем и Т.А.И. (далее — Агент) заключен агентский договор для участия в торгах.

20.07.2022г. Заявителем, на расчетный счет, указанный в сообщении, внесен задаток для участия в торгах в размере 39 137,00 руб., что составляет 20% от начальной стоимости реализуемого имущества на соответствующем этапе снижения цены.

21.07.2022г. Агентом подана заявка на участие в публичном предложении.

В соответствии с протоколом об определении участников торгов от 22.07.2022г., на участие в торгах подано 6 заявок, 3 заявки отозваны, 2 претендента допущены к участию в торгах. Заявка Заявителя отклонена Организатором торгов по причине несоответствия размера поступившего задатка требованиям сообщения.

Согласно части 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с абзацем 2 части 9 статьи 110 Закона о банкротстве, Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.

Согласно части 8 статьи 110 Закона о банкротстве, размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.

Исходя из положений статей 329, 380 Гражданского кодекса Российской Федерации, задаток представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательства.

В силу положений статей 110, 139 Закона о банкротстве, реализация имущества должника в рамках процедуры банкротства (заключение договоров купли-продажи) осуществляется на торгах.

Таким образом, обязанность участника торгов внести задаток установлена в целях обеспечения заключения договора между Организатором торгов и лицом, выигравшим торги.

При этом, согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.07.2016г. № 305-ЭС16-3457, законодательное ограничение размера задатка (не более 20% начальной цены продажи предприятия) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.

Существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.

Следовательно, для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.

Кроме того, исходя из положений статьи 2 Закона о банкротстве, целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворения требований кредиторов.

Таким образом, обеспечение наиболее широкого круга участников способствует реализации имущества должника по наиболее высокой цене, отвечает интересам кредиторов и соотносится с целью торгов.

Вместе с тем, согласно протоколу от 21.07.2022г., победителем торгов признан участник Т.И.А., предложение о цене предмета торгов составило 201 000,00 руб., при этом предложение Заявителя составило 237 889,00 руб.

В соответствии с частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве, решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России на заседании по делу № 023/10/18.1-3154/2022 в действиях финансового управляющего Д.К.Н. установлено нарушение порядка проведения торгов, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вместе с тем, согласно сообщению № 9273769, победителем торгов заключен договор купли-продажи спорного имущества.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Д.К.Н. на действия финансового управляющего Т.Р.Ю. при организации и проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника (сообщение № 8731629 опубликовано на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) обоснованной.

2. Организатору торгов – финансовому управляющему Т.Р.Ю. предписание о совершении действий, направленных на устранение порядка проведения торгов не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением в отношении финансового управляющего Т.Р.Ю.

 

Заместитель председателя Комиссии: 

 

Члены Комиссии:

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны