Решение б/н решение от 27 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 20.03.2020 г.                                г. Краснодар

Решение изготовлено в полном объеме 27.03.2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии – «…» – Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Члены комиссии:

«…». – заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

«…». – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 023/05/28-3408/2019, возбуждённое по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в газете «Краснодарские известия» (выпуск № 127 (6305) от 07.11.2019 г.) рекламы содержания: «Юнион Финанс. Кооператив потребительское общество. Компания, которая работает на вас. Доходность 11,5 %. Деятельность застрахована. Г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 125 …», с признаками нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – КПО «Юнион Финанс»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления Южного главного управления Центрального банка России (вх. по эл. почте № 12719 от 21.11.2019 г.) о признаках нарушения законодательства о рекламе при распространении в газете «Краснодарские известия» (выпуск № 127 (6305) от 07.11.2019 г.) рекламы содержания: «Юнион Финанс. Кооператив потребительское общество. Компания, которая работает на вас. Доходность 11,5 %. Деятельность застрахована. Г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 125 …», Краснодарским УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация вышеуказанного содержания является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама КПО «Юнион Финанс»: «Юнион Финанс. Кооператив потребительское общество. Компания, которая работает на вас. Доходность 11,5 %. Деятельность застрахована. Г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 125 …» имеет дополнительное содержание в нижней части рекламного модуля («За счёт финансового поощрения (ФП) от участия в деятельности общества, в соответствии с Уставом и Планом Финансового поощрения (План)»), написанное шрифтом, который не подлежит прочтению с точки зрения возможностей обычного потребителя (на данное обстоятельство ссылается в заявлении Южное главное управление Центрального Банка России (вх. по эл. почте № 12719 от 21.11.2019 г.).

В связи с тем, что привлекательная для потребителя информация, а именно: «Доходность 11,5 %.», размещённая в центральной части рекламного модуля яркими крупными буквами, является читаемой и доступной, а информация, являющаяся ее объективным подтверждением, размещенная в самой нижней части рекламного модуля, выполнена буквами маленького размера, исключающими факт ее восприятия, формальное присутствие в рекламе данной информации, не может рассматриваться как ее наличие.

Необходимо учитывать, что реклама оценивается со стороны рядового потребителя. Если по причине мелкого нечитаемого текста потребителем не воспринимается необходимая информация, то такое предоставление информации равнозначно ее фактическому отсутствию.

Данная позиция подтверждена многочисленной судебной практикой, в том числе, Определением Высшего Арбитражного Суда от 17.12.2013 г. № ВАС-18235/13, Постановлением Федерального арбитражного суда Волго – Вятского округа от 07.02.2012 г. по делу № А79-3324/2011, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.03.2010 г. № КА-А40/2613-10 по делу № А40-128950/09-79-774, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2017 № Ф05-8948/2017 по делу № А40-168701/16, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.02.2019г. № Ф05-24209/2018 по делу № А40-94927/2018 и др.

Судебная практика указывает на то, что совокупность факторов, влияющих на оценку рекламы: мелкий шрифт, особенность места размещения рекламы, высота расположения рекламного текста, цветовое решение, использование в совокупности, затруднительной для прочтения потребителя цветовой гаммы, несмотря на формальное наличие в рекламе рассматриваемой информации, вводит потребителя в заблуждение и искажает содержание рекламы в целом в части доведения ее до потребителя должным образом, так как в рекламе важной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

Кроме того, согласно письму ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Таким образом, указанная выше реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из заявления Южного главного управления Центрального Банка России (вх. по эл. почте № 12719 от 21.11.2019 г.) следует, что реклама вышеуказанного содержания, размещённая в данном печатном издании, распространяется с признаками нарушения ч. 14. ст. 28 Федерального закона «О рекламе», так как КПО «Юнион Финанс» в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов отсутствует.

В соответствии с ч. 14. ст. 28 ФЗ «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 14 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного, в действиях КПО «Юнион Финанс» при размещении рекламы вышеуказанного содержания, размещенной в газете «Краснодарские известия» (выпуск № 127 (6305) от 07.11.2019 г.), усматриваются признаки нарушения ч. 14. ст. 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку КПО «Юнион Финанс» размещена реклама деятельности организации, в отношении которой, по информации, предоставленной Южным ГУ Банка России, отсутствуют сведения о её нахождении в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов.

На основании изложенного в отношении КПО «Юнион Финанс» было возбуждено дело № 023/05/28-3408/2019.

КПО «Юнион Финанс» представлены документы и материалы, запрошенные определением Краснодарского УФАС России о возбуждении дела № 023/05/28-3408/2019 от 20.12.2020 г.

В соответствии с пояснениями КПО «Юнион Финанс» (вх. по эл. почте № 186 от 13.01.2020 г.) Общество заключило агентский договор № «…»с ООО «Успех». Согласно п. 5.1 Договора, Агент несёт перед Принципалом ответственность за нарушение Агентом условий настоящего Договора в части соответствия рекламных материалов требованиям законодательства Российской Федерации.

ООО «Успех» представлены документы и материалы, запрошенные определением Краснодарского УФАС России об отложении дела № 023/05/28-3408/2019 от 20.01.2020 г.

ООО «Успех» в своих пояснениях (вх. по эл. почте № 909 от 29.01.2020 г.) указывает, что, по их мнению, физически невозможно разместить весь текст рекламы одним шрифтом, так как размер рекламы ограничен, а в соответствии с действующим законодательством информация, которая должна содержаться в рекламе, имеет существенные объёмы.

Однако, в связи с тем, что привлекательная для потребителя информация, а именно: «Доходность 11,5 %.», размещённая в центральной части рекламного модуля яркими крупными буквами, является читаемой и доступной, а информация, являющаяся ее объективным подтверждением, размещенная в самой нижней части рекламного модуля, выполнена буквами маленького размера, исключающими факт ее восприятия, формальное присутствие в рекламе данной информации, не может рассматриваться как ее наличие.

На рассмотрении дела № 023/05/28-3408/2019 представитель Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации 10.03.2020 г. в 11:30 пояснил, что кооператив потребительское общество «Юнион Финанс» действуют как кредитный потребительский кооператив, то есть привлекают денежные средства граждан, не состоящих в кооперативе.

Кроме того, исходя из информации, предоставленной Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации, а именно Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06 марта 2020 года установлено, что (как следует из материалов дела) Прокуратурой г. Вологды по обращению начальника Северо-Западного Главного управления банка России о нарушениях кредитно-банковского законодательства в деятельности  КПО «Юнион Финанс» проведена проверка по адресу: г. Вологда, ул. Батюшкова, д. 6 (ТЦ «Шанталь»).

В результате проверки КПО «Юнион Финанс» установлено, что основной деятельностью общества является деятельность по привлечению денежных средств граждан, при которой выплата процентов по заключённым соглашениям осуществляется за счёт денежных средств, которые привлечены ранее.

Материалы проверки направлены в управление, инспектором ОИАЗ УМВД России по г. Вологде 06.02.2020 г. Составлен протокол № 240365 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В протоколе отражено, что с 18.04.2019 г. по 11.12.2019 г. КПО «Юнион Финанс», по адресу: г. Вологда, ул. Батюшкова, д. 6 осуществляло деятельность по привлечению денежных средств физических лиц без соответствующей лицензии.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.02.2020 г. КПО «Юнион Финанс» является потребительским обществом. Из устава организации следует, что потребительское общество осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации (далее – Закон № 3085-1).

Согласно ст. 1 Закона № 3085-1 потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В соответствии со ст. 11 Закона № 3085-1 получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества.

Законом № 3085-1 определено понятие кооперативной выплаты как части доходов потребительского общества, распределяемой между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

В силу статьи 24 Закона № 3085-1 размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не должен превышать 20 процентов от доходов потребительского общества.

Закон № 3085-1 не предусматривает положений о финансовом поощрении пайщика.

Из материалов дела следует, что кооперативом заключены соглашения о внесении добровольного паевого вноса от 18.04.2019 № «…», от «…»г. № «…», от «…»г. № «…» и другие.

Из указанных соглашений усматривается, что помимо положений о кооперативных выплатах (пункт 1.7), условия соглашений предусматривали финансовое поощрение граждан (пункт 1.6).

К соглашениям прилагались заявления физических лиц на финансовое поощрение в форме присоединения к условиям соглашения. В данных заявлениях указана программа поощрения, срок, процентная ставка финансового поощрения, срок выплаты поощрения.

Факт осуществления деятельности по привлечению денежных средств физических лиц во вклады без лицензии подтверждается протоколом об административном правонарушении от 06.02.2020 г., заявлениями граждан, соглашениями о внесении добровольного паевого взноса (от 18.04.2019 № «…»…), квитанциями к приходным кассовым ордерам (№«…»,«…» …)

Кредитным кооперативом данное общество не является, в государственном реестре кредитных кооперативов не зарегистрировано (ст. 5 Закона № 190-ФЗ).

Кроме того, согласно выписке из ИФНС № 1 по г. Краснодару в отношении КПО «Юнион Финанс» (ИНН 7810390418), помимо всего прочего, расход денежных средств осуществляется с перечислениями денежных средств согласно договорам займа.

На основании вышеизложенного, Комиссией Краснодарского УФАС России рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку КПО «Юнион Финанс» осуществляет деятельность по привлечению денежных средств граждан без соответствующих на то разрешений и не состоит в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в газете «Краснодарские известия» (выпуск № 127 (6305) от 07.11.2019 г.) рекламы содержания: «Юнион Финанс. Кооператив потребительское общество. Компания, которая работает на вас. Доходность 11,5 %. Деятельность застрахована. Г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 125 …» поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст.5, ч. 1, 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать КПО «Юнион Финанс» (ОГРН: 1157847371945, ИНН: 7810390418; юридический адрес: ул. Пулковская, д. 15, лит. «А», пом. 5-н, г. Санкт-Петербург, 196158) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение в газете «Краснодарские известия» рекламы содержания: «Юнион Финанс. Кооператив потребительское общество. Компания, которая работает на вас. Доходность 11,5 %. Деятельность застрахована. Г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 125 …».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                              ___________________«…»

 

 

Члены Комиссии                                          _______________«…»

 

___________________«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны