Решение б/н / от 31 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №1151/2019-КС

по делу № 023/06/64-833/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

         31 июля 2019 года                                                                        г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

рассмотрев жалобу ООО «СБ ТРЕЙД» (далее – Заявитель) на действия МЗ КК при проведении департаментом по регулированию контрактной системы КК электронного аукциона: «Поставка серверного оборудования для медицинских организаций» (извещение № 0318200063919002942) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель в жалобе указывает, что указанные Заказчиком характеристики в Разделе 2 «Описание объекта закупки» в совокупности направлены на закупку у конкретного поставщика моделей оборудования производителя Lenovo ThinkServer в части закупки серверов. Кроме того, просит провести проверку обоснования НМЦК.

Уполномоченным органом, Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласился.

На основании п.3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.

На заседании Комиссии объявлен перерыв до 17 часов 00 мин. 31.07.2019 г.

После перерыва явились представитель департамента по регулированию контрактной системы КК Малюк Е.Ю. (доверенность в материалах дела), МЗ КК Апостоловой Х.Ю., Скорикова М.Ф., Марченко М.С., Пеннера Д.В. (доверенности в материалах дела), ООО «СБ ТРЕЙД» Карауш С.В. (приказ), Фондомакина Д.Е. (доверенность в материалах дела).

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – департаментом по регулированию контрактной системы КК проводился электронный аукцион: «Поставка серверного оборудования для медицинских организаций» (извещение № 0318200063919002942). Заказчик – МЗ КК.

Начальная (максимальная) цена контракта – 132 866 785,12 руб.

Согласно п.3) ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Контроль за формированием начальной цены контракта не входит в полномочия Краснодарского УФАС России.

Контроль за обоснованием НМЦК в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 «Описание объекта закупки», где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Требования к оборудованию Заказчиком указаны следующим образом: «Хранение и обеспечение доступа к цифровым данным медицинской организации посредством компьютерной сети. Применение в качестве сервера дистанционного (терминального) доступа, сервера приложений, сервера баз данных».

Вместе с тем, действующее законодательство предоставляет заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Подобный вывод согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016, постановлением Федерального арбитражного суда Ураль­ского округа от 24.11.2011 № Ф09-7616/11, решением Арбитражного суда Крас­нодарского края от 21.08.2015 по делу № A32-23367/2015 и рядом иных актов.

Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 «...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта кото­рым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...».

Требования к объекту закупки содержат указания на конкретные техниче­ские и функциональные возможности оборудования, необходимые для органи­зации по хранению информации.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик предоставил круг задач, которые необходимо выполнять при использовании закупаемого оборудования. При этом Заказчик выставил требования к оборудованию, которое не связано с обозначенным кругом задач, а именно:

  1. Диапазон температур, поддерживаемый сервером при непрерывной эксплуатации, градус Цельсия Не менее 5 - 45 - Сервер находится в серверном помещении, снабженном вентиляцией и кондиционированием, и на сервере не лежит заявленная функция поддержания температуры.
  2. Вентиляционные отверстия на фронтальной и задней панелях сервера - место размещения вентиляционных отверстий не влияет на выполнение заявленных функций. Нет четкого описания вида вентиляционных устройств - перфорация, щелевые, сплошные и т.п.

Так же Заказчик указывает дополнительные требования:

  1. Дополнительное требование - Габаритные размеры корпуса сервера (ШхВхГ), мм Не более 435 х 44 х 715 - при этом указан стандарт стойки 19", с габаритными размерами ширина — 482,6 мм (19 дюймов), глубина — выбирается из ряда 600 мм, 800 мм, 900 мм и более.
  2. Дополнительное требование - Возможности установки в сервер адаптера с одним разъемом М.2 и адаптера с двумя разъемами М.2 Наличие Специфический разъем, используется только у одного производителя. При условии, что согласно данных, размещенных на Портале закупок http://zakupki.gov.ru/ не закупалось и планируется к закупке Заказчиком или подведомственными ему организациям оборудования, снабженного таким разъемом.
  3. Дополнительное требование - Тип (спецификация) всех интерфейсных портов USB встроенных в сервер Не менее USB2.0 - при этом нет пояснений о необходимости использования специфического интерфейса USB 2.0 и отказа от наиболее распространённых интерфейсов формата USB 2.0 и USB 3.0. При этом далее описываются иные интерфейсы для подключения.
  4. Дополнительное требование - Количество интерфейсных портов Ethernet с разъемом RJ45 встроенных в сервер (не занимающих слот PCIe), шт. Не менее 5. Под данное ограничение попадает один единственный производитель материнских плат - Lenovo. По всем параметрам и ограничениям проходит: Серверы Lenovo ThinkServer.

Из пояснений представителей уполномоченного органа, Заказчика следует, что Техническая часть аукционной документации разработана, исходя из прак­тики отраслевого государственного заказчика, требует использования широкого набора функций, обеспечивая, таким образом максимальный результат.

  1. Требование «Диапазон температур, поддерживаемый сервером при непрерывной эксплуатации, градус Цельсия» со значением «Не менее 5-45» обусловлено необходимостью обеспечения непрерывной нормальной эксплуатации сервера в указанном диапазоне температур. Никакой дополнительной функции, обеспечивающей поддержание этой температуры, как указывает Заявитель в своей жалобе, в «Описании объекта закупки» не указано.
  2. Требование «Вентиляционные отверстия на фронтальной и задней панелях сервера» со значением «Наличие» обусловлено общепринятыми принципами/стандартами организации работы серверного оборудования при их размещении в стойках/шкафах: подача холодного воздуха осуществляется либо снизу спереди (при наличии фальшпола), либо сверху (при наличии воздуховодов), либо спереди (при организации холодных и горячих коридоров со стойками/шкафами). При этом, забор холодного воздуха для охлаждения элементов сервера организуется через фронтальные вентиляционные отверстия посредством использования вентиляторов, встроенных в сервер и работающих на забор холодного воздуха, а выпуск горячего организуется через задние вентиляционные отверстия, в т.ч. с использованием вентиляторов, встроенных в блоки питания сервера и работающих на выброс горячего воздуха из корпуса сервера. Требования к виду «вентиляционных устройств - перфорация, щелевые, сплошные и т.п.», на которые ссылается Заявитель в своей жалобе, при выполнении остальных требований к функционированию сервера, на качество охлаждения в данном случае не влияют.
  3. Требование «Габаритные размеры корпуса сервера (ШхВхГ), мм» со значением «Не более 435 х 44 х 715» обусловлено имеющимися у Заказчика шкафами и стойками, в которые планируется осуществлять монтаж поставляемого серверного оборудования.
  4. Требование «Возможности установки в сервер адаптера с одним разъемом М.2 и адаптера с двумя разъемами М.2» со значение «Наличие» обусловлено необходимостью возможности при последующей эксплуатации расширения функциональности приобретаемых серверов за счёт использования оборудования, имеющего разъёмы М.2. Указанный разъём М.2 не является специфическим и проприетарным, как указывает Заявитель в своей жалобе. На текущий момент указанный разъём используется большим количеством производителей материнских плат и карт расширения не только серверов, но и стационарных и мобильных компьютеров для возможности функционального расширения оборудования. Указанный разъём может быть использован для подключения карт расширения М.2, которые могут предоставлять различные функции, например: Wi-Fi, Bluetooth, спутниковая навигация, NFC-радиосвязь, цифровое радио, Wireless Gigabit Alliance (WiGig), Wireless WAN(WWAN). В виде модулей М.2 часто изготавливают быстрые и компактные твердотельные флеш-накопители (SSD). На разъём М.2 выводятся шины PCI Express 3.0, Serial ATA 3.0 и USB 3.0 (включая обратную совместимость с USB 2.0).
  5. Требование «Тип (спецификация) всех интерфейсных портов USB встроенных в сервер» со значением «Не менее USB2.0» обосновано необходимостью использования современного оборудования, имеющего данный порт или выше. Указанным требованием отсекаются ранние, морально и технически устаревшие спецификации USB-портов, такие как USB 1.0 и USB 1.1, обладающие низкими скоростями передачи информации. Ограничений на более поздние спецификации USB-портов, как указывает Заявитель в своей жалобе, отсутствует - указано «Не менее USB 2.0», что допускает указание всех последующих спецификаций: USB 2.0, USB 3.0, USB 3.1, USB 3.2 и т.д. Все эти спецификации имеют обратную совместимость с USB 2.0, т.е. оборудование, выпущенное по последней спецификации может быть подключено к порту USB 2.0 и будет нормально функционировать, но с ограничением скорости USB-порта для спецификации USB 2.0.
  6. Требование «Количество интерфейсных портов Ethernet с разъемом RJ45 встроенных в сервер (не занимающих слот РСТе), шт.» со значением «Не менее 5» обусловлено необходимостью организации работы сервера в локальной вычислительной сети медицинской организации с использованием резервирования, необходимостью подключения систем хранения данных напрямую в сервер и возможностью дистанционного управления и мониторинга сервера через отдельный интерфейсный порт Ethernet.

При составлении «Описания объекта закупки» Заказчик использовал коммерческие предложения поставщиков: предложенные в коммерческих предложениях модели серверов нескольких различных производителей полностью соответствуют потребностям Заказчика.

В соответствии с полученными коммерческими предложениями поставщиков существует несколько моделей серверов различных производителей, полностью соответствующих требованиям Описания объекта закупки, в т.ч. и по этому показателю. Утверждение Заявителя, что «под данное ограничение попадает один единственный производитель материнских плат - Lenovo» необоснованно.

Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что при формировании Технического задания и описания объекта закупки Заказчик руководствовался законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужда и основывал требования к объекту закупки, исходя из профиля и целей своей деятельности.

Таким образом, технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в Описании объекта закупки, аукционной документации, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) Заказчика. При этом, в полном соответствии с действующим законодательством, технические требования сформулированы таким образом, чтобы исключить необоснованные ограничения конкуренции.

Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Закон о контрактной системе допускает установление в аукционной документации таких требований, которые являются существенными для Заказчика.

Все технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными и обоснованы потребностями Заказчика.

Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе «Описание объекта закупки» не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод о том, что в рассматриваемой ситуации Заказчиком создано неоспоримое преимущество одному производителю, является несостоятельным.

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требо­ваний, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий            требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.

На участие подано 5 заявок, 4 из них допущены, снижение составило 35%, участники предлагают 3-х разных производителей, в заявках которых указано (Россия, Китай, Венгрия).   

Согласно с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СБ ТРЕЙД» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318200063919002942).

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны