Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2818/2022 по результатам рассмотрения жал... от 21 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-2818/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21 июля 2022г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены комиссии:

 

в отсутствие, надлежащим образом уведомленного, ООО «Группа Компаний «Спектр» (далее — Заявитель), при участии, путем системы ВКС, представителей ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку кресел для зрительного зала ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького» (извещение № 32211461141 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку кресел для зрительного зала ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького» (извещение № 32211461141 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 21.07.2022г. в 10:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения торгов, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-2818/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького» (далее – Положение), утвержденным наблюдательным советом ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького» 29.04.2022г.

09.06.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211461141 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку кресел для зрительного зала ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького».

Начальная (максимальная) цена договора – 11 400 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 09.06.2022г.

Дата и время окончания подачи заявок - 27.06.2022г. в 08:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять требования к характеристикам товара в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы, положения Технического задания являются противоречивыми и не позволяют потенциальным участникам подать заявку, полностью соответствующую требованиям Документации.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 29.06.2022г., на участие в конкурсе поступило 4 заявки, 2 претендента допущены к участию в торгах. Заявка Заявителя отклонена по причине несоответствия предлагаемого товара требованиям Документации.

Согласно указанному протоколу, в таблице 3 допущены разночтения: по показателю «Цвет ткани обивки» кресла Тип-1 Заявителем в пункте 34 предложено значение 6000 RAL, в пункте 53 — 6009 RAL; по показателю «Цвет деревянных элементов» кресла Тип-1, в пункте 35 предложено значение 8000 RAL, в пункте 50 — 8002 RAL; по показателю «Цвет ткани обивки» кресла Тип-2 Заявителем в пункте 34 предложено значение 6003 RAL, в пункте 53 — 6001 RAL; по показателю «Цвет деревянных элементов» кресла Тип-2, в пункте 35 предложено значение 8005 RAL, в пункте 50 — 8004 RAL. Аналогичные расхождения содержатся в описании кресел Тип-3 и Тип-4.

Вместе с тем, согласно доводу Заявителя, его предложение полностью соответствует требованиям Технического задания.

В соответствии с разделом 1 «Кресло Тип-1» Таблицы № 3 Технического задания установлены следующие диапазоны значений показателей:

1. «Цвет ткани обивки»:

в пункте 34 — от 6000 до 6037 RAL;

в пункте 53 — от 6009 до 6016 RAL.

2. «Цвет деревянных элементов:

в пункте 35 — от 8000 до 8028 RAL;

в пункте 50 — от 8002 до 8024 RAL.

Разделом 2 «Кресло Тип-2» Таблицы № 3 Технического задания установлены следующие диапазоны значений показателей:

1. «Цвет ткани обивки»:

в пункте 34 — от 6003 до 6035 RAL;

в пункте 53 — от 6001 до 6010 RAL.

2. «Цвет деревянных элементов:

в пункте 35 — от 8005 до 8024 RAL;

в пункте 50 — от 8004 до 8020 RAL.

Разделом 3 «Кресло Тип-3» Таблицы № 3 Технического задания установлены следующие диапазоны значений показателей:

1. «Цвет ткани обивки»:

в пункте 34 — от 6004 до 6030 RAL;

в пункте 53 — от 6003 до 6017 RAL.

2. «Цвет деревянных элементов:

в пункте 35 — от 8010 до 8020 RAL;

в пункте 50 — от 8006 до 8022 RAL.

Разделом 4 «Кресло Тип-4» Таблицы № 3 Технического задания установлены следующие диапазоны значений показателей:

1. «Цвет ткани обивки»:

в пункте 34 — от 6000 до 6037 RAL;

в пункте 53 — от 60010 до 6016 RAL.

2. «Цвет деревянных элементов:

в пункте 35 — от 8000 до 8028 RAL;

в пункте 50 — от 8007 до 8017 RAL.

Согласно пояснениям Организатора торгов, пункты 34, 35 Таблицы № 3 Технического задания устанавливают требования к спинкам кресел, пункты 53, 50 устанавливают требования к сидениям кресел.

Вместе с тем, согласно Таблице № 2 Технического задания, цветовая палитра деталей из древесины; обивки кресел должны иметь одинаковый цвет и оттенок.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации, описание участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии с документацией о закупке.

На основании изложенного, Организатором торгов в Техническом задании установлены различные требования к значениям одного показателя.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 1 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018г.), для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при проведении закупки, Организатор торгов должен обеспечивать равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.

Согласно пункту 8 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018г.), установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки противоречит положениям Закона о закупках.

Вместе с тем, указанные разночтения вводят потенциальных участников в заблуждение относительно требований Организатора торгов и не позволяют сформировать предложение, полностью отвечающее установленным параметрам.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя.

Кроме того, согласно доводу жалобы, Организатором торгов в таблице № 2 Технического задания установлены неоднозначные требования относительно диапазона температуры эксплуатации товара.

В соответствии с Таблицей № 2 Технического задания, конструкция кресел должна отвечать современным требованиям и стандартам, выдерживать эксплуатационные нагрузки при температуре в диапазоне ниже - 4°С и выше + 40°С.

Исходя из буквального толкования приведенного положения Документации, использование кресел допускается при температуре в диапазоне до - 4°С и диапазоне от + 40°С.

На основании части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Заявителем в адрес Организатора торгов направлен запрос о разъяснении положений Технического задания относительно значения указанного показателя.

Согласно разъяснениям Организатора торгов от 23.06.2022г., в Техническом задании установлены максимальные требования по желаемому диапазону поддерживаемых температур.

Кроме того, согласно пояснениям организатора торгов, оспариваемые значения показателя установлены в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 16854-2016 «Кресла для зрительных залов» (далее — ГОСТ 16854-2016) и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (далее - ТР ТС 025/2012).

Согласно пункту 7.5 ГОСТ 16854-2016, кресла в упакованном виде должны храниться в крытых помещениях при температуре не ниже +2°С и относительной влажности воздуха от 45 до 70%.

В соответствии с пунктом 6.4 ТР ТС 025/2012, при установке изделий мебели в непосредственной близости от нагревательных и отопительных приборов их поверхности во время эксплуатации должны быть защищены от нагрева. Температура нагрева элементов мебели не должна превышать +40°С.

Исходя из положений пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, требования к характеристикам закупаемого товара должны устанавливаться в соответствии с требованиями национальных стандартов и технических регламентов. В случае установления требований, отличных от норм национальных стандартов и технических регламентов Организатору торгов надлежит привести обоснование необходимости использования иных требований.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Техническое задание не содержит указание на положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в части значения температурного показателя, а также обоснования установления требований, отличных от норм национальных стандартов и технических регламентов.

На основании изложенного, Организатором торгов установлен некорректный диапазон температур, противоречащий от требованиям ГОСТ 16854-2016 и ТР ТС 025/2012.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов установлено нарушение пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Группа Компаний «Спектр» на действия ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку кресел для зрительного зала ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького» (извещение № 32211461141 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать Организатору торгов – ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением в отношении ГАУК КК «Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького».

 

Заместитель председателя комиссии

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны